Статьи

Домен .РФ – в поисках главного киберсквоттера

Домен .РФ – в поисках главного киберсквоттера

Ситуация вокруг регистрации имен в домене .РФ вызвала интерес Федеральной антимонопольной службы, депутатов и общественных деятелей, а теперь и прокуратуры. Лидера отрасли - компанию RU-CENTER - обвинили в киберсквоттерстве, пригрозив забрать у клиентов те домены, которые регистратор продал им на аукционах, а это почти 24 тысячи имен!

В RU-CENTER, правда, уверяют, что этого не случится, потому что все находится в рамках закона.

Домен .РФ, призванный помочь пользователям легче запоминать имена сайтов, стал, пожалуй, самым большим скандалом в Рунете прошлого года, который продолжается до сих пор. Не все было гладко с самого начала. Дали старт премиальным регистрациям - многие компании тут же ринулись регистрировать себя как товарные знаки. Дали возможность получить имена средствам массовой информации - и вот уже к СМИ себя отнесли Доставка.рф, Пиво.рф, Водка.рф, Дрожжи.рф, Кубики.рф и др.

Главным аккордом в этой доменной пьесе стали обвинения регистраторов в том, что они зарегистрировали часть доменов на себя. 14 заявлений против 5 регистраторов легли на стол в ФАС России, специально созданная комиссия назвала «нарушителей» поименно - так лидер рынка RU-CENTER купил для своих нужд 60 тысяч доменов. Так ли это на самом деле? И зачем ведущему регистратору эти доменные имена?

Каждому - по домену

По идее каждый пользователь должен был получить возможность купить домен на русском языке, чтобы создать на нем свой сайт или сделать для уже существующего сайта второе, легко запоминающееся имя. Казалось бы, откроют регистрацию, и каждый иванов, петров и сидоров сможет купить нужное имя для своего сайта. И так бы и случилось, если бы на рынке доменов параллельно с регистраторами не существовал нелегальный бизнес
перепродажи доменов среди киберсквоттеров.

Надо понимать, что киберсквоттер - это не тот, кого осенило, а не купить ли мне домен фейсбук.рф, а потом продать его Facebook за сотни тысяч. Это люди, которые скупкой и продажей доменов занимаются профессионально. У них есть так называемые технологические комплексы, которые позволяют им отправлять в интерфейс регистратора сразу поток заявок.

Это началось еще 6 лет назад, когда они стали покупать
освобождающиеся домены. У человека есть сайт, но домен он продлить забыл. Киберсквоттер покупает это имя, как только оно становится свободным, ставит на сайте под этим доменом рекламу и начинает зарабатывать на тех, кто надеется найти по старому адресу прежний ресурс.

Таких находчивых «бизнесменов» много, поэтому для борьбы друг с другом (ну и с пользователями параллельно) они стали разрабатывать специальные программы. На фоне потока заявок от киберсквоттеров простой пользователь просто не мог добраться до интерфейса регистратора технически, чтобы иметь шанс купить домен.

Чтобы 6 лет назад прекратить киберсквоттерский произвол с освобождающимися доменами, RU-CENTER ввел аукцион. Один недовольный домейнер тогда тоже обратился в ФАС, но получил отказ, там посчитали, что это нормальная бизнес-практика.

Голландский аукцион или киберсквоттерский рай?

Запуск домена .РФ долго обсуждался - и на конференциях, и в рабочих группах. Главный вопрос звучал так - как организовать процесс, чтобы в итоге каждый пользователь и каждый бизнес имел возможность получить имя, которое он хочет?

Эксперты предлагали сделать выбор в пользу голландского аукциона с поэтапным понижением цены. Тогда первые и самые вкусные имена продавались бы по 10 млн (за такую сумму вполне мог быть куплен, например, домен нефть.рф), затем - 5 млн, затем 1 млн и так далее до стандартной стоимости регистрации.

Маркетологи регистраторов уже разрабатывали программы по привлечению к этому аукциону представителей бизнеса. Говорили о том, что регистратор от каждого проданного домена получит только 15-20%, остальное уйдет администратору национального домена - Координационному центру (КЦ), который будет волен распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Вырученные от аукциона деньги
собирались направить на программы развития, например, на поддержку русского языка (домен-то кириллический).

Вообще продавать домены на аукционах - мировая практика. Так было сделано в домене ASIA, об этом договорились DotASIA, администратор домена ASIA, и корпорация ICANN, главный регулятор на рынке доменных имен. Аукцион был в домене Колумбии - CO. В противном случае, если купить имена сразу могут все желающие, лучшие из них расхватывают киберсквоттеры, а государство остается без налогов (домейнеры получают имена и перепродают их в несколько раз дороже на так называемом вторичном рынке без оформления договоров).

Но КЦ побоялся взять на себя ответственность распоряжаться деньгами, решив, что его обвинят в нечестном финансировании проектов своих знакомых или тех, кто дал взятку. Если нет аукциона в КЦ, значит он должен состояться у регистраторов. Если не будет у них, - нелегальный аукцион состоится у киберсквоттеров.
Когда этим вопросом заинтересовалась комиссия, в которую входили директор КЦ Андрей Колесников, депутат Александр Хинштейн, «приглашенный эксперт» Михаил Дворкович и другие, выяснилось, что КЦ был вынужден поспешно принять решение о старте открытой регистрации «под воздействием заинтересованных лиц». И именно поэтому выбор был сделан в пользу модели, которая получила название «киберсквоттерский рай».

