Статьи

Веб 2.0 не сдаёт позиции

Веб 2.0 не сдаёт позиции

В середине мая вокруг «Википедии» разразилось сразу несколько скандалов. Сначала Fox News написал о том, что основатель энциклопедии Джимми Уэйлс собирается покинуть проект. А потом стало известно о том, что для редактирования наиболее спорных - политических - статей будут наняты профессиональные политологи. Однако пример Yahoo! подтверждает, что на «народном» контенте ещё рано ставить крест.

Джимми Уэйлс и порнография

В середине мая вокруг народной энциклопедии - «Википедии» - разразилось сразу несколько скандалов. Сначала Fox News написал о том, что президент фонда «Викимедиа» (который и финансирует некоммерческую «Википедию») Джимми Уэйлс собирается покинуть проект. Согласно официальному опровержению фонда, г-н Уэйлс не только не собирается покидать проект, но и никогда не являлся президентом «Викимедии» или «Википедии». А его официальная должность - почётный председатель совета попечителей фонда Wikimedia. И Fox News внёс соответствующие исправления в статью.

Впрочем, Fox поднял шум не на пустом месте, и кое-какие изменения в работу г-на Уэйлса всё же были внесены.

Вот что рассказал «Часкору» администратор русской «Википедии» и исполнительный директор российского отделения «Викимедии» Станислав Козловский:

«Давайте начнём с предыстории. «Википедию» создали два человека - Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер. Сэнгер ушёл из «Википедии» в 2002 году, потому что ему не нравилась её «антиэлитарность», когда при редактировании статьи не важно, кто ты, главное, что ты написал. Сэнгер создал свой проект - Citizendium, предполагая, что статьи туда будут писать только учёные и эксперты. Однако проект оказался не слишком успешным и вскоре наскучил даже самому Сэнгеру, который уже полгода там ничего не редактировал.

В апреле этого года Сэнгер неожиданно для всех написал письмо в ФБР с жалобой на «Википедию»: якобы она размещает на своих страницах порнографию. Изображения сексуального содержания в энциклопедии действительно есть, но они не имеют отношения к порнографии. Такие изображения используются в статьях на соответствующую тематику, так как часто одной иллюстрацией можно пояснить то или иное понятие гораздо лучше, чем несколькими абзацами текста. Порнографии в «Википедии» нет и никогда не было, как её не может быть, например, в анатомическом атласе, учебнике по сексологии или пособии для художников. Несмотря на абсурдность обвинений, Fox News начал эту новость всячески раздувать, опрашивая разные компании, в том числе, например, Google и Yahoo! на тему: вы поддерживаете «Википедию», но знаете ли вы, что на их серверах содержится порнография?

На Уэйлса, таким образом, оказывалось постоянное давление, в результате он просто удалил со страниц «Википедии» все подобные изображения без разбора. Под горячую руку попали даже картины художников 18-19 веков. Это вызвало возмущение внутри сообщества - многие статьи остались без иллюстраций. Более трёхсот участников «Википедии» подписали обращение Уэйлсу, гласящее, что нельзя удалять что бы то ни было без обсуждения.

Уэйлс - единственный человек, который обладает статусом founder, основателя «Википедии». Этот статус, иногда его ещё называют GodKing, давал ему уникальные по своему набору полномочия по управлению контентом - он мог делать практически всё, что угодно. Но тут нужно уточнить: по отдельности эти функции распределены между другими участниками сообщества, но всеми сразу не обладает никто. Так, администраторы могут удалять страницы и блокировать пользователей. Бюрократы могут наделять администраторов правами. Стюарды могут администраторов этих прав лишить. Чек-юзеры могут проверять IP-адреса пользователей. Ревизоры могут какие-то правки (как правило, личного характера) скрывать и т.д.

После произошедших событий большую часть этих прав Уэйлс сам с себя снял: теперь технически он больше не может никак влиять на контент «Википедии» и её участников - удалять страницы, скрывать правки, блокировать пользователей, проверять их IP-адреса, назначать и снимать администраторов и т.д. Однако он сохранил за собой право проверять, какая информация была удалена, а какая - скрыта, у кого из пользователей проверяли IP-адрес и т.п.

Что же касается самих спорных изображений, то часть из них уже восстановили, а по поводу восстановления остальных обсуждения всё ещё продолжаются».

Профессионалы против волонтёров

Вторым событием, которое заставило всерьёз задуматься о будущем «Википедии», стало привлечение к редактированию народной энциклопедии университетских сотрудников, преподавателей и студентов. Среди их задач - проведение комплексной ревизии всех текстов, затрагивающих политическую жизнь США. Материалы именно на эту тему традиционно вызывают больше всего скандалов и споров.

Как значится в официальном пресс-релизе, выпущенном фондом «Викимедиа», это первый подобный проект в истории энциклопедии. Спонсором выступает американский околоправительственный фонд Stanton Foundation, давний партнёр «Википедии», который выделил на новый проект 1,2 млн долларов. Средства из Stanton будут направлены на создание штатных должностей в «Викимедии». Новые сотрудники будут налаживать взаимодействие между энциклопедией и университетами и организовывать встречи политологов-экспертов и редакторов «Википедии». На то, чтобы наладить работу, отведено лето 2010 года. С осени новая структура уже должна работать по штатному расписанию.

Руководители фонда надеются, что эксперты смогут работать над содержанием «Википедии» наравне с редакторами-добровольцами. Благо такой опыт уже есть. Некоторое время назад «Википедия» уже привлекала к редактированию текстов специалистов из американского Национального института здоровья, которые модерировали материалы в области здравоохранения. Целью было устранить рекламную информацию, в частности, о биологически активных добавках к пище и прочих препаратах. Нынешний проект, однако, будет гораздо более масштабным.

Опыт «профессиональной» редактуры есть у «Википедии» в России. Например, Московский физико-технический институт (МФТИ, он же знаменитый Физтех) курирует проект «Защита информации». «Проект «Защита информации» направлен на массовое улучшение статей по тематике криптографии и защиты информации. Улучшение статей является частью учебного процесса студентов кафедры радиотехники МФТИ», - говорит сайт «Википедии». У студентов есть система баллов, используемых при оценке их работы в семестре, а написание статьи в онлайн-энциклопедию рассматривается как альтернатива написанию эссе.

Можно ли рассматривать массовое привлечение университетских сотрудников к редактированию «Википедии» как неверие в то, что «коллективный разум», состоящий из тысяч непрофессионалов, в состоянии сделать всю работу самостоятельно и качественно? Массовые исходы волонтёров из энциклопедии уже случались. Однако официальный представитель «Викимедии» Джей Уолш говорит, что фонд будет консультироваться с преподавателями и студентами по вопросам поиска компетентных редакторов-волонтёров. По его мнению, постоянные авторы и редакторы работают гораздо эффективнее тех энтузиастов, чьей творческой энергии хватает лишь на небольшой период времени.

«Это целевой грант, но как именно он будет реализован, ещё не до конца понятно, - поясняет Станислав Козловский. - Будет создан специальный сайт, где будут отбираться специалисты с области политологии. По поводу самой процедуры редактирования пока остаётся много вопросов. Есть два варианта: статьи будут отправляться на рецензирование специалистам, которые буду выискивать ошибки, или приглашённые учёные будут сами писать статьи на те темы, которые пока не освещены, а рецензировать их будут, наоборот, уже участники «Википедии». В июле состоится конференция «Викимания», на которой и будет обсуждаться эта процедура. Так что речь идёт ни в коем случае не о введении цензуры, а лишь об ещё одном способе улучшения качества контента».

Народная Yahoo!

Между тем сложности, с которыми сталкивается «Википедия», пока никак не отразились на других проектах, построенных вокруг пользовательского контента. На днях интернет-гигант Yahoo! приобрёл за 100 млн долларов компанию Associated Content, где статьи и новости пишут сами пользователи, причём на самые разные темы: от узких научных до политических. И авторам - а их насчитывается 380 тысяч - за это платят.

Размер гонораров напрямую зависит от количества человек, которые прочитали статью, и от её качества, которое определяет команда профессиональных редакторов. Так, за откровенно «слабую» статью, собравшую 1-2 тыс. просмотров, могут заплатить 1,5-2 доллара, а на «сенсации» можно заработать и сотню-другую. В месяц на Associated Content публикуется 50 тыс. статей, которые привлекают за этот период 16 млн пользователей и 600 млн просмотров.

По подсчётам самой компании, на каждой из статей у неё получается заработать не менее 5 долларов. Были случаи, когда материалы ресурса покупали информагентство Thomson Reuters, медиакомпании Cox Newspapers и Gannett. Общие инвестиции в проект за всё время его существования составили 21 млн долларов - значительно меньше той суммы, которую за него отдала компания Yahoo!

Такой успех сайт получил за неполных шесть лет своего существования. На разных этапах его развития в него инвестировали фонды Canaan Partners и Softbank Capital и лично исполнительный директор холдинга AOL Тим Армстронг. И вот теперь Yahoo! вдохнёт в него новую жизнь: проект будет интегрирован в головной портал, а потому получит дополнительную огромную аудиторию. Кроме того, интернет-гигант выведет его на международный уровень, хотя раньше он работал только на американском рынке. Yahoo! теперь стремится позиционировать себя именно как генератор контента, а потому покупка Associated Content хорошо вписывается в стратегию развития. Сейчас новостной агрегатор платит за новостные материалы информационным агентствам, но в будущем компания планирует использовать дешёвый контент, генерируемый пользователями «народных» новостей.

Но и на приобретении Associated Content корпорация останавливаться не планирует. В стадии бета-версии находится проект Seed.com - такой же «народный», но ориентированный на литераторов, фотографов и кинорежиссёров. Кроме того, Yahoo! не так давно купила агрегатор локальных новостей - Patch Media Corporation, «народный» путеводитель Going и видеоплатформу StudioNow. Все проекты так или иначе имеют отношение к Веб 2.0, но их пользователи получают удовлетворение не только от того, что «творят добро», но и получают дивиденды за свои усилия - либо деньги, либо статус эксперта, либо и то, и другое вместе.

Валентин Мальцев, Анастасия Алексеева, Частный корреспондент 
Advertology.Ru

26.05.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 21:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация