Лужков пощадил рекламу
Поправки к Налоговому кодексу, кардинально меняющие принцип налогообложения участников рынка "наружки", были введены законом РФ от 29 июля 2004 г. и начнут действовать на территориях субъектов Федерации с 1 января 2005 г. Суть поправок состоит в том, что теперь налоговый режим для распространителей наружной рекламы будет аналогичен режиму, применяющемуся для ряда других видов деятельности (розничная торговля, услуги общественного питания, бензоколонки и др.). "Глобальная задача введения единого налога на вмененный доход – упростить жизнь участникам рынка "наружки". Ведь будут отменены и заменены единым налогом на вмененный доход сразу несколько "старых" налогов: налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог. Кроме того, с 1 января 2005 г. будет отменен налог на рекламу. В том виде, в котором этот налог существовал, он был фактически налогом на один из элементов продвижения товаров и услуг и являлся отголоском 1991 года, когда реклама считалась некоей непозволительной роскошью. По сути, этот налог, существовавший долгое время, был бессмысленным. Взимать его было, все равно что брать налог за упаковку товара", – сказал RBC daily депутат Александр Крутов, координирующий деятельность Мосгордумы по развитию налоговой системы города.
Интрига же состоит в том, что изначально законопроект, предложенный депутатами Мосгордумы, предусматривал, что понижающий коэффициент К2, учитывающий реальную доходность деятельности по размещению наружной рекламы в конкретном регионе, будет равен 1. По словам участников рынка, если бы документ был принят в таком виде, это убило бы бизнес многих московских операторов наружной рекламы, потому что далеко не все щиты в городе приносят доход, равный базовой доходности, установленной федеральным законом. "Первый вариант законопроекта, предложенный Комплексом экономической политики и развития города Москвы, был "сырым" и непродуманным. В нем предлагалось по всему городу установить коэффициент К2, равный 1, что убило бы рынок, – комментирует RBC daily ситуацию Владимир Пантюхин, заместитель генерального директора компании "Вершина". – Базовая доходность установлена федеральным законом и составляет 3 тыс. рублей в месяц на квадратный метр информационного поля печатной и полиграфической наружной рекламы и 4 тыс. рублей на квадратный метр информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы. При этом на щиты 3х6 в Москве, да и в целом по России приходится 70% наружной рекламы. Вмененный доход на щит составляет 1,8 тыс. долл. в месяц. При коэффициенте К2, равном 1, с этой суммы нужно будет платить 15% в качестве налога. Если для щита, расположенного в центре Москвы, такая доходность будет реальной и размер налога будет отчасти справедливым, то для щитов, стоящих на окраине города и имеющих среднюю доходность 700–800 долл. в месяц, а в "несезон" – и 500–600 долл., такой налоговый режим будет губительным. Иными словами, такие ненормально высокие налоговые отчисления сделают нерентабельным бизнес большей части операторов наружной рекламы в Москве".
После ряда обращений рекламной общественности и Комитета по рекламе, информации и оформления города столичные власти прислушались к этим доводам и пересмотрели свою позицию. В итоге нынешний вариант законопроекта предполагает установить значения корректирующего коэффициента базовой доходности для всех видов наружной рекламы с учетом зон ее распространения и размещения, площади рекламной поверхности и условий ее обзора. В Москве будет принята шкала коэффициентов – от 1 до 0,1 в зависимости от зоны (всего их будет семь). В первую зону входит самый центр города – Новый Арбат, Боровицкая площадь и т. п. Седьмая зона – это МКАД, спальные районы.
"Участникам рынка теперь не надо бояться, что К2 будет равен 1. Дело в том, что город планируется разделить на семь зон, и только для двух из них коэффициент будет равен 1. Среднее же его значение по городу будет равняться 0,3. Самое слабое место предлагаемого законопроекта – в том, что в нем пока не определены значения данного коэффициента для каждой из зон. Но уже сейчас очевидно, что его максимальное значение – 1 – будет присвоено зонам, прилегающим к исторической части города Москвы", – отмечает Александр Крутов. Уже известно, что законопроект будет принят в ближайшее время с минимальными поправками. "Очень велика вероятность того, что проект закона "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и размещению наружной рекламы" Мосгордума примет в ближайшее время и с минимальными изменениями", – говорит Александр Крутов.
Рекламщики позитивно воспринимают этот факт. "Мы в целом одобряем нынешний вариант законопроекта и считаем, что он намного лучше изначального", – отмечает г-н Пантюхин. Однако, по его словам, есть опасность того, что, когда закон начнет работать, может возникнуть масса технических трудностей, которые все равно ударят по рынку. "Само решение ввести ЕНВД – поспешное. И у этого нововведения есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные – упрощение налоговой отчетности, поскольку введение единого налога на вмененный доход наряду с отменой налога на рекламу придет на смену целому ряду других налогов: на прибыль, на имущество, НДС. Отрицательные – то, что возникает масса неясностей, которые после вступления закона в силу могут ударить по рынку. В первую очередь, непонятно, как именно будет проводиться и отслеживаться налогообложение по новым правилам. Кроме того, есть много технических моментов. Например, непонятно, кто конкретно является субъектом платежей (в федеральном законе формулировка достаточно расплывчата – ими являются рекламораспространители, но к ним можно отнести не только владельцев рекламных конструкций), что делать с социальной рекламой, для которой установлен коэффициент 0,005, но за которую рекламщики в принципе ничего не должны платить, и т. д.", – говорит Владимир Пантюхин.
11.11.2004
Комментарии
Написать комментарий