Интерес к домену .РФ со стороны киберсквоттеров хорошо прослеживается в списках, которые были поданы регистраторам перед стартом открытой регистрации. Предварительные заявки на домены олицетворяли собой самые популярные запросы к поисковым системам. То есть когда один пользователь хотел купить имя булочнаянефтеюганска.рф (совершенно невостребованное сочетание слов), сотня киберсквоттеров охотилась за доменом вроде пластиковыеокна.рф (их в Яндексе в месяц ищут почти 300 тысяч раз).

Так кто здесь киберсквоттер?

Первоначально КЦ не возражал против проведения регистраторами, в том числе RU-CENTER закрытых аукционов. Работа
была построена так: регистратор принимает заявки до старта открытой регистрации от всех желающих, если заявка одна - домен сразу после старта переходит к этому человеку. Если заявок несколько - они попадают на аукцион, итоги которого зависят только от самих участников.

По правилам КЦ, передавать домены другим людям в течение первого года нельзя, поэтому администратором всех доменов, проданных на аукционе, формально является RU-CENTER (иначе аукцион просто не мог бы состояться), а истинных хозяев называют владельцами. Именно понятие «владелец домена» больше всего теперь и раздражает регулятора. Вместе с тем, как только ограничение на передачу имен будет снято, RU-CENTER передаст право администрирования доменами тем, кто по сути и так ими владеет. После этого с формальной точки зрения у регистратора не останется доменов, то есть основная причина претензий к компании исчезнет. А этого как раз и не хотят допустить конкуренты RU-CENTER, искусственно подогревающие конфликт. В самом RU-CENTER говорят о плохо скрываемом желании отдельных крупных игроков доменного рынка руками регулятора этот самый рынок переделить.

Всего на аукционах RU-CENTER выкуплено 23949 доменов на общую сумму 366 млн рублей, средняя стоимость домена - 15,3 тыс. руб. 83 рубля с каждого домена, по правилам, ушли в КЦ, с остальных получает налог государство. Самый дорогой домен был продан за 10 435 052 рублей. Реализация предложения КЦ аннулировать итоги аукционов оставит без честно выкупленных доменов почти 24 тысячи клиентов ведущего доменного регистратора! В RU-CENTER уверяют, что этого не случится. Но именно на такой исход надеются киберсквоттеры, рассказывающие центральным телеканалам, дескать, хотел я, простой юзер, получить домен кирпич.рф, а мне его не дали. Специалисты в один голос уверяют, что если бы аукцион RU-CENTER отменили, хорошие домены расхватали бы подешевке киберсквоттеры.

КЦ, «работая под давлением», не обратил внимание на многие принципиальные моменты. До старта открытой регистрации в индивидуальном порядке получали имена владельцы товарных знаков, некоммерческих организаций, СМИ, госорганы. Но по правилам ICANN, заявки на домены в новой зоне могут подавать только те владельцы средств индивидуализации, которые получили право на них до момента публикации правил открытия регистрации доменных имен в создаваемом домене верхнего уровня. В случае нашей страны это правило не было соблюдено, и после объявления о запуске домена .РФ разные компании побежали срочно регистрировать соответствующие средства индивидуализации. Так компания «ЦЭТИС» «застолбила» товарный знак, а затем домен секс.рф за .. дамскими сумочками. А домен ПОРНО.РФ купила организация «Потребительское общество рекреации «Наше озеро» (сокращенно - ПОРНО).

То же самое случилось потом со СМИ, когда средствами массовой информации стали компании, очень далекие от печатного, телевизионного, радио-мира или мира интернет-новостей. Благодаря тому, что КЦ как минимум дважды не обратил на эти вещи
внимание (вопрос случайно или намеренно?), часть имен ушла в подполье еще до старта открытой регистрации.

Регистратор терял 2000 клиентов в час

Кроме того, что на RU-CENTER были зарегистрированы тысячи доменов, компанию также обвиняют в том, что она заключила партнерские соглашения с другими аккредитованными в домене .РФ регистраторами, чтобы получить как можно больше имен на старте открытой регистрации. На самом деле аналогичные партнерские соглашения заключили все крупные регистраторы, потому что из-за введенных КЦ ограничений в первый день открытой регистрации каждый регистратор мог зарегистрировать только 4800 доменов в час, а только предварительных заявок у ведущих регистраторов было значительно больше, например, у RU-CENTER - 135 тысяч, у R01 - 35 тысяч, у Reg. ru - 10 тысяч. В RU-CENTER это расценивают как искусственное ограничение, направленное против компании.

В других странах регистраторская квота зависит от доли рынка каждого регистратора. То есть у кого клиентская база больше, тот получает более широкую «воронку» для регистрации. Может быть, больше доменов в час в зоне .РФ нельзя было регистрировать чисто технически? Нет, в следующие дни «планку» подняли до 10 тысяч.

RU-CENTER уже подсчитал, что из-за искусственных ограничений компания теряла в первый день до 2000 клиентов в час. И это, возможно, станет предметом отдельного судебного разбирательства. Всего у ведущего россйского регистратора сегодня на поддержке находятся около 3 млн доменов и 400 тысяч клиентов.

В марте на своем очередном совещании Совет Координационного центра рассмотрит варианты решения сложившейся конфликтной ситуации. Когда будет принято окончательное решение по ситуации вокруг старта домена .РФ и будет ли оно принято вообще, пока не ясно.

Марина Пурим, АиФ
Advertology.Ru

24.02.2011

на печать


Комментарии

wostok
09.03.2011 4:40 | сообщение #1
 

Ненужна вообще эта доменная зона. Всё это провернули только для того, чтобы денег срубить. Впрочем как и всё у нас делающееся.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 07:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация