Новости

Почему МАП не стал ФАКом

Почему МАП не стал ФАКом

В ОДНОЙ телерекламе про хозяйку, умудрившуюся законсервировать сто банок с "правильным" маслом, звучал веселый лозунг: "Уткины от зависти крякнут!" Только этого ролика москвичам больше не увидеть: он был снят из эфира после жалобы реальной гражданки Уткиной. Ее ребенка с "крякающей" фамилией задразнили в школе, и мама справедливо вопрошала: "Ну почему Уткины? Почему не Ивановы? Не Петровы? Не Сидоровы?" Похоже, всем теперь стоит задуматься, прежде чем вольно использовать слова русского языка.

ГЛАВНЫЙ документ в делах "о чести и достоинстве русского языка" - заключение экспертов-лингвистов, которые компетентно скажут: то, что прозвучало (было написано), - оскорбление, сквернословие, клевета, могут ли эти слова опорочить деловую репутацию. С какими "словесными" проблемами чаще всего сталкиваются москвичи?

Закон с двойным дном
"НАПРИМЕР, часто люди обращаются к экспертам с просьбой помочь понять текст закона, - рассказывает Оксана Грунченко, кандидат филологических наук, сотрудник Института русского языка им. Виноградова. - Казалось бы, это дело юриста. Но и без помощи лингвиста не обойтись. Так, в текстах законов (например, Налогового кодекса РФ) много таких формулировок: "… имеют право делать мужчины, женщины и девушки, не состоящие в браке". Непонятно, к кому относится оборот "не состоящие в браке". То ли к мужчинам, то ли к женщинам и девушкам, то ли только к девушкам, то ли ко всем, вместе взятым. Иногда лингвистическая безграмотность законодателей приводит к судебным тяжбам. К сожалению, никаких специальных постановлений, обязывающих власти проверять свои законы на неоднозначность, у нас нет".
Отдельная проблема - оскорбление. Лингвисты шутят: "Муж, который подал на жену в суд за то, что она назвала его "козлом", и есть… козел". Для бытовой и публичной речи существуют разные нормы. Если прилюдно сказать про депутата или чиновника: "Он - бандит" - это 100%-ное оскорбление. Хотя такими фразами пестрят политические дебаты. На самом деле нецивилизованные высказывания оскорбляют не только тех, к кому они обращены, но и нас - людей, которые вынуждены все это слушать. Кстати, "обзывательства", которые прежде считались очень обидными, сегодня могут оказаться чуть ли не комплиментом. Например, раньше слово "мент" было таким же оскорбительным, как "мусор". Но сейчас противоречием не будет даже выражение "мент-герой".
Российскими законами запрещено сквернословить в общественных местах. Но, к сожалению, осудить человека за это сложно. Не существует ни одного академического словаря мата (есть "Словарь русской заветной идиоматики" Василия Буя, но в строгом смысле он толковым словарем не является), поэтому любое высказывание насчет слова как "скверного" будет только личным мнением. Но общая тенденция такова: сегодня люди младшего поколения относятся к сквернословию более толерантно.


Название без названия
ОТДЕЛЬНАЯ забота экспертов-лингвистов - анализ товарных знаков и названий, который выполняется по просьбам организаций. Например, в Институт русского языка им. Виноградова поступал запрос по поводу аббревиатуры "ГИБДД". Лингвисты пришли к выводу, что для дорожной инспекции имя очень неудачное. Часть слова "гиб" у русских неизбежно ассоциируется с гибелью. Но почему-то инспекция доброго совета не послушалась. И даже хорошим поводом для смены названия - реорганизацией - не воспользовалась: слухи о переименовании ГИБДД в Департамент организации безопасности дорожного движения (ДОБДД) не подтвердились. Зато МАП очень разумно не переименовали, например, в ФАК (Федеральный антимонопольный комитет). Теперь названия этой службы звучит как команда для собаки - ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
А с этикетками просто беда. На столичный рынок выходила вода под название "Blue water", то есть "Блу вота". Вы бы захотели попить водички с таким названием? Транскрипция японских слов предлагает двойное прочтение: "суси" и "суши", "Мицубиси" и "Мицубиши". Но об этих вариациях лучше не говорить компании "Доширак". Лозунги (даже те, которые уже вышли "в народ") часто не очень удачные. Например, такая реклама: "Наш мясокомбинат отказался от использования генно-модифицированных продуктов". Вдумайтесь: из этого утверждения следует, что раньше в их колбасе ГМП было хоть отбавляй.

Дарья МАРТЫНКИНА
Фото Олега ДЬЯЧЕНКО

03.12.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.01.2025 - 17:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация