Статьи

Веб 2.0 не сдаёт позиции

Веб 2.0 не сдаёт позиции

В середине мая вокруг «Википедии» разразилось сразу несколько скандалов. Сначала Fox News написал о том, что основатель энциклопедии Джимми Уэйлс собирается покинуть проект. А потом стало известно о том, что для редактирования наиболее спорных - политических - статей будут наняты профессиональные политологи. Однако пример Yahoo! подтверждает, что на «народном» контенте ещё рано ставить крест.

Джимми Уэйлс и порнография

В середине мая вокруг народной энциклопедии - «Википедии» - разразилось сразу несколько скандалов. Сначала Fox News написал о том, что президент фонда «Викимедиа» (который и финансирует некоммерческую «Википедию») Джимми Уэйлс собирается покинуть проект. Согласно официальному опровержению фонда, г-н Уэйлс не только не собирается покидать проект, но и никогда не являлся президентом «Викимедии» или «Википедии». А его официальная должность - почётный председатель совета попечителей фонда Wikimedia. И Fox News внёс соответствующие исправления в статью.

Впрочем, Fox поднял шум не на пустом месте, и кое-какие изменения в работу г-на Уэйлса всё же были внесены.

Вот что рассказал «Часкору» администратор русской «Википедии» и исполнительный директор российского отделения «Викимедии» Станислав Козловский:

«Давайте начнём с предыстории. «Википедию» создали два человека - Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер. Сэнгер ушёл из «Википедии» в 2002 году, потому что ему не нравилась её «антиэлитарность», когда при редактировании статьи не важно, кто ты, главное, что ты написал. Сэнгер создал свой проект - Citizendium, предполагая, что статьи туда будут писать только учёные и эксперты. Однако проект оказался не слишком успешным и вскоре наскучил даже самому Сэнгеру, который уже полгода там ничего не редактировал.

В апреле этого года Сэнгер неожиданно для всех написал письмо в ФБР с жалобой на «Википедию»: якобы она размещает на своих страницах порнографию. Изображения сексуального содержания в энциклопедии действительно есть, но они не имеют отношения к порнографии. Такие изображения используются в статьях на соответствующую тематику, так как часто одной иллюстрацией можно пояснить то или иное понятие гораздо лучше, чем несколькими абзацами текста. Порнографии в «Википедии» нет и никогда не было, как её не может быть, например, в анатомическом атласе, учебнике по сексологии или пособии для художников. Несмотря на абсурдность обвинений, Fox News начал эту новость всячески раздувать, опрашивая разные компании, в том числе, например, Google и Yahoo! на тему: вы поддерживаете «Википедию», но знаете ли вы, что на их серверах содержится порнография?

На Уэйлса, таким образом, оказывалось постоянное давление, в результате он просто удалил со страниц «Википедии» все подобные изображения без разбора. Под горячую руку попали даже картины художников 18-19 веков. Это вызвало возмущение внутри сообщества - многие статьи остались без иллюстраций. Более трёхсот участников «Википедии» подписали обращение Уэйлсу, гласящее, что нельзя удалять что бы то ни было без обсуждения.

Уэйлс - единственный человек, который обладает статусом founder, основателя «Википедии». Этот статус, иногда его ещё называют GodKing, давал ему уникальные по своему набору полномочия по управлению контентом - он мог делать практически всё, что угодно. Но тут нужно уточнить: по отдельности эти функции распределены между другими участниками сообщества, но всеми сразу не обладает никто. Так, администраторы могут удалять страницы и блокировать пользователей. Бюрократы могут наделять администраторов правами. Стюарды могут администраторов этих прав лишить. Чек-юзеры могут проверять IP-адреса пользователей. Ревизоры могут какие-то правки (как правило, личного характера) скрывать и т.д.

После произошедших событий большую часть этих прав Уэйлс сам с себя снял: теперь технически он больше не может никак влиять на контент «Википедии» и её участников - удалять страницы, скрывать правки, блокировать пользователей, проверять их IP-адреса, назначать и снимать администраторов и т.д. Однако он сохранил за собой право проверять, какая информация была удалена, а какая - скрыта, у кого из пользователей проверяли IP-адрес и т.п.

Что же касается самих спорных изображений, то часть из них уже восстановили, а по поводу восстановления остальных обсуждения всё ещё продолжаются».

Профессионалы против волонтёров

Вторым событием, которое заставило всерьёз задуматься о будущем «Википедии», стало привлечение к редактированию народной энциклопедии университетских сотрудников, преподавателей и студентов. Среди их задач - проведение комплексной ревизии всех текстов, затрагивающих политическую жизнь США. Материалы именно на эту тему традиционно вызывают больше всего скандалов и споров.

Как значится в официальном пресс-релизе, выпущенном фондом «Викимедиа», это первый подобный проект в истории энциклопедии. Спонсором выступает американский околоправительственный фонд Stanton Foundation, давний партнёр «Википедии», который выделил на новый проект 1,2 млн долларов. Средства из Stanton будут направлены на создание штатных должностей в «Викимедии». Новые сотрудники будут налаживать взаимодействие между энциклопедией и университетами и организовывать встречи политологов-экспертов и редакторов «Википедии». На то, чтобы наладить работу, отведено лето 2010 года. С осени новая структура уже должна работать по штатному расписанию.

