Есть мнение ...

Первый плюс пятый

Первый плюс пятый

В начале февраля премьер-министр России Владимир Путин приехал на Первый канал, чтобы поздравить его руководителя Константина Эрнста с наступающим 50-летием и заодно поболтать с сотрудниками канала о жизни. Через несколько дней стало известно, что 25 процентов акций главной государственной медиатрибуны купил Юрий Ковальчук, которого деловая пресса из года в год называет "другом" премьер-министра.

В упрощенном виде схема владения Первым каналом в последнее десятилетие выглядела так: 49 процентов телекомпании были во владении Романа Абрамовича, остальные ценные бумаги - у государства. На деле все было немного сложнее (доля Абрамовича была распределена между несколькими фирмами), но суть от этого не меняется: именно владелец "Челси" был главным частным акционером канала.

В политику Абрамович не лез: как заявлял в интервью "Коммерсанту" Джон Манн, управляющий активами бизнесмена, структуры Абрамовича не вкладывали в канал деньги, стабильно получали дивиденды, а на собраниях акционеров пакетом Абрамовича часто по доверенности голосовал Константин Эрнст.

Зачем Абрамовичу понадобился медиаактив, не было понятно все 2000-е годы. Хотя с точки зрения бизнеса покупка части телеканала была вполне успешной операцией: 49 процентов акций Первого были приобретены у Бориса Березовского за 175 миллионов долларов, а 25 процентов проданы (если верить тому же "Коммерсанту") за 150 миллионов.

Правда, оценка четверти главного российского телеканала в 150 миллионов долларов вызывает довольно много вопросов. Ведь такая сумма означает, что весь канал стоит 600 миллионов долларов. Для сравнения, группу CTC Media (CTC, ДТВ, "Домашний") трейдеры на фондовой бирже в Нью-Йорке оценивают более чем в три с половиной миллиарда долларов. Так что либо оценки источников "Коммерсанта" занижены, либо "Национальной медиагруппе" Юрия Ковальчука удалось каким-то образом сбить стоимость Первого.

Впрочем, о том, что Ковальчук умеет купить какой-либо актив задешево, а потом сделать на нем "большой бизнес", СМИ пишут уже не первый год. В 2008 году Forbes привел хороший пример такого рода - сделку по страховой компании "Согаз".

В 2004 году "Газпром" решил избавиться от своего непрофильного актива и продал "Согаз" за 1,7 миллиарда рублей. Основным владельцем компании стали структуры Ковальчука. После этого за два с половиной года "Согаз" принес владельцам 7,5 миллиарда рублей чистой прибыли и 50 миллионов долларов дивидендов.

В конце 2000-х годов Ковальчук, который интересовался совершенно разными видами бизнеса - от банковского и страхового до медийного - сосредоточился на построении медийной империи, базой для которой стал "Пятый канал": единственный федеральный телеканал, вещающий не из Москвы.

Национальная медиагруппа

На сайте НМГ сказано, что она была образована в феврале 2008 года путем слияния медийных активов "Согаза", "России", "Сургутнефтегаза" и владельца "Северстали" Алексея Мордашова. В холдинг попали "Пятый канал", Рен-ТВ и газета "Известия".

Практически сразу после того, как был создан холдинг, стало понятно, что он будет расширяться. Уже летом 2008 года сообщалось, что НМГ приобрела неконтрольный пакет акций в издательском доме "Ньюс медиа", выпускавшем тогда таблоиды "Жизнь за всю неделю" и "Твой день".

Кроме того, НМГ активно сближалась с Первым каналом. В 2009 году контракт на продажу рекламы на "Пятом" и Рен-ТВ получила компания "Видео Интернешнл", основным партнером которой являлся Первый канал. А в середине 2010 года структуры Ковальчука купили саму "Видео Интернешнл" и, таким образом, стали сами продавать рекламу на Первом. Именно из рекламы, реализуемой ВИ, формируется основная часть выручки Первого.
Примечательно, что в том же 2010 году ВИ пришлось отказаться от предоставления своих услуг целому ряду телеканалов из-за антимонопольных поправок в закон "О рекламе". ВИ отказалась от продажи рекламы на телеканалах ВГТРК, поменяла условия сотрудничества с СТС (теперь ВИ не реализует эфирное время, а является подрядчиком без права участия в переговорах по цене на рекламу), но с Первым контракт был продлен.

Дальше сотрудничество НМГ с главным телеканалом страны только укреплялось. В ноябре 2010 года на "Пятый" в качестве консультантов были приглашены заместитель руководителя дирекции информационных программ Первого Алексей Бродский и несколько других менеджеров. Уже в декабре Бродский стал гендиректором "Пятого канала", после чего телеканал начал активно меняться.

Все это давало повод для слухов о вхождении структур Ковальчука в структуру акционеров Первого канала. Особенно активно эти слухи стали распространяться после скандальной публикации газеты "Ведомости". Издание еще в ноябре написало, что Абрамович, возможно, избавился от своей доли в Первом. Поводом для этого стало изучение структур, на которые зарегистрированы акции телеканала, в частности компаний "Растрком 2002" и "Эберлинк 2002". Их гендиректором оказалась однокурсница Владимира Путина по юридическому факультету Ленинградского университета Елена Сорокина.

Представителям Абрамовича пришлось даже давать специальное интервью "Коммерсанту", чтобы опровергнуть статью "Ведомостей". Джон Манн тогда рассказал, что Елена Сорокина работает на бизнесмена, потому что на юрфаке МГУ много хороших юристов, и что никому свою долю Абрамович продавать не собирается. Правда, в интервью есть один тонкий момент: когда журналистка Арина Бородина спросила Манна, что будет, если государство ("президент или премьер-министр", уточнила она) попросят Абрамовича продать свой пакет, тот ответил: "Тогда будет произведена их рыночная оценка, и они будут проданы".

Настал ли в феврале 2011 года такой момент, когда Абрамовича "попросили", или он сам решил продать часть своего актива, неизвестно - и вряд ли когда-нибудь станет известно. Однако понятно, что за сделкой все равно будут так или иначе видеть "руку Путина". Обозреватель Forbes Константин Гаазе уже написал, что сделку стоит воспринимать как подготовку к выборам 2012 года, особенно учитывая возможное противостояние Путина и Медведева.

Так это или не так, уже в ближайшем будущем покажет "Время": именно по освещению политических новостей на телеканале станет понятно, насколько изменится политика Первого с приходом Национальной медиа группы. В самой НМГ сделку объясняют исключительно рыночными мотивами: источники "Коммерсанта" в компании утверждают, что холдингу просто некуда было деть свободные средства, полученные от продажи компании "Национальные телекоммуникации", а тут как раз подвернулась сделка с Абрамовичем.

Александр Поливанов, Lenta.ru
Advertology.Ru

10.02.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.01.2025 - 01:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация