За искусство надо платить
В секции "Брендинг, наружная и печатная реклама" прошел семинар компании Zefa visual media. Перед немногочисленной, но заинтересованной публикой предстал Андрей Шипилов, руководитель проекта Zefa.ru, и рассказал, что такое сток-фотография и какое отношение к ней имеет сама фирма. Тема семинара формулировалась как "Современная сток-фотография, ее плюсы и минусы, виды, возможности и аспекты использования на примере лидера европейских фотобанков Zefa visual media group". Основная информация о компании - в заглавии, добавить здесь нечего. А вот сток-фотографии, как своеобразному виду искусства, необходимо посвятить несколько строк.
А. Шипилов обозначил сток-фотографию как рекламное фото, готовое к использованию в техническом, правовом и коммерческом отношении. Кажется, закажи на сайте фото, оплати лицензию и пользуйся на здоровье. Но не все так просто!
Существует два вида фотографий: типа Rights Managed и типа Royalty Free. К первому типу относятся самые качественные и, следовательно, дорогие фото, использование которых полностью контролируется предоставляющей компанией. Цена на их использование всегда устанавливается индивидуально и зависит от носителя, формата, срока использования, отрасли, территории использования. Таким образом, фирма должна предоставить медиа-план, где будет четко прописано где, как, когда, в каком количестве будет присутствовать фотография, права на которую приобретаются. Права могут приобретаться на месяц, полгода, год и т.д. В отдельных случаях возможно приобретение эксклюзивных прав, но, как заметил сам спикер, это стоит бешеных денег, а устаревают снимки быстро.
Все гораздо проще с фотографиями типа Royalty Free, лицензия на использование которых приобретается пожизненно. В данном случае продавца не волнует как, где и как долго ее собираются использовать. Это, безусловно, дешевле, но и качество снимков ниже (естественно, в креативном отношении, но не в техническом). Существуют даже целые сборники, права на которые вы можете купить.
Подумать только, за все "картинки", которые мы постоянно видим вокруг себя, когда-то были заплачены колоссальные суммы! Та же Zefa visual media group регулярно проводит исследования визуальной коммуникации: отслеживает новинки моды, техники, услуг, кино, телевидения, в общем, наблюдает ход нашей повседневной жизни, чтобы потом отразить ее на фотоснимках. Тот факт, что фотографии быстро устаревают, объясняется очень просто: жизнь меняется все быстрее, а рекламные "картинки" в большинстве случаев обязаны быть актуальными.
Но семинар состоял не только из "сухой теории": в его ходе был показан потрясающий ролик, в котором фотографии плавно "перетекали" одна в другую. Удивляет оригинальность композиции, цвета работ. Интересен тот факт, что фотографию изготовляют по рисунку – сначала делается эскиз, а затем художник снимает его с натуры. В общем, искусство – оно и есть искусство, как бы люди ни изощрялись в искусстве же (простите за тавтологию) его продажи.
Вообще, сток-фотография – это феномен. Как можно создать шедевр без определенной цели, но иногда с глобальной идеей, чтобы неизвестно какой клиент "подогнал" его под неизвестно какой товар?! Когда организовывают фотосессию, все понятно: и что надо снять, и как, и для чего. А как ориентироваться фотобанку?
Кстати, на вопрос "Каковы минусы сток-фотографии?" (напомню, семинар назывался "Современная сток-фотография, ее плюсы и минусы…") А.Шипилов ответил, что сток-фотографию можно сравнить с одеждой. Одежду можно сшить на заказ, а можно купить в магазине готового платья. В первом случае наряд будет подходить идеально, но и стоить будет не дешево. Во втором же случае можно найти интересную вещь и "подогнать" ее под себя. Минус в том и состоит, что это "покупка в магазине", а не "пошив на заказ".
С другой стороны, фото, снятые без заранее сделанного заказа, имеют более общее, можно даже сказать, глобальное "звучание". Сравнение получается неожиданным, образ – волнующим: креатива хоть отбавляй!
Спикер коснулся и еще одной интересной темы – прав на использование определенных объектов и товарных знаков. Например, без специального разрешения нельзя использовать в коммерческих целях ночное изображение Эйфелевой башни, т.к. авторы ее иллюминации в свое время зарегистрировали права. Тоже самое касается и аэропорта Шарля де Голля. В общем, с оформлением разрешения иногда возникает столько проблем, что проще обратиться в специализированную фирму, которая гарантирует соблюдение всех правовых норм.
В ходе семинара так же подробно объяснялось, как посмотреть, заказать, получить и оплатить снимки. Система здесь очень простая. Заходишь на сайт фотобанка, а далее – по стрелочкам. Вся операция занимает до получаса. Не работа, а сплошное удовольствие!
Итак, за искусство нынче надо платить, более того, искусство само служит бизнесу. Такие условия диктует рынок. Остается раскошелиться и наслаждаться.
Advertology.ru
18.11.2004
Комментарии
Написать комментарий