Журналисты сказали ФАС про пиво
1 декбабря Экспертный совет по рекламе при ФАС во второй раз рассматривал неэтичное поведение производителей алкоголя. Под горячую руку чиновников ведомства традиционно попали "водочники" и "коньячники", рекламирующие товары, которые имеют те же названия, что и крепкие спиртные напитки, пивовары, которые используют в рекламе стимулирующую лотерею, а также пивоварня "Тинькофф", которая пала жертвой общественного мнения. В ФАС заявили, что идея рассмотреть степень этичности рекламы пива "Текиза" возникла после многочисленных звонков журналистов. Хотя игроки алкогольного рынка относятся к рекомендательным предписаниям Экспертного совета не очень серьезно – многие из них даже не знали, что сегодня чиновники будут разбирать их поведение, – его решения могут серьезно сказаться на рекламном бизнесе. Рекомендациями совета ФАС руководствуется при вынесении решений о штрафе или предупреждения.
За месяц, прошедший со времени первого заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС, у чиновников появились претензии к ряду производителей алкоголя. Украинской компании "Союз-Виктан" предписали прекратить рекламировать воду, имеющую одинаковое название с водкой. В Роспатент будут направлены запросы по поводу правомерного использования винно-коньячным заводом "КиН" марки "Московский" и компанией "Диамант Алко" марки "Беленькая". Кроме того, совет рассмотрел вопрос о том, не является ли использование стимулирующей лотереи в рекламе пива "Балтика" и "Арсенальное" завуалированной информацией о том, что его употребление имеет важное значение для достижения личного успеха. Не придя к единому мнению, члены совета решили отправить рекламу на дополнительную лингвистическую экспертизу. Также на повестке дня был вопрос о том, этична ли реклама пива "Текиза". За день до обсуждения представитель ФАС объяснил, почему компания "Тинькофф" опять попала в поле зрения антимонопольщиков. "Будет обсуждаться вопрос, соответствует ли этическим нормам реклама пива "Текиза"", – заявил RBC daily заместитель начальника управления контроля рекламной деятельности ФАС Сергей Пузыревский. На вопрос корреспондента RBC daily, возмутил ли чиновников "секс", присутствующий в рекламе, г-н Пузыревский ответил: "Так там вроде не секс, а любовь". Идея обсудить безнравственность ролика "Текиза" в головах чиновников возникла не на пустом месте. "В наше управление поступило много звонков. Особенно от журналистов, которые спрашивали, не собираемся ли мы предпринять какие-либо санкции к пивоварне "Тинькофф" за эту рекламу, – продолжает г-н Пузыревский. – Вот мы и решили внять голосу общественности".
Директор по репутации компании "Тинькофф" Оксана Григорова заявила RBC daily, что их ролики регулярно становятся темой обсуждения в различных подразделениях ФАС, однако ни разу пивоварня не получала никаких письменных уведомлений или требований. О причинах, побудивших ФАС обсудить ролик, г-жа Григорова говорить не стала, однако в историю про журналистов не поверила. "Я сомневаюсь, что журналисты оборвали телефонную линию ФАС с требованием заклеймить ролик", – говорит Оксана Григорова.
Эксперты рекламного рынка считают борьбу ФАС с завуалированной рекламой крепкого алкоголя на телевидении очень полезной. "Когда завуалированная реклама крепкого алкоголя появилась в первый раз, это было забавно, – заявил RBC daily вице-президент по развитию рекламного синдиката "Идальго-имидж" Дмитрий Солопов. – Но когда это стало системой, то начало вызывать отторжение. Завуалированная реклама алкоголя действительно очень неэтична и непрофессиональна. Ни один западный производитель не позволяет себе такого, например, нигде нельзя увидеть рекламу не только конфет Absolut, но даже конфет Finlandia или одежды Marlboro Classics – товаров, которые действительно пользуются очень большим спросом". Что же касается оценки этичности провокационной рекламы, подобной рекламе "Текизы", то, по мнению г-на Солопова, принятие решений по этому вопросу нельзя отдавать на откуп ФАС, так как это может привести к деградации рекламного искусства. "Вопросы этичности очень эластичны, – говорит Дмитрий Солопов. – Конечно, ролик находится на грани христианской морали, как и любая реклама "Тинькофф", но он не ущемляет моральные чувства большинства зрителей. В свое время ФАС уже запретил показывать ролик компании "Розыгрыш в Милане". Это решение тогда принесло много очков Олегу Тинькову, однако для рекламного рынка подобные прецеденты имеют негативные последствия. Они приводят к тому, что креативщики перестают создавать яркую, запоминающуюся рекламу". Однако на этот раз представители Экспертного совета отнеслись к провокационной рекламе "Тинькофф" снисходительно и, приняв во внимание, что ролик транслируется только после 22.00, решили не "осуждать" его.
Хотя многие игроки алкогольного рынка к заседаниям Экспертного совета при ФАС из-за рекомендательного характера их решений относятся несерьезно, СМИ и агентства, размещающие наружную рекламу, предпочитают не доводить дело до штрафов и прекращают размещать неугодную ФАС рекламу. После первого заседания совета, которое состоялось в конце октября, из эфира и вагонов метро исчезла реклама питьевой воды "Ять", коктейлей Hooch (признанная неэтичной из-за слогана "оHOOCHенные фрукты"), и реклама пива "ПИТ", где его пьет Циолковский. За последние несколько месяцев ФАС уже несколько раз накладывала штрафы на СМИ – так, в незаконной рекламе алкоголя были уличены Первый канал, редакция газеты "Московский комсомолец", журналы FHM, Marie Claire. Среди производителей алкоголя штрафу в размере 40 тыс. руб. подверглась только пивоваренная компания ОАО "САН Интербрю".
03.12.2004
Комментарии
Написать комментарий