Руководители фонда надеются, что эксперты смогут работать над содержанием «Википедии» наравне с редакторами-добровольцами. Благо такой опыт уже есть. Некоторое время назад «Википедия» уже привлекала к редактированию текстов специалистов из американского Национального института здоровья, которые модерировали материалы в области здравоохранения. Целью было устранить рекламную информацию, в частности, о биологически активных добавках к пище и прочих препаратах. Нынешний проект, однако, будет гораздо более масштабным.

Опыт «профессиональной» редактуры есть у «Википедии» в России. Например, Московский физико-технический институт (МФТИ, он же знаменитый Физтех) курирует проект «Защита информации». «Проект «Защита информации» направлен на массовое улучшение статей по тематике криптографии и защиты информации. Улучшение статей является частью учебного процесса студентов кафедры радиотехники МФТИ», - говорит сайт «Википедии». У студентов есть система баллов, используемых при оценке их работы в семестре, а написание статьи в онлайн-энциклопедию рассматривается как альтернатива написанию эссе.

Можно ли рассматривать массовое привлечение университетских сотрудников к редактированию «Википедии» как неверие в то, что «коллективный разум», состоящий из тысяч непрофессионалов, в состоянии сделать всю работу самостоятельно и качественно? Массовые исходы волонтёров из энциклопедии уже случались. Однако официальный представитель «Викимедии» Джей Уолш говорит, что фонд будет консультироваться с преподавателями и студентами по вопросам поиска компетентных редакторов-волонтёров. По его мнению, постоянные авторы и редакторы работают гораздо эффективнее тех энтузиастов, чьей творческой энергии хватает лишь на небольшой период времени.

«Это целевой грант, но как именно он будет реализован, ещё не до конца понятно, - поясняет Станислав Козловский. - Будет создан специальный сайт, где будут отбираться специалисты с области политологии. По поводу самой процедуры редактирования пока остаётся много вопросов. Есть два варианта: статьи будут отправляться на рецензирование специалистам, которые буду выискивать ошибки, или приглашённые учёные будут сами писать статьи на те темы, которые пока не освещены, а рецензировать их будут, наоборот, уже участники «Википедии». В июле состоится конференция «Викимания», на которой и будет обсуждаться эта процедура. Так что речь идёт ни в коем случае не о введении цензуры, а лишь об ещё одном способе улучшения качества контента».

Народная Yahoo!

Между тем сложности, с которыми сталкивается «Википедия», пока никак не отразились на других проектах, построенных вокруг пользовательского контента. На днях интернет-гигант Yahoo! приобрёл за 100 млн долларов компанию Associated Content, где статьи и новости пишут сами пользователи, причём на самые разные темы: от узких научных до политических. И авторам - а их насчитывается 380 тысяч - за это платят.

Размер гонораров напрямую зависит от количества человек, которые прочитали статью, и от её качества, которое определяет команда профессиональных редакторов. Так, за откровенно «слабую» статью, собравшую 1-2 тыс. просмотров, могут заплатить 1,5-2 доллара, а на «сенсации» можно заработать и сотню-другую. В месяц на Associated Content публикуется 50 тыс. статей, которые привлекают за этот период 16 млн пользователей и 600 млн просмотров.

По подсчётам самой компании, на каждой из статей у неё получается заработать не менее 5 долларов. Были случаи, когда материалы ресурса покупали информагентство Thomson Reuters, медиакомпании Cox Newspapers и Gannett. Общие инвестиции в проект за всё время его существования составили 21 млн долларов - значительно меньше той суммы, которую за него отдала компания Yahoo!

Такой успех сайт получил за неполных шесть лет своего существования. На разных этапах его развития в него инвестировали фонды Canaan Partners и Softbank Capital и лично исполнительный директор холдинга AOL Тим Армстронг. И вот теперь Yahoo! вдохнёт в него новую жизнь: проект будет интегрирован в головной портал, а потому получит дополнительную огромную аудиторию. Кроме того, интернет-гигант выведет его на международный уровень, хотя раньше он работал только на американском рынке. Yahoo! теперь стремится позиционировать себя именно как генератор контента, а потому покупка Associated Content хорошо вписывается в стратегию развития. Сейчас новостной агрегатор платит за новостные материалы информационным агентствам, но в будущем компания планирует использовать дешёвый контент, генерируемый пользователями «народных» новостей.

Но и на приобретении Associated Content корпорация останавливаться не планирует. В стадии бета-версии находится проект Seed.com - такой же «народный», но ориентированный на литераторов, фотографов и кинорежиссёров. Кроме того, Yahoo! не так давно купила агрегатор локальных новостей - Patch Media Corporation, «народный» путеводитель Going и видеоплатформу StudioNow. Все проекты так или иначе имеют отношение к Веб 2.0, но их пользователи получают удовлетворение не только от того, что «творят добро», но и получают дивиденды за свои усилия - либо деньги, либо статус эксперта, либо и то, и другое вместе.

Валентин Мальцев, Анастасия Алексеева, Частный корреспондент 
Advertology.Ru

26.05.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 10:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация