Facebook? И что? Да вот, собственно, и всё
Я попытаюсь сделать вид, что всех статей про Facebook, «Вконтакте» и снова про Facebook, выходивших в последние месяцы, просто не было. Мне было скучновато наблюдать за этой вакханалией. И так всё было понятно и очевидно. Просто некоторые не очень хотели в это верить.
Facebook показал феноменальный рост на российском рынке. Если особо въедливым читателям нужны какие-нибудь подтверждения, рекомендую посетить Alexa, где FB медленно, но верно поднимается по посещаемости в России, или «Вебомер», сравнительно недавно запущенный Германом Клименко, который отчётливо показывает нам, что доля Facebook по той же Москве растёт не по дням, а по часам. Или вот аргумент не про цифры, а про распространение в умах: стал бы г-н Клименко заморачиваться с подсчётом популярности FB, если бы оный никак не проявлял себя на рынке? Конечно, не стал бы.
Итак, бешеный рост. Чуть больше года назад, в начале лета 2009-го, я делал скромный прогноз на страницах издания «РуФорматор». Мол, пройдёт 2-3 года, и будем говорить в «Фейсбуке». Впрочем, уже к концу лета пришлось изменить самому себе и на страницах «Частного корреспондента» написать гиперхвалебную колонку «Всё остальное жалкая пародия». Казалось бы, прошёл лишь год. Но как быстро летит время!
Год назад ни одно российское СМИ не имело никаких точек интеграции с «Фейсбуком». Все новости о нём были исключительно финансового характера. Ещё год назад там не было представлено ни одно российское СМИ, да и реклама на русском языке смотрелась очень странно. Год назад вообще не было толком ничего.
Отраслей, покорявших Facebook, было две: медиа и заведения досуга. Сейчас уже редкое СМИ не имеет здесь своего «представительства» и редкое модное и актуальное питейно-развлекательное заведение не спамит нас новостями об изменившемся меню и приглашениями на мероприятия. Недавно сюда пришли бренды электроники. Медленно, но верно подключается тяжёлая артиллерия в виде сотовых операторов и даже FMCG. Идти в «Фейсбук» уже думает чуть ли не нефтегазовый сектор и другие, не самые очевидные отрасли экономики.
Да что там! Глава «Роснано» Анатолий Чубайс, один из самых прогрессивных бизнесменов, под грохот PR-службы и вспышки объективов сидит со своим новеньким iPad и торжественно сообщает, что заводит аккаунт в Facebook. Пользуясь случаем, прошу - Анатолий Борисович, добавьте во френды, а то я сам как-то стесняюсь. Спасибо!
Пожалуй, переломных моментов, подтверждающих очевидное, два. Во-первых, прошедший на днях Facebook Developer Garage, мероприятие для разработчиков FB-приложений. Тут простой показатель: если бы «Фейсбук» не был уверен в том, что российский рынок состоялся, никаких мероприятий бы не было.
И второй момент: интеграция Facebook Connect в LiveJournal. То есть, говоря простым языком, имея аккаунт в Facebook, можно теперь заходить в «уютную жежешечку» и оставлять комментарии. На этом примере, который, прошу заметить, является самым ярким примером интеграции на территории Рунета, хочется остановиться. «Пал под натиском», - скажет критик, и будет посрамлён! Потому что по факту получилось обратное. ЖЖ дал аудитории новый способ пиарить свой новый социальный багаж (в виде профиля в Facebook), более простую авторизацию и, главное, тем, кто любит длинные беседы и «срач в комментах», дал возможность делать это всё так же интересно и эффективно, как в старые добрые времена, только с новыми инструментами.
Чтобы не быть заподозренным в нездоровой любви к Facebook или ЖЖ, на всякий случай сообщаю: насчёт ЖЖ пока не уверен, а уж Facebook - гарантированное мировое зло. По ряду причин этот сервис вполне заслужил такое почётное звание. Для начала сосредоточение 500 млн аккаунтов в одних - вполне частных - руках само по себе страшно. Во-вторых, мир меняется и паттерны активности аудитории смещаются - и поисковым системам, и медийщикам приходится нелегко. Потому что сейчас у нас интернет «не про поиск» и даже «не про СМИ» (которые, как известно, умирают), а «про шеринг», то есть процесс обмена информацией, который по злосчастному совпадению происходит на абсолютно чужой площадке, к которой мы с вами не имеем ни малейшего отношения.
У Facebook получилось многое из того, что не получилось у других. Он стал, пожалуй, одним из самых удачных, пусть и не совершенных, коммуникационных инструментов. Однако свою медийную составляющую эта соцсеть так и не реализовала. То есть наш президент Дмитрий Медведев всё ещё пишет в ЖЖ и отчитывает губернатора Никиту Белых за записи в «Твиттере». FB же, где глава государства рано или поздно заведёт аккаунт (а нынешний «Медведев» в «Фейсбуке» не настоящий, если вы ещё не поняли), так и останется инструментом присутствия и распространения информации - но не медиа. Роль медиа в данном контексте выполняют внешние источники.
Понятно, что жизнь текстоцентричных проектов, будь то уже ставшие классическими электронные СМИ или ЖЖ, может, стала сложнее в силу очень разнообразных обстоятельств. Но не о них сейчас речь: Facebook в списке этих обстоятельств на последних местах. FB не стал центром и источником информации, а это значит, что газеты, журналы, питейные заведения - да кто угодно, являющийся источником и носителем информации, - могли совершить единственный шаг: красиво взять те инструменты, которые предлагает Facebook, и наслаждаться эффектом, глядя на то, как пользователи с песней и пляской разносят по Сети предоставляемый контент, отдавая взамен трафик.
Собственно, news.google.com давно уже соперничает на западе с Facebook по количеству трафика. Логично предположить, что такой путь ждёт и Россию и Facebook может неожиданно оказаться главным конкурентом не «Одноклассников» или ЖЖ, а news.yandex.ru. Потому что будет более эффективным агрегатором новостей.
Ещё год назад разговоры про Facebook часто вызывали смех, уж больно много было недоверия и сомнений по поводу того, как западный монстр будет покорять странный и привередливый рынок. А уже сегодня большая часть активной аудитории относится к FB как к чему-то само собой разумеющемуся, а среди специалистов очередной материал «про это» вызывает чуть ли не раздражение. Видимо, это коснётся и этого текста.
Facebook в России есть и будет расти дальше, вряд ли в этом году нас ожидает нечто такое, что сильно всколыхнёт рынок, поменяет позиции или будет заслуживать бурных дискуссий. Теперь всем остаётся разойтись по своим углам (это касается бизнеса) и спокойно жить с тем фактом, что в России теперь есть Facebook.
Advertology.Ru
09.09.2010
Комментарии
Написать комментарий