Статьи

Heidelberg уходит из России

Heidelberg уходит из РоссииМировой лидер полиграфического машиностроения Heidelberg сворачивает свой главный инвестиционный проект в России. Компания сетует на плохую макроэкономическую ситуацию и враждебную для инвестиций законодательную среду

Совсем недавно рейтинговое агентство Fitch повысило кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня, год назад то же самое сделало агентство Moody's. Но, судя по некоторым фактам, не все так безоблачно для инвесторов в нашей стране. Почти одновременно с заявлением Fitch свое - о сложностях полиграфического бизнеса в России - сделала известная международная компания Heidelberg.

Не заметить заявления специализирующейся на выпуске типографского оборудования Heidelberg никак нельзя: одно дело, когда жалуются жирующие сырьевики-нефтяники, другое - когда недовольны машиностроители, чей бизнес - наукоемкое производство.

Около года назад "Эксперт" анализировал перспективы развития российского бумажно-полиграфического кластера. Выяснилось, что отрасль готова к мощному рывку, сопряженному с массовыми инвестициями и всеобщей модернизацией. Для этого существовали все предпосылки, дело оставалось за малым - нужна была поддержка инвесторов со стороны государства, например в виде снижения уровня пошлин на комплектующие для современного типографского оборудования или заградительных налогов на импорт печатной продукции. Но год прошел, а воз и ныне там. Оформленной промышленной политики и даже минимального внимания этот сегмент нашей экономики, оцениваемый в 2,5 млрд долларов, так почему-то и не получил.

Мечта газетчиков

Heidelberg к российскому рынку стала присматриваться лет десять назад. В 1996-м компания открыла здесь представительство. А через год в корпорации обратили внимание на кадровый резерв российского машиностроения. Тогдашний рост интереса к подержанному полиграфическому оборудованию побудил немцев попробовать организовать в Москве небольшой цех по восстановлению печатного оборудования. Они вошли в этот бизнес и, по словам главы представительства Heidelberg в России Владимира Бабаева, "получили удачный опыт работы с некоторыми элементами сборки, а также металлообработки в России". Вместе со своим немецким начальником г-н Бабаев ездил по России и показывал ему наши машзаводы, демонстрируя уровень профессионализма отечественных работников и инженеров. Немцы обратили внимание на то, что на российских заводах хорошо выпускают только первые образцы, а вот серийное производство страдает. В Heidelberg пришли к выводу, что со своим опытом они могут помочь российскому производству, и решили сюда инвестировать.

Heidelberg начал переговоры с "Рыбинскполиграфмашем", одним из двух российских заводов - производителей типографских машин. Обсудив детали, стороны пришли к выводу, что в России интересно производить в первую очередь оборудование для печати газет. Качество газет в России несопоставимо хуже, чем за рубежом. В США, например, около 70% газетных изданий выходят в цвете - в России цветная в лучшем случае только каждая десятая газета. Так что потенциально спрос на цветную печать и соответствующую типографскую технику огромен.

Heidelberg взял за основу свою проверенную машину Merkury и усовершенствовал ее с учетом российских стандартов и запросов полиграфистов. Предполагалось, что на "Рыбинскполиграфмаше" за счет разработки и совершенствования некоторых узлов машина будет производиться в самой простой и экономичной комплектации. Она должна была стать самой дешевой типографской машиной этого класса, производимой в России. Heidelberg удовлетворял уровень профессионализма рыбинцев, но не устраивал профессионализм их маркетинговых служб. Немцы взялись помочь рыбинцам, организовав доступ "Полиграфмаша" к сбытовой сети Heidelberg.

И вот недавно этот замечательный проект немецкая компания оперативно свернула. Почему?

Детали бракоразводного процесса

По мнению Владимира Бабаева, "позиция компании не изменилась: Россия сейчас один из самых перспективных рынков, на который смотрит вся передовая зарубежная полиграфия как на рынок с большими возможностями". Однако импортзамещение в области организации производства нового полиграфического оборудования здесь, в России, компании Heidelberg пришлось свернуть. Это было обусловлено двумя основными причинами: сам концерн Heidelberg продал свой бизнес по производству ролевых (газетных) машин американской корпорации Goss, да и российские коллеги не смогли убедить немцев в том, что западный инвестор получит в России все, что захочет, в рамках разумного, разумеется, если соберется организовать здесь собственное производство. В результате Россия потеряла рабочие места, дополнительную налоговую базу и потенциальный рынок сбыта от торговой сети Heidelberg. А Goss перенастроил производство этих же самых газетных машин в Китае и теперь скорее всего будет поставлять их опять-таки к нам, в Россию.

Более того, для полиграфических машиностроителей кардинально меняются ключевые условия развития бизнеса. Инвестиционный климат в полиграфической индустрии резко ухудшается. Еще год назад участники отрасли ощущали постдевальвационный эффект роста экономики, наблюдался рост инвестиций в производство. Сейчас все это сходит на нет. В целом по стране за последние три-четыре месяца замедлился рост ВВП, сократились и инвестиции в полиграфию, которая, между прочим, является одним из признанных индикаторов здоровья экономики.

Спад в полиграфии произошел благодаря трем составляющим. Сильный рубль сделал российскую полиграфию неконкурентоспособной. Российским полиграфистам приходится завозить все расходные материалы и оборудование из европейской зоны, а сильный евро повышает себестоимость готовой продукции, при этом конечную цену полиграфистам приходится выставлять в долларовом эквиваленте. К тому же цены на бумагу в России значительно выше, чем на западных рынках, однако производимая из нашей бумаги продукция при экспорте еще и облагается пошлиной и НДС.

Эту ситуацию можно было бы исправить, но чиновники не провели соответствующей системной работы. По-прежнему остался НДС и налоги на ввоз оборудования. Конкурировать с другими странами в рамках привлечения инвестиций в налоговом аспекте Россия отказалась. Между тем в Казахстане, например, вообще отсутствуют НДС и таможенные пошлины на ввоз нового оборудования. Типографский бизнес там сейчас становится на широкую ногу. Создаются новые рабочие места. Казахстанские типографии успешно функционируют и берут заказы за рубежом, в том числе в России.

Импорт готовой полиграфической продукции в Россию увеличивается. И конкурировать с этим потоком становится все труднее. Зачастую иностранные типографии сильно демпингуют. Но государство не ставит преград этому демпингу. То ли нет действенных механизмов, не разработана нормативная база, то ли просто чиновники бессильны.

Между тем год от года доходность российских типографий падает - как следствие, падает и спрос на типографское оборудование. В этом виновато и то, что российская полиграфия до сих пор остается, по сути, государственной. Вопрос со сроками приватизации гостипографий так и остается невыясненным. Пока же эта проблема не решится, российские типографии не смогут конкурировать с западными полиграфическими компаниями, которые уже сейчас стали выходить на отечественный рынок. У них нет ни стимула, ни возможности горизонтальных слияний, нет средств на масштабные реновации. Принадлежа государству, но не имея от него никакой финансовой поддержки, эти типографии начинают демпинговать и "ломать" цены, лишь бы выжить на этом рынке. Мало того, в этом направлении на российском полиграфическом рынке у них уже появляются иностранные конкуренты, тоже делающие ставку на демпинг. Россия не защищает свой рынок. И миллиардные заказы уходят в типографии Украины, Белоруссии и Прибалтики, не говоря уже о западноевропейских конкурентах.

Доходность полиграфии падает, инвестиции сокращаются еще сильнее. Если посмотреть структуру поставок типографского оборудования, можно увидеть, что доля подержанного оборудования стала сильно расти, значит, печатники теперь не слишком богаты.

В общем-то, спрос печатников мог бы быть расширен за счет производства недорогих и доступных машин Merkury. Проект был хорошо проработан в рамках СП с рыбинским "Полиграфмашем". Была построена первая машина, по словам очевидцев, неплохого качества. Heidelberg готов был запустить Merkury в серию. Но, чтобы начать серийное производство, нужна была уверенность, что будет гарантированный заказ, что поставки комплектующих не будут облагаться пошлинами и налогами, что не возникнет задержек с возвратом НДС при экспорте оборудования в рамках проекта. По словам Владимира Бабаева, "в целом концерн не увидел для себя главного сигнала, а именно: приходите в Россию, серийно производите здесь оборудование, и вы получите необходимые льготы, бюрократических проблем не возникнет, вы получите преимущества при продаже этого оборудования в России и растущий рынок сбыта". Но уверенности у иностранцев в этом не было.

Невнимательность наших чиновников к проблемам Heidelberg была, скорее всего, связана с тем, что производство полиграфического оборудования - не самая приоритетная область для российской экономики. Объем рынка этого оборудования в России не превышает 500 млн долларов в год, а доля газетных машин в нем составляет от силы 10-12%. Однако китайцы, например, не отказались от такого проекта и создали все условия для его осуществления.

Андрей Виньков www.expert.ru

06.12.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.01.2025 - 17:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация