Стенка на стенку: агентства и фриланс
В стенах Академии графдизайна Школа фриланса провела ринг «Стенка-на-Стенку» - между агентствами и фрилансерами. Каждый остался у своей стенки.
Представители рекламных агентств и фрилансеры постоянно меняли весовые категории: то агенстство из цивилизованной компании превращалось в шарашкину контору, то фрилансер из самодостаточного профи мутировал в бомжа-пофигиста. Обвиняющая сторона, ясное дело, вырастала в собственных глазах и пригибала оппонента к плинтусу, и наоборот. Конструктивные идеи, разумеется, были, но они растворились в бинарной оппозиции: Россия как была страной с неровной, взаимоисключающей социальной средой, так и остается. Так что несчастных у каждой стенки нашлось поровну, как, впрочем, и счастливчиков, в роли которых с агентской стороны выступил чемпион по выигрыванию бесплатных тендеров Вил Дельпино, а с фрилансерской - противник тендеров Андрей Амлинский. Вели дискуссию Алексей Дружинин (автор и ведущий учебных программ, тренер «Школы фриланса») и Алина Баринова (агентство Orange)
Хороший фрилансер - агентство плохое.
Фрилансер, даже если он начинающий маргинал без портфолио, таковым оставаться не хочет, а всеми силами стремится стать либо универсалом, которому по плечу «вытащить» любой проект в одиночку, либо полноправным членом некоего подобия аутсорсинговой компании, способной привлекать ресурсы под любую задачу. Оба вида вскоре создадут серьезную конкуренцию заскорузлым и неповоротливым агентствам. Такие профессионалы свободно распоряжаются своим рабочим временем и пространством и ни в коем случае не опустятся до демпинга или участия в бесплатных тендерах. Гарантом качества работы фрилансера