Статьи

Кому можно верить в Интернете

Кому можно верить в Интернете

Заголовками, подтверждающими либо опровергающими возможность создания соцсетью Facebook собственного мобильного телефона, в течение последних двух дней пестрят сотни СМИ. Интернет-издание InfoWorld решило напомнить своим коллегам о том, что же такое журналистика и рассмотрело на свежем примере жизненный цикл интернет-слухов.

В своей публикации The Facebook phone, or how to kill journalism in 10 easy steps, InfoWorld рассказывает, как за 10 простых шагов новость, опубликованная одним источником в Сети, обрастает домыслами и подробностями.

Напомним, 19 сентября популярное интернет-издание TechCrunch со ссылкой на анонимный источник сообщило о том, что Facebook секретно готовит к выпуску собственный мобильный телефон. Буквально через несколько часов представители соцсети опровергли данную информацию. Однако рассуждения на эту тему уже распространились по всему Интернету и обросли подробностями. При этом даже опровержение Facebook и убийственная публикация на портале Esarcasm.com, высмеивающая данную новость, не остановили волну догадок и предположений.

А выглядит эта схема, по описанию InfoWorld, примерно так:

1. Facebook создает телефон (TechCrunch). Не важно, что сайт не сообщает никаких подробностей, не дает доказательств и не называет источники (за исключением анонимных). Все эти недочеты перекрывают слова «телефон Facebook».

2. Facebook создает телефон? (все остальные издания). То есть на самом деле, журналисты не уверены, что это правда, но они не могут пропустить такую историю. Ведь новость опубликовал не кто-нибудь, а TechCrunch! Как перестраховаться? Добавить в заголовок знак вопроса, а в текст - побольше скепсиса.

3. Фиктивные подробности. Следующая волна блогеров дополнит первоначальную новость деталями, которых ей не хватало. Например, сообщением о том, что «телефон будет работать под управлением ОС Android». Такое вранье безопасно. На какой еще платформе может работать телефон: iOS? Symbian? Windows Mobile?. По большому счету, это не имеет значения - кто будет возвращаться к публикации и проверять изложенные в ней данные?

4. Ранние фотографии телефона Facebook. Несмотря на то, что телефона пока не существует, кто-то где-то обязательно достанет его фотографии. А еще лучше, если этот кто-то сошлется на очередной анонимный источник, от которого эти фотографии поступили.

5. Почему мир нуждается в телефоне Facebook. Очередь за блогерами, которые пропустили первую новость (см. «Facebook создает телефон»), потому что она появилась в выходной день. Им приходится компенсировать свою неоперативность глубокой аналитикой, в которой приводится множество причин, почему выпуск такого телефона имеет смысл.

6. Почему миру не нужен телефон Facebook. Об этом приходится писать тем, кто узнал обо всем из аналитики предыдущей волны блогеров. И это последняя, пусть и слабая попытка обыграть сообщение.

7. Facebook опровергает сообщения о создании телефона. PR-отдел Facebook наконец-то проверяет свои ленты подписок и видит «грозовые облака», сгущающиеся над блогосферой. Тут же готовятся и рассылаются опровержения по основному списку СМИ. Естественно, после этого возникает новая волна сообщений.

8. Опровержение Facebook - еще одно доказательство, что соцсеть создает телефон. Цепочка должна замкнуться и история возвратится к тем, кто ее начал - TechCrunch. Изданию, видимо, придется отстаивать свое честное имя в ответной публикации. Для справедливости стоит отметить, что схожая история у издания уже была - когда TechCrunch предсказал в одной из публикаций выход Nexus One - первого смартфона, работающего на платформе Android 2.1. И ведь он действительно появился в скором времени...

9. Facebook против блогосферы. Еще один раунд - дискуссия между блогами и предполагаемыми создателями телефона. Если бы соцсеть действительно собиралась выпустить свой телефон, конечно, она бы это отрицала. А если таких планов не было - она также отрицала бы это. А когда шансы делятся в пропорции 50 на 50, почему бы не воспользоваться этим для создания очередной «горячей» истории?

10. Как мог бы выглядеть телефон Facebook. Некоторые блогеры могут в принципе проигнорировать вопрос о том, является ли правдой сама новость, и всецело погрузиться в мир фантазий - ведь он требует гораздо меньше фактов.

К этим десяти пунктам вполне можно дописать одиннадцатый - анализ цикла слухов о том, что Facebook выпускает телефон, - добавляет InfoWorld. По мнению автора публикации, мы живем в век мета-журналистики. А с появлением таких историй, как вышеописанная, можно переименовать ее в мета-мета-журналистику.

Однако с доводами InfoWorld можно не согласиться - говорить об «убийстве» журналистики все-таки рано. По мнению шеф-редактора BFM.ru Антона Носика, пример TechCrunch и Facebook неудачен и малопоказателен, поскольку ссылка на анонимные источники - порой единственный способ опубликовать ту или иную информацию. «В высококонкурентной среде Силиконовой долины у игроков существует одна главная задача - чтобы никто ничего не узнал о новой разработке до того момента, пока о ней расскажет их пресс-служба. Такой политики придерживается и Apple, и Google, и Facebook. Нет никакого другого способа узнать о том, что готовит Facebook, кроме утечки информации от представителя компании. И естественно, если человек не хочет быть уволенным и попасть под судебные иски, он расскажет об этом журналисту только на условиях анонимности», - считает Антон Носик.

По его словам, журналистика часто питается именно от тех самых источников, которые желают оставаться анонимными. И, естественно, многие издания на такие источники ссылаются. Другое дело, какому первоисточнику доверять. В Интернет действительно нередко сбрасываются «утки» с неблаговидными или, например, юмористическими целями. Так, некоторые блогеры любят пошутить над своими недобросовестными коллегами и специально публикуют полнейшие небылицы.

А для того, чтобы решить, стоит или не стоит доверять той или иной информации, существует репутационный механизм. Издание TechCrunch, например, имеет определенный опыт работы на рынке, у него хорошая репутация, штат журналистов, свои источники информации. Поэтому нельзя обвинять в непрофессионализме и те СМИ, которые опубликовали новость, сославшись на такой первоисточник. «Если бы «Интерфакс», например, написал об отставке Путина, то, даже если в это сложно поверить, это было бы новостью - уже потому, что об этом сообщил «Интерфакс», - привел пример Антон Носик.

По его мнению, TechCrunch не раз оправдывал доверие своих читателей. «Сотрудники различных корпораций - и зарубежных, и российских - не раз узнавали из этого издания те новости, о которых в собственной компании им не посчитали нужным сообщить», - рассказал он. Я, например, много раз встречал в TechCrunch информацию со ссылками на анонимные источники, которая впоследствии подтверждалась».

Марина Эфендиева, BFM.ru
Advertology.Ru

22.09.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.05.2024 - 20:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация