Статьи

Предпродажная упаковка

Предпродажная упаковка

Недавно на встрече с руководством филфака ректор МГУ Виктор Садовничий заявил примерно следующее: давайте инновации, а мы дадим финансирование. Какие инновации могут предложить филологи, не совсем понятно. Но сейчас это уже не важно: ажиотаж вокруг модернизации и инновации такой, что даже гуманитарии могут рассчитывать на деньги из бюджета. Главное - упаковать идею должным образом.

Низкий старт

Сейчас в области инноваций наблюдается явное оживление - во всяком случае, шума вокруг них много. 27 мая заработал бизнес-инкубатор при Академии народного хозяйства (АНХ), в Открытом университете инноваций (ОУИ) начался учебный год, то и дело появляются новости, связанные с инноградом в Сколково. Об инвестициях в первые два своих проекта сообщил недавно появившийся Фонд посевных инвестиций при Российской венчурной компании (РВК), призванный поддерживать проекты на стадии идеи. То есть вроде бы имеет место подъем - согласно заявленному президентом страны курсу на инновации.

Однако стартапов на рынке появляется поразительно мало. Между тем система их финансирования в последние годы набрала обороты. В частности, деньги на проект можно получить в организациях, специализирующихся на поддержке инновационных предприятий: в венчурных фондах с госучастием и без, в бизнес-инкубаторах, у бизнес-ангелов. Проблема, по словам инвесторов, в другом: идей, действительно способных привлечь внимание инвесторов, крайне мало. Нередко деньги, выделяемые государством на инвестиции, годами лежат в венчурных фондах, которые этими средствами управляют, и не расходуются. Причина, говорят представители фондов, все та же - отсутствие дельных проектов. Следует отметить, что точно такие же жалобы от инвесторов поступали и два, и три года назад.

«В России существует очень большая проблема развития проектов на "посевной" стадии, потому что были созданы в основном крупные фонды, оперирующие очень большими суммами,- говорит директор департамента развития и коммуникаций РВК Евгений Кузнецов.- Средства на стартапы нужно раздавать с умом, в связи с этим и было введено понятие smart money - "умные деньги". В России до недавнего времени не было инструментов, которые помогали бы постепенному становлению бизнеса, его развитию практически с нуля».

К слову, в последние несколько лет почти при каждом российском вузе появился бизнес-инкубатор - чтобы помогать студентам и научным сотрудникам открывать бизнес. Тем не менее, по словам экспертов, эффективность этих инкубаторов сомнительна: большинство из них предоставляют в худшем случае просто площадь с дешевой арендой, а в лучшем - еще и бухгалтерские или консалтинговые услуги.

По словам директора департамента программ и проектов РВК Андрея Введенского, последние несколько лет формировались некоторые элементы системы предпринимательства, которые должны развивать инновационные проекты, но таких были единицы. И только сейчас проявили себя кое-какие модели бизнес-инкубаторов и технопарков, которые могут работать именно с технологическим бизнесом. Кроме того, у нас уже есть профессиональные инвесторы, которые набрались опыта за границей у западных партнеров. Обо всем этом инвесторы тоже говорят не первый год. Хочется надеяться на лучшее, однако к очередным уверениям, что «сейчас все заработает», следует относиться с осторожностью.

Идейные трудности

В чем же проблема российских стартаперов? По словам опрошенных нами экспертов, многие идеи не реализуются, поскольку недостаточно продуманны с точки зрения бизнеса - многие стартаперы не могут убедительно объяснить инвестору, за счет чего их проект наберет мощь, заявленную в бизнес-плане, на чем конкретно он будет зарабатывать и почему клиенты будут готовы платить. Любая идея должна быть правильным образом преподнесена инвестору - должна быть для него привлекательной с точки зрения прибыли от операционной деятельности либо от последующей продажи проекта. Очень часто люди, занимающиеся наукой, не могут придумать, как заработать на том или ином научном достижении. В современных условиях мало иметь инновационную идею - нужно понимать, как ее реализовать, превратив в прибыльный бизнес. То есть необходимы навыки развития проекта как бизнеса, а значит, нужны менеджеры - помимо ученых или программистов.

«Нужно четко осознавать, чем вы хотите заниматься - наукой или все же бизнесом,- говорит предприниматель, соорганизатор проекта "Начинай.com" Алексей Карлов.- Зачастую идея полностью переформатируется, вертолеты становятся аттракционами в парке, но зато появляется спрос, а следовательно, бизнес. Далее возможны инвестиции и развитие проекта».

«Прежде всего предприниматель должен понимать, почему его проект может выстрелить,- говорит гендиректор компании "Главстарт" Аркадий Морейнис.- Ответ "потому что он лучше, чем все остальные" не подходит. Далеко не всегда качество продукта определяет его коммерческий успех. Продукт необязательно должен быть уникален, но за счет какого-то ноу-хау он будет продаваться лучше, чем у конкурентов. С пониманием этого у наших предпринимателей огромные проблемы - это то, с чего начинается мой разговор со всеми потенциальными стартаперами».

По словам предпринимателя и руководителя бизнес-инкубатора при АНХ Алексея Комиссарова, довольно часто автор идеи совершенно неадекватно оценивает ее стоимость - это одно из главных разногласий изобретателя и инвестора. У первого при этом главный аргумент - «но я же потратил на это изобретение пять лет (полжизни, всю жизнь)». «Для инвестора не имеет никакого значения, потратили вы на изобретение всю жизнь или пять минут. Главное, что эта идея может принести в будущем,- говорит Алексей Комиссаров.- Некоторые приносят расчеты многолетних финансовых вложений в проект. Для инвестора же часто важно лишь, вкладывали ли вы в свой проект деньги сами, то есть верите ли вы сами в его успех, а также возврат денег».

Один из ключевых вопросов старта любого бизнеса - кто будет управлять компанией. В идеальном случае венчурные инвесторы не стремятся к управлению компанией, так как именно лидер или автор проекта лучше всех понимает, как его нужно развивать. Но практика далека от идеала - инвесторы сетуют на то, что грамотных предпринимателей среди отечественных стартаперов очень мало. Чтобы выстроить бизнес с нулевого цикла, нужен человек с опытом серийного предпринимателя либо с группой грамотных менеджеров, которые выбрали для себя данный стартап как карьерную перспективу. Сегодня одна из самых больших проблем российских стартапов - отсутствие сильных управленцев в команде авторов проекта.

«Так называемая упаковка - это не только правка бизнес-плана, репетиции нормальных презентаций и elevator pitch (формат быстрого изложения сути проекта инвестору),- говорит Алексей Карлов.- Во многих случаях это внедрение в команду управленца, который поможет компании сформулировать более реальные цели, а также провести ее через процесс fuzzy front end of innovation - через непрерывный цикл проб и ошибок для получения продукта или услуги, на которые есть спрос на рынке».

В ожидании урожая

В России появляется все больше организаций, ориентированных на помощь стартапам на самой первой, «посевной», стадии, например инкубаторы при Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) и Академии народного хозяйства. Со слов экспертов, еще не было случая, чтобы хорошая идея в инкубаторе ГУ-ВШЭ не получила внешнего финансирования, если она в таковом нуждалась. Примеры успешных проектов, стартовавших в ГУ-ВШЭ,- Skillopedia.ru и NativeSpeakers.ru. Заметим, финансирование, как правило, становится доступным, когда команда проекта достаточно серьезно продвигается в плане его разработки, например создает прототип или находит первых покупателей на свой продукт.

Отличным партнером для стартапов на начальной стадии может стать и открывшийся недавно бизнес-инкубатор при АНХ. Причем он будет открыт для всех желающих в отличие от остальных вузовских инкубаторов, которые работают только со своими студентами и научными сотрудниками. «У нас есть экспертный совет, в который мы будем приглашать специалистов в зависимости от тематики проекта,- говорит Алексей Комиссаров.- Кроме того, у АНХ есть связи с западными экспертами по инновациям - такими связями не может похвастаться практически ни один другой вузовский инкубатор. Люди будут ездить на стажировки и всячески поддерживать контакты с иностранными партнерами».

В последние полгода много стартапов стало появляться на двухдневных рабочих сессиях вроде «Начинай.com», Harvest, Startup Weekend, во время которых самые разные специалисты делятся своими идеями и пытаются за одни выходные реализовать их, сделать прототипы. Впрочем, некоторые эксперты выражают сомнения в эффективности таких форматов, поскольку далеко не каждую перспективную идею даже сильная команда программистов способна реализовать за столь короткий срок.

Еще одним интересным проектом с точки зрения развития стартапов является передача «Бизнес-инквизиция». Это серия онлайн-программ на интернет-канале Teleforum.tv, в которых молодые предприниматели презентуют свой стартап, находящийся, как правило, на «посевной» стадии - во всяком случае, на какой-то начальной, когда он еще толком не оперился. В студию приглашаются эксперты-«инквизиторы», которые оценивают проект и дают советы, что следует делать авторам для его успешного продвижения и развития.

«Цель "Бизнес-инквизиции" - разобраться в презентуемом проекте, его составляющих, технологиях, маркетинге, инвестплане и получить какие-то конкретные рекомендации для дальнейшего продвижения,- говорит автор, продюсер и ведущая программы "Бизнес-инквизиция" Анна Чеботарева.- Среди экспертов есть частные инвесторы, представители венчурного капитала, отраслевые эксперты и просто успешные предприниматели, которые имеют опыт в реализации своих идей, подборе и управлении командой, маркетинге, продаже и привлечении инвестиций. Мы стараемся приглашать на программу тех людей, которым близка идея представленного стартапа».

Передача всегда выходит в прямом эфире, чтобы была возможность интерактивного голосования. Зрители имеют возможность задавать вопросы, на которые сразу же получают ответы. В конце программы эксперты и зрители выносят свой вердикт - за или против проекта, который им представили. Сами стартаперы обычно с большой охотой участвуют в «Инквизиции», поскольку это бывает очень полезно. Например, по словам автора проекта TimePad.ru (интернет-сервис для организации мероприятий)  Людмилы Павловой, эксперты программы не только дали ей советы по ведению бизнеса, но и предложили сотрудничество.

Другой интересный стартап, участвовавший в программе,- проект EasyFinance (система управления личными финансами). «Mint.com - наш американский аналог, который недавно капитализировался почти до $100 млн,- говорит автор проекта Артур Башоков.- Для нас это только начало, мы стартовали в июне прошлого года. В этом году в апреле мы запустили инновационные для России решения по интеграции системы управления личными финансами с банками и сейчас наращиваем количество банков, с которыми работаем. До эфира "Бизнес-инквизиции" у нас были хорошие предложения по инвестициям, но все же не более $1 млн. А после передачи поступило предложение на $7 млн».

В заключение стоит сказать, что за рубежом ежегодно запускаются тысячи успешных стартапов - до этого нам еще далеко, хотя какой-то прогресс в сфере инноваций есть, инфраструктура для их поддержки развивается. Однако выдавать радужные прогнозы преждевременно, учитывая российские особенности. Главный редактор одного из самых авторитетных интернет-изданий для венчурных инвесторов Ventirebeat.com Мэтт Маршалл, который недавно посетил Россию в группе крупнейших венчурных инвесторов США, считает, что пройдет еще немало лет, прежде чем у нас случится настоящий инновационный переворот. Причина такой задержки - повсеместная необузданная коррупция. Но это только частное мнение зарубежного специалиста.

Севиль Гусейнова, Артур Вельф, "Ъ-Деньги"
Advertology.Ru

16.06.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 12:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация