Статьи

Взгляд со стороны. "Ответная" статья на статью Дана Германа "Эл Райс может представлять опасность для Вашего бренда"

Взгляд со стороны. "Ответная" статья на статью Дана Германа "Эл Райс может представлять опасность для Вашего бренда"

Прежде всего хочется отметить верное замечание автора статьи о "синдроме что-нибудь упустить (СЧУ)". Действительно, двадцать лет назад, когда писалась книга "Позиционирование", темп роста ассортимента товаров и выбора услуг были совершенно не те, что сегодня, а количество и скорость развития инноваций, возникших за последние годы, вероятно, перекрывает эти же показатели любой предыдущий период.

Любой из нас сегодня, наверняка, поймает себя на мысли о том, что совершает иногда (или часто) ненужные покупки, лишь бы быть "в курсе" последних веяний. Поэтому вопрос спонтанных покупок, основанных именно на этом принципе, Джек Траут и Эл Райс не затрагивают.

Что касается нескольких нижеследующих утверждений Дана Германа, в них есть несколько моментов, которые хотелось бы прокомментировать.

"Секрет силы Райса всегда заключался в его упрощенных формулировках. Он претендует на "универсальные истины" и формулирует правила "можно / нельзя", в которых не учитываются сложности".

С этим утверждением сложно согласиться хотя бы потому, что на страницах книги авторы не только не делают безапелляционных заявлений, но и разъясняют многие сложные моменты позиционирования товаров, которые находятся "на грани" соответствия самой теории позиционирования. Например, журналы Time и Business Week. Согласно теории позиционирования в "чистом виде", название Time менее удачно, чем Business Week, поскольку имеет двоякую трактовку: время как исторический континуум и как то, что показывают часы. То есть по идее должна возникать путаница в головах потребителей относительно темы журнала – часы или обзор новостей? И все же авторы объясняют, что, учитывая первенство журнала Time в своей категории периодических изданий (все-таки и конкуренция послабее была, и СЧУ, соответственно, у потребителей не наблюдалось), его название легко запомнилось  и стало столь популярным, что никакой двойной трактовки быть не может. Возможно, для более точного истолкования, слова авторов книги имеет смысл рассматривать в контексте конкретной главы, поскольку Джек Траут и Эл Райс довольно детально подходят к разъяснению возможных способов продвижения и позиционирования товаров и описывают множество вариантов развития событий. Что касается уверенности в высказываниях, с точки зрения того же позиционирования, специалист, оперирующий словами "мне кажется", "наверное", "скорее всего" и т.д. вряд ли будет воспринят читателями как компетентный. Уверенность тона и твердость аргументов присуща практически всем авторам специализированных трудов, не исключая автора статьи.

Примерно та же ситуация возникает с трактовкой подхода авторов книги к линейному расширению. "Райс заявляет: брендам нужно сосредотачиваться на одной категории продукции. Не рекомендуется расширять бренд с одной категории на другую. Лучше всего создать вместо этого новый бренд".

Не только авторы книги не придерживаются такого подхода, но и утверждают обратное: "Мы назвали линейное расширение "ловушкой", но не ошибкой. Линейное расширение может сработать, если..." (стр.167). Авторы действительно не являются ярыми сторонниками линейного расширения и уделяют много времени и места в книге разъяснению возможных "подводных камней" такой стратегии, однако наравне с этим они и рассказывают о том, когда линейное расширение работает. Также авторы предлагают пять критериев, по которым можно определить, когда при расширении имеет смысл использовать известное имя, а когда создавать новый бренд:

  1. объем продаж (продуктам - потенциальным лидерам продаж имеет смысл продаваться под своим брендом);
  2. конкуренция (на высококонкурентных рынках с присущей им информационной перегрузкой потребителей и множеством брендов в каждой из категорий часто легче продвигать товар под привычным и известным потребителю названием);
  3. рекламная поддержка (продукты со значительными рекламными бюджетами имеет смысл выводить под отдельными брендами);
  4. новизна (революционно новые продукты должны иметь собственные марки);
  5. дистрибуция (самостоятельные марки эффективнее для товаров, продающихся в магазинах, нежели для тех, которые продвигают торговые представители).

Что касается бренда Virgin, так часто используемого а качестве примера успешного расширения бренда (одного из широчайших в мире на сегодняшний день), то судить о "выносливости" такого успеха можно будет лишь после передачи браздов правления Virgin преемнику Ричарда Брэнсона. Поскольку именно на его имени более чем на чем-либо другом зиждется сегодня успех бренда Virgin.

"Райс заявляет: инновации должны быть основаны на создании новой категории продукции (автомобиль) или внесении разнообразия в существующую категорию (мини-вэн), но не на "скрещивании"/"прививании" разных категорий (автомобиль – самолет). Это – закон эволюции. Звучит хорошо, но это неправильно".

Автор статьи говорит о том, что Джек Траут и Эл Райс выступают против "скрещивания" или конвергенции продуктов. Однако речь в книге вообще не идет о развитии инноваций и видах инновационных продуктов, речь идет об их позиционировании. Конкретно о том, что в сознании каждого потребителя известные бренды занимают определенное "место" по определенному признаку. Авторы книги выступают против "запутывания" потребителей акцентом на множестве характеристик продукта, а не на одной-двух при его продвижении. Скажем, в чем принципиальное различие (кроме стоимости и внешних характеристик) между Mercedez, Volvo и BMW для непосвященного в "автомобильные" тонкости потребителя? В позиционировании по одному признаку: Mercedez  - качество, BMW - оптимальная машина для вождения и Volvo - безопасность.

"Позиционирование основано на сравнении с горами, вершины которых можно "покорить" и "завладеть" ими.  У этой идеи нет оснований. Gucci и другие не помешали относительному новичку, Prada, добиться осведомленности среди покупателей. Никто не может обладать эксклюзивным правом на какую-либо "вершину", концепцию или слово, в сознании потребителя... Истолковывая это, он предполагает, что мы запомним только первопроходца в категории и будем уделять внимание только ему. Это – часть теории позиционирования. Но теория позиционирования с самого начала не соответствовала современным знаниям о принципах работы памяти".

Авторы книги действительно говорят о том, что для удачного позиционирования "лучше быть первым на рынке, чем лучшим", поскольку в умах потребителей первый и лучший в отношении брендов часто становятся синонимами. Действительно, авторы приводят в пример то, что никто не помнит второго человека, высадившегося на луну или второго покорителя Атлантики на воздушном шаре. Однако авторы приводят в пример и компании, которые не были первыми на своих рынках, а лишь первыми грамотно заявили о себе. Скажем, компания IBM компьютер не изобретала. Опять-таки в книге идет речь именно о позиционировании продукта, а не о его фактическом первенстве или не-первенстве на рынке. Воспринимаемая реальность в мире брендов важнее той, что есть на самом деле – и концепция позиционирования именно об этом. Что касается брендов Gucci и Prada, то они как раз довольно удачно поддерживают позицию авторов книги, поскольку в мире моды, согласно обозревателям модных журналов и представителям самих этих модных домов, занимают разные позиции. Gucci – яркая, агрессивная, сексуальная одежда, Prada – сексуальная асексуальность, одежда-загадка, притягательная и в то же время не вызывающая. Поэтому Gucci и Prada – лидеры в разных категориях модных брендов класса люкс, а то, что оба бренда активно привлекают потребителей, не умаляет их позиций относительно друг друга.

"Посылая рынку сообщения через PR, вы будете обладать очень ограниченными возможностями контроля над ними. У журналистов будут собственные соображения и цели. Как же тогда PR может использоваться в качестве главного средства для того, чтобы вызывать и определять ожидание в сознании потребителя? Райс утверждает, что ограниченные ресурсы для поддержки формирующегося, но еще не приносящего прибыли бренда на длительный период – еще одна причина рассчитывать на PR. Но заинтересованность СМИ в новом бренде даже в лучшем случае весьма недолговечна!"

Как специалист в области репутационного менеджмента, позволю себе не согласиться с подобным утверждением. Ни PR, ни тем более реклама не дают владельцу бренда над ним полного контроля. Поскольку, контролировать то, что априори не "находится" в руках или в головах владельцев бренда просто невозможно. Репутацией компании и ее продуктов можно и нужно управлять, а одной рекламы для грамотного позиционирования недостаточно. Особенно, если речь идет о завоевании доли рынка и выхода на широкую общественность, которая, кстати, не ограничивается СМИ. Есть еще эксперты, конкуренты, "игроки" смежных рынков, потребители, в конце концов, и т.д. Целью PR не является исключительно завоевание расположения СМИ к бренду, СМИ – лишь механизм воздействия на его целевые аудитории. А реклама без PR-поддержки часто может быть неверно истолкована, что в свою очередь приведет к снижению ее эффективности.

Марина Стародубская

06.12.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.11.2024 - 05:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация