Новости

Доверяй и потребляй

Доверяй и потребляй

Неделю назад Росстат отчитался о заметном росте индекса потребительской уверенности российских граждан. Хотя недовольных прошлым и будущим российской экономики по-прежнему больше, чем довольных, количество оптимистов очень важно для статистики.

Для расчета индекса потребительской уверенности, отражающего совокупные потребительские ожидания граждан, Росстат опросил 5 тыс. человек во всех российских регионах. Граждане ответили на такие вопросы: ожидают ли они ухудшения или улучшения экономического положения в России через год; наблюдали ли они улучшение или ухудшение экономической ситуации за прошедший год; считают ли они, что их собственное материальное положение за прошедший год улучшилось; надеются ли они улучшить это положение через год; думают ли они, что сейчас благоприятное время для крупных покупок. При ответе на каждый вопрос подсчитывается соответствующий индекс. Например, для подсчета индекса ожидаемых изменений экономического положения в России берется разница между процентом ответивших на вопрос положительно ("Считаю, что экономическая ситуация в России в ближайший год улучшится") и отрицательно ("Считаю, что экономическая ситуация в России в ближайший год ухудшится"). Среднее арифметическое всех индексов считается обобщенным индексом потребительской уверенности. Дополнительно задавался вопрос о том, считают ли граждане сегодняшнюю ситуацию подходящей для создания сбережений и на что они предполагают потратить эти сбережения в дальнейшем.

Больше всего процент экономических и потребительских оптимистов превзошел процент пессимистов в ответе на вопрос о будущем экономики России через год - здесь индекс составил 5% (см. график), прибавив четыре процентных пункта по сравнению с первым кварталом 2010 года. Обращает на себя внимание заметная разница в настроениях у молодежи (16-29 лет), граждан среднего возраста (30-49 лет) и граждан старшего возраста (50 лет и старше). У молодежи индекс ожидаемых изменений в экономике России и без того традиционно был выше, чем у других возрастных категорий, а за второй квартал нынешнего года еще и рос быстрее, увеличившись на семь процентных пунктов, в то время как у средневозрастных граждан и граждан старшего возраста индекс вырос соответственно на четыре и три процентных пункта. В какой-то степени это вопрос возрастного мироощущения: все-таки молодые люди более склонны c надеждой ждать светлого будущего, в то время как лица пожилые это светлое будущее неоднократно уже ждали и не очень в него верят.

По результатам опроса о перспективах улучшения личного материального положения в ближайшие 12 месяцев, проведенного в первом квартале нынешнего года, процент пессимистов превышал процент оптимистов, а в нынешнем опросе положение коренным образом изменилось: индекс вырос на четыре процентных пункта и стал положительным, хотя и не очень значительным (0,3%). Это, впрочем, не значит, что ожидающих личного материального прогресса так уж много - всего 15% опрошенных. Но и ухудшения ждут немногие: подавляющее большинство опрошенных граждан заявили, что за год их материальное положение никак не изменится.

Ответы на оставшиеся вопросы показали, что граждан, считающих, что все плохо, больше, чем граждан, считающих, что все хорошо. Например, индекс происшедших изменений в экономике России за год составил минус 6%. Однако Росстат особо отметил значительный прогресс по сравнению с первым кварталом нынешнего года - тогда индекс составлял минус 18%, а теперь вырос сразу на 12 процентных пунктов. Такое внешне парадоксальное изменение соотношения числа людей, пессимистично и оптимистично воспринимающих прошлое, может иметь несколько объяснений. Возможно, события, происшедшие в экономике России во втором квартале нынешнего года, настолько потрясли российских граждан, что они полностью пересмотрели свое отношение к этой экономике: количество довольных прошлым значительно увеличилось, а количество недовольных заметно уменьшилось. Но не исключено, что граждане уже окончательно запутались и те, кто раньше считал, что в экономике все плохо, теперь уже не могут дать определенного ответа, а значит, из подсчета индекса выбывают.

Процент тех, кто находит нынешние времена неблагоприятными для крупных покупок, по-прежнему значительно превышает процент тех, кто находит их благоприятными. Индекс благоприятности условий для крупных покупок составляет минус 25%, на соответствующий вопрос отрицательно ответили 45% опрошенных. По-видимому, это в значительной степени связано с покупательской позицией респондентов старшего поколения, считающих любое время неблагоприятным для широкомасштабной траты денег (которых у них не так много), а любые крупные покупки - неуместными в связи с невозможностью ими по-настоящему насладиться. Тут старшее поколение объективно смыкается с поколением молодым, которое, конечно, хотело бы наслаждаться крупными покупками, однако пока не заработало на них достаточно денег и полагает, что вопрос о своевременности их траты просто глупый. Однако и здесь Росстат с удовлетворением отметил, что по сравнению с первым кварталом нынешнего года индекс благоприятности условий для крупных покупок заметно вырос - на пять процентных пунктов - и что в первом квартале неблагоприятным временем для таких покупок нынешнее время считали 51% опрошенных.

В итоге совокупный индекс потребительской уверенности граждан России остался отрицательным - это, по-видимому, связано с возрастной структурой респондентов с большой долей представителей старшего поколения, недовольных прошлым и не верящих в будущее российской экономики. Однако за второй квартал он все-таки довольно заметно вырос: раньше составлял минус 10%, а теперь - минус 7%.

Изменились в течение квартала и мнения граждан относительно того, на какие цели следует копить деньги (если они, конечно, есть). Если раньше на образование предполагали потратить свои сбережения 13,9% респондентов, то теперь таких 15,3%. На благоустройство жилья, покупку автомобиля, отдых и различного рода торжества копили деньги 16,5%, а сейчас - 18%. Раньше откладывать сбережения на старость или черный день собирались 12,7%, а теперь таких осталось 10,8%.

Индекс потребительской уверенности

Надо заметить, что индекс потребительской уверенности регулярно подсчитывается почти во всех странах и значительно влияет на состояние фондового рынка. Стоит инвесторам и спекулянтам узнать, что индекс потребительской уверенности, скажем, в США упал, как они начинают срочно избавляться от акций, и их котировки падают не только на американском, но и на мировом фондовом рынке. Большое значение мировой фондовый рынок также придает потребительской уверенности граждан Великобритании, Германии и Франции: считается, что экономика современных индустриальных стран зависит прежде всего от настроений потребителей. Если они с готовностью тратят деньги, растет розничный товарооборот, производители смелее наращивают выпуск товаров, экономика быстро развивается и котировки акций в связи с повышением прибыльности предприятий теоретически должны расти.

В данном случае Россия выгодно отличается от многих стран: индекс уверенности за второй квартал упал, в частности, в Великобритании, Франции, Италии и Испании. Однако на российский фондовый рынок это особого впечатления не произвело - игроки на нем больше привыкли интересоваться мировыми ценами на нефть, а не настроениями каких-то там покупателей.

Тем не менее российские власти этот индекс считают особенно важным. Ведь они осуществили масштабную программу финансовой поддержки российской экономики в условиях мирового финансового кризиса, отчитались, что в результате российская промышленность и импорт начали быстро расти - только покупатели подкачали и розничная торговля почти не увеличивается. А теперь получается, что покупатели тоже почувствовали благотворное влияние госвливаний и их настрой улучшился. Кроме того, мнения опрашиваемых должны повлиять и на остальных российских граждан, мол, вон люди уже поверили в российскую экономику, статистика врать не будет.

19.07.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 00:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация