Статьи

Государственный поисковик: назад в светлое будущее

Государственный поисковик: назад в светлое будущее

В конце марта все СМИ заговорили о важном известии: через год в России может быть запущен государственный поисковик. Это сообщение впервые появилось в авторитетном информационном издании РБК daily.

В своей статье «Кремляндекс» газета ссылалась на три анонимных источника в крупных телекоммуникационных компаниях и одного инвестбанкира, также безымянного.

«На стартап!» или с чего начинается интернет-Родина

Согласно РБК daily, идея национализировать поиск в Рунете принадлежит первому замглавы администрации президента Владиславу Суркову. Предложение кремлевского идеолога было одобрено, а проект отдан в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций. По предварительным оценкам, на реализацию проекта правительство запланировало выделить 100 млн. долл.

Предпосылки

Сегодня в Рунете поисковый рынок поделен между четырьмя основными игроками: Яндекс (62,9%), Google (21.9%), Mail (8.3%) и Rambler (3.0%) - причем только Google не является национальным поисковиком. Однако под его натиском в мире устояло не так много стран: собственные поисковые системы сохранились в Китае, Чехии, Эстонии, Норвегии и России. Есть чем гордиться: национальный продукт оказался стойким к «коррозионному» влиянию западного интервента.

Но зачем же тогда Кремль хочет ввести на рынок еще одного конкурента, ведь это может значительно дестабилизировать сложившуюся благоприятную ситуацию? Причины, как и следовало ожидать, исключительно политического характера.

Причины

Любая поисковая система - это стратегический ресурс, способный влиять на «умы и настроения» народонаселения. «В отличие от уже существующих систем новая должна быть более ориентированной на государственные нужды, в том числе обеспечивать доступ к безопасной информации, фильтровать сайты с запрещенным контентом», - пояснил РБК daily один из информационных источников. Таким образом, будущему поисковику отводится роль файрвола в информационном пространстве страны.

К финансированию проекта привлекаются исключительно российские инвесторы, и в числе акционеров не будет иностранных представителей. «Таким образом, власть сможет получить относительно контролируемый поисковик с лояльными владельцами», - говорит другой собеседник.

Опыт

Веб-история знает немало примеров государственного регулирования поисковых систем. Некоторые из них преданы официальной огласке, о других можно только догадываться. Так, например, самый популярный в мире поисковик Google начинался как учебный проект государственного университета, генеральный директор Google Эрик Шмидт всегда состоял в «приятельских» отношениях с Хиллари Клинтон, а американские власти не раз оговаривались, что Google должен способствовать и способствует делу демократии. Что говорить, в кулуарах давно заподозрили поискового гиганта в связях со спецслужбами.

Другое дело наш отечественный продукт - Яндекс. Завоевав более половины поискового рынка России, Яндекс не смог не привлечь к себе внимания властей. Номинально став «частью национальной инфраструктуры», компания продала Сбербанку приоритетную акцию, дающую право накладывать вето на продажу более 25% акций компании. Как вы думаете, во сколько обошлась государственному банку такая привилегия? В 1 евро.

Раз сервер, два сервер, будет поиск

Средства

Как утверждают источники РБК daily, в качестве базовой платформы для создания поисковой системы рассматривался Рамблер. В компании от комментариев по поводу возможности потери суверенитета уклонились.

Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», в своем интервью радиостанции «Эхо Москвы» сделал предположение, что в этих целях может быть совершена попытка оживить устаревший российский поисковик aport.ru. Уцепившись за небрежную реплику Ашманова, журнал «Вебпланета» 1 апреля разместил сообщение о «короновании» Апорта в качестве национального поисковика, причем в указанных первоисточниках об этом не было ни слова. Запамятав посмотреть в календарь, многие СМИ оперативно подхватили эту первоапрельскую «новость».

Участники

На сегодняшний день известны имена трех компаний, которые могут быть задействованы в создание нового поискового продукта. Это «Ростелеком» (одна из крупнейших телекоммуникационных компаний), «Ашманов и партнеры» (IT-консалтинг) и ABBYY (разработчик программных продуктов). Представители организаций от комментариев уклоняются. И.Ашманов в интервью «Эхо Москвы» признался: «Вопросы такие задавались далеко не мне одному, а многим сильным игрокам рынка, у кого есть либо люди, либо технологии, либо что-то еще».

«Сильные игроки рынка» свою сопричастность проекту не афишируют, но в глобальной Сети сложно что-либо утаить. Уже сейчас на HeadHunter от компании «Ашманов и Партнеры» появилась вакансия, требованием к которой является «опыт построения и поддержки системы из 100+ серверов с ПО внутренней разработки на всех стадиях». 100+ серверов - это удел явно не слабонагруженного интернет-сервиса.

Перспективность

А теперь давайте разберемся с основным - перспективностью вопроса. Может ли заполучить должную популярность кремлевское детище, и что нам, смертным пользователям, от этого светит?

За комментариями по этому вопросу мы решили обратиться к представителям известных телекоммуникационных компаний. В итоге мнения разделились: одни ориентировались в своей оценке на объективные показатели пользовательского спроса, другие намекали на то, что Кремль недооценивать не стоит.

Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент»: «Проект амбициозный и теоретически нужный. Но вряд ли он появится в обозримом будущем... ГП займет на рынке доли процента и будет пользоваться спросом в крайне узком сегменте поисковых запросов - а именно, при поиске госинформации (закупки, аукционы и пр.). Подавляющее же большинство пользователей предпочитает поиск без фильтров и цензуры».

Марина Анисимова, пресс-секретарь «Рамблер Медиа», также считает, что кремлевская затея окажется трудновыполнимой: «... потребуются очень большие инвестиции и время. Задача осложняется и тем, что российский пользователь уже сейчас имеет возможность выбирать между Яндексом, Гуглом и Рамблером. То есть у него должны появиться веские причины поменять сервис, которым он пользуется постоянно».

У Игоря Ашманова другой взгляд на этот вопрос. Известный российский интернет-специалист считает, что при грамотном внедрении продукта с использованием государственных полномочий, например, установкой во всех некоммерческих организациях и привлечения «близких к государству владельцев интернет-ресурсов», новый поисковик сможет в перспективе обогнать Google и занять второе место на поисковом рынке: «Государственный поисковик - вполне реальная вещь, если государство захочет его сделать».

Тренд на «happy end»?

Следует отметить, что Минкомсвязи в России уже посодействовало появлению государственной почты для получения госуслуг в электронном виде, кириллического домена верхнего уровня .РФ, на сегодняшний день уже находящегося под контролем государства, а также социальной сети для сотрудников органов государственной власти «Регионалочка». Как знать, может и появление подконтрольного Кремлю поисковика уже не за горами.

Завершить статью хотелось бы комментарием Аллы Забровской, PR-директора компании Google: «...мы приветствуем конкуренцию в поисковых системах, поскольку она стимулирует компании развивать новые более интересные и полезные для пользователя сервисы... Ведь в нашей индустрии, как, наверное, нигде больше, всего один клик отделяет пользователя от перехода на другой сайт, если он не удовлетворен качеством информации или обслуживания. Конечно, речь идет о честной и добросовестной конкуренции, при которой все участники поставлены в равные условия».

Дарья Мутовкина, Seonews
Advertology.Ru

21.04.2010

на печать


Комментарии

up66
22.04.2010 21:00 | сообщение #1
 

Ну чтож ждем продолжения ))) оптимизация сайта не под 3, а сразу под 4 русскоязычные поисковые системы - это уже приобретение уникального опыта мирового уровня (в других странах нет столько нац поисковиков, как в России)

Гость
23.04.2010 5:58 | сообщение #2
 

Зато, какая здоровая конкуренция )

as.is
23.04.2010 8:10 | сообщение #3
 

да как обычно средства освоят, и успокоятся

MelokGroup
26.04.2010 0:49 | сообщение #4
 

все как всегда

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 19:43
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация