Статьи

Пиратская доля

Пиратская доля

Под лозунгом борьбы за права авторов, интересы которых ущемляют пираты, в России де-факто вводится "налог на пиратство", который будут платить все покупатели широкого ассортимента товаров, от мобильных телефонов и телевизоров до видеокамер, флеш-карт и чистых дисков.

То есть, не решив проблему с пиратством, государство намерено переложить ее на простых потребителей. Не освобождая при этом от ответственности за использование пиратского контента.

Авторские с каждого носителя

"20 сентября Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) должна выбрать организацию, которая получит государственную аккредитацию в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях".

О чем идет речь в этой информации? Все просто: о нескольких сотнях миллионов долларов, которые каждый год государственными структурами будут изыматься из наших с вами карманов и передаваться негосударственной организации. Какой именно организации - решится 20 сентября. Однако обо всем по порядку, поскольку в этой истории сам черт ногу сломит.

Как ввести налог в обход Налогового кодекса
Все налоги, которые можно взимать на территории России, должны быть прописаны в Налоговом кодексе РФ. П. 6 ст. 12 этого кодекса гласит, что "не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим кодексом". В отличие от налогов, которые вводятся в отношении неопределенного количества лиц, взаимоотношения в области авторских прав должны быть персонализированы: должно быть понятно, о каком объекте (например, статья, песня или фильм) идет речь, кому передаются права, какие именно права, кто их передает и на каком основании. Но что делать, если дополнительный налог ввести очень хочется, но вписать его в Налоговый кодекс по каким-то причинам не получается? И чтобы при этом правом на распределение собранных денег обладала негосударственная организация, управляемая, как это водится, хорошими людьми? Для этого нужно декларировать заботу о бедных авторах, которые не могут выживать в диких капиталистических условиях, пожаловаться на массовое пиратство, с которым не могут справиться правоохранительные органы, и на этом основании предложить деперсонализировать отношения в области авторских прав, заставив платить всех, вместо того чтобы брать деньги только с того, кто пользуется конкретным объектом авторского права. Все это нужно, естественно, приправить неплохим административным ресурсом, а также непрозрачной схемой распределения собранных средств. В итоге мы получаем новый налог, который вроде и не налог вовсе, поскольку связан с взаимоотношениями в области авторских прав (и из-за этого отсутствует в Налоговом кодексе), однако де-факто это именно налог, поскольку применяется к неограниченному числу лиц и без всякой привязки к объекту авторского права.

Именно такое положение содержится в ст. 1245 ч. IV Гражданского кодекса РФ. Эта статья называется "Вознаграждение [авторам] за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях". Первые два пункта стоят того, чтобы их процитировать:

"1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются правительством Российской Федерации.

2. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией".

Кто именно включил де-факто налог в состав Гражданского кодекса - доподлинно неизвестно. Однако известно, кто может стать бенефициаром этой нормы и получит право заниматься распределением собранных денег. Претендентов два - Российский союз правообладателей (РСП), учрежденный Российским авторским обществом (РАО) и Фондом кино Никиты Михалкова, и Российское общество по смежным правам (РОСП). Кому из них государство, которое займется собиранием нового налога, будет перечислять собранные средства для последующего их распределения, станет известно 20 сентября. По оценкам людей, знакомых с ситуацией, фаворитом сегодня является РСП.

Новым налогом планируется облагать все оборудование, которое теоретически может быть использовано для воспроизведения аудиовизуального контента. Список этого оборудования широк, от звуковых карт, флешек и чистых CD- и DVD-дисков до телевизоров, компьютеров и автомагнитол. Конкретный список пока не определен, однако, судя по утечкам, которые попадают в прессу, из всего того, что требуется для воспроизведения аудио- или видеоконтента, под новый налог не подпадут лишь производители электроэнергии. Как предложил на прошлой неделе первый вице-премьер России Игорь Шувалов, с импортеров налог будет взыскивать таможня, которая затем будет перечислять деньги в Министерство культуры, а оно будет передавать средства РОСП или РСП. По оценкам РСП, которые цитирует пресса, ежегодный объем сборов составит около $100 млн. Неплохой пример частно-государственного партнерства: государство собирает налог и передает его для распределения негосударственной организации...

"Легальные импортеры будут только рады платить этот сбор,- заявляет юрист РОСП Азамат Шапиев.- Мы проводили исследования и выяснили, что каждый квартал в России реализуется техники, ввезенной "серым" и черным образом, на $18 млрд, и они тоже должны платить авторам". На вопрос, каким именно образом РОСП планирует заставить платить авторам тех, кто нашел пути не платить государству, Шапиев ответил, что они будут за этим следить, поскольку заинтересованы в том, чтобы платили все. Правда, при этом он затруднился уточнить, каким образом РОСП собирается это делать. Учитывая российские реалии, можно предположить, что у импортеров и их торговых партнеров может прибавиться еще один проверяющий. Утешает лишь то, что, если у компании есть грамотный юрист, он легко сможет отшить "частно-государственных" проверяющих, во всяком случае, пока не будут внесены поправки в другие законы и нормативные акты. "Чтобы осуществлять проверочные действия, необходимы специальные полномочия, которые, как правило, могут быть предоставлены только органам власти,- объясняет директор юридического департамента "Системы Масс-медиа" Павел Катков.- Также на защите интересов предпринимателя стоит законодательство, регулирующее осуществление проверочных действий и связанных с ними процедур. В случае если проверочные действия будут произведены лицом, не имеющим соответствующих полномочий, либо с нарушением процедур, такие действия нельзя будет назвать легитимными. Таким образом, проверять предпринимателей по тому или иному основанию можно будет только с привлечением компетентных органов и в рамках установленного законом порядка".

За что платим?

Россияне уже как-то подзабыли о том, что во всем мире налогоплательщики обычно интересуются тем, на что идут взимаемые с них налоги. Ведь импортеры и производители вряд ли уменьшат свою прибыль из-за того, что им придется платить лишние 1-3%, они просто увеличат на сумму налога цену товара, так что за все придется заплатить потребителям. Так что же означает загадочное словосочетание "воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях"? Означает ли это то, что можно скачать любое аудиовизуальное произведение из сети для воспроизведения в личных целях, не задумываясь о том, легально оно или нет, поскольку авторам этих произведений уже уплачено сполна с обсуждаемого налога?

Однако уплата налогов с вашего компьютера, его жесткого диска, проигрывателя DVD-дисков, телевизора и болванки, на которую вы записали объект авторского права, не дает вам права скачивать нелегальный контент из сети или покупать контрафактный диск у пиратов. По словам Азамата Шапиева, указанная норма позволяет вам воспроизводить легально купленный контент (например, на легальном DVD-диске), а также скопировать его для личных нужд на другой носитель.

"Позиция законодателя, подкрепленная разъяснениями Высшего арбитражного суда России, позволяет говорить о том, что с нелегальной копии можно сделать только нелегальную копию,- объясняет Павел Катков.- Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности очистить нелегальный контент независимо от интенсивности его гражданского оборота. В случае если такая возможность будет предоставлена, это можно будет считать новеллой в российской правоприменительной практике". Но если я купил легальный DVD-диск, то и так имею право смотреть его, ведь все авторы получили свою часть денег с заплаченных мною за диск денег. Но авторам (а особенно тем, кто хочет распределять между ними деньги) очень хочется правильно и хорошо питаться, поэтому они не видят ничего зазорного в том, чтобы взять с вас денег не только при покупке диска, но и при покупке телевизора, флешки, звуковой карты, ноутбука, мобильного телефона и т. д. "Вы поймите, это закон, он уже вступил в силу еще в 2008 году, и организация, которая должна собирать и распределять эти деньги, должна была быть аккредитована еще до вступления закона в силу,- объясняет Азамат Шапиев.- Закон не отменят и не изменят, даже если самому Медведеву этого захочется. Сейчас, согласно этому закону, все россияне нелегально воспроизводят аудиовизуальные произведения и копируют их. А с введением сборов они будут делать это легально". Правда, Шапиев утверждает, что с началом сборов с импортеров и производителей пользователь сможет скопировать легально купленный им контент на сколь угодно носителей и поделиться этими носителями с контентом с друзьями. С этим утверждением категорически не согласен президент компании "Амедиа" Александр Акопов: "Это неправда, пользователь не имеет права без разрешения правообладателя копировать купленный им для личного пользования контент. Нигде в законе это не сказано, мы по-прежнему будем считать это незаконным и отстаивать свои интересы как правообладатели". Приходится констатировать, что к борьбе с пиратством, под флагом которой пытаются объяснить общественности необходимость введения сборов с импортеров и производителей, это не имеет никакого отношения. Скорее это можно сравнить с налогом на ножи, топоры, вилки и другие предметы, с помощью которых можно нанести повреждения другому человеку, который будут платить все потребители, а собранные средства будут распределяться тем, кого распределители средств сочтут потенциальными потерпевшими от нападений.

Работа - не факт

С потребителями вроде все понятно: от введения нового налога они ничего не приобретают. Но может, авторы, исполнители и изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений от этого станут хоть чуточку счастливее? Ведь собранные деньги должны распределяться именно между ними.

"Эта норма - бред, который не вписывается в современные экономические взаимоотношения,- заявляет Александр Акопов.- Надеюсь, что года через два, когда это станет понятно всем, ее отменят. Авторы должны получать деньги за работу, а не за факт того, что они являются авторами. Если вы делаете пенсионный фонд для тех, кто работать уже не способен, на строительство театров или на съемку некоммерческого кино, то так и скажите. Мы и наши авторы ни копейки не получаем от РАО и не ждем, что получим что-то отсюда". Кстати, именно так обстоит дело в других странах, на которые любят ссылаться представители РСП, РОСП, правительство и законодатели. Там действительно существуют налоги на определенные группы товаров. Однако эти налоги собирают государство либо специально уполномоченные государственные организации, а собранные средства идут на финансирование культуры, общественных теле- и радиоканалов или на финансирование отечественного кино и телепрограмм. Не менее категоричен, чем Акопов, и Егор Яковлев, руководитель видеохостинга Tvigle.ru, на котором пользователи могут бесплатно посмотреть как легальный контент различных правообладателей, так и контент производства этой компании. "Во-первых, почему какой-то организации дается право собирать деньги от имени всех авторов и исполнителей, даже тех, кто им этого права не давал? - удивляется он.- Во-вторых, если в случае публичного воспроизведения контента это можно зафиксировать и на основании этого справедливо распределить деньги между авторами, то как можно посчитать, что и сколько раз копировалось, например, на флешку или сколько раз тот или иной контент воспроизводился на телевизоре или автомагнитоле? Никак. Следовательно, справедливое распределение денег здесь невозможно. А значит, оно будет несправедливым. Значит, авторы, приближенные к организации, которая будет распределять деньги, получат львиную их долю". Недостаточно проработанной выглядит схема и с правовой стороны. "Представляется, что в данной конструкции есть ряд сложных моментов, которые еще предстоит разрешить,- говорит Павел Катков.- Прежде всего это необходимость причастности авторов к членству в соответствующей организации и наличия их отношений с ней, без реализации которой точно установить состав авторов, могущих претендовать на соответствующие выплаты, будет затруднительно. Также существует определенная неясность с механизмом распределения вознаграждений между авторами". Кроме того, есть противоречие с передачей авторами и исполнителями исключительных прав на свои произведения, поскольку в этом случае доходы должны получать не авторы, а правообладатели, а в Гражданском кодексе прямо говорится о том, что 40% денег причитается автору и по 30% - исполнителю и изготовителю фонограмм и аудиовизуального контента. Господин Шапиев утверждает, что средства можно будет распределять справедливо: "Мы будем отслеживать, сколько легальных копий контента было продано, сколько раз он был скачан из интернета, проводить опросы людей. Чем больше дисков было продано, тем чаще люди используют, а значит, и воспроизводят, и копируют контент с него". Ну а как, например, получить свою долю от воспроизведения в личных целях тому, кто выкладывает в интернет записи для бесплатного прослушивания? Господин Шапиев говорит, что этот человек должен доказать, сколько раз люди скачали его песни, а для получения денег он должен быть зарегистрирован как организация или частный предприниматель и платить налоги. Хотя разве то, что он не извлекает коммерческой выгоды из своих песен, противоречит тому, что он автор, исполнитель и изготовитель своих фонограмм? И разве из-за этого пользователи перестают воспроизводить его произведения на оборудовании, в цену которого заложены деньги, причитающиеся авторам? На этом наш разговор завершился.

Артур Вельф, "Ъ-Деньги"
Advertology.Ru

06.09.2010

на печать


Комментарии

zimin
07.09.2010 8:26 | сообщение #1
 

Мда! Действительно, ситуация странная!

assureconsalt
07.09.2010 11:13 | сообщение #2
 

На самом деле в этой статье действительно отражается вся правдивая сущность нашей страны!

mark001
08.09.2010 8:59 | сообщение #3
 

Видимо на фоне включения транспортного налога в стоимость топлива, что будет однозначно в разы больше

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 23:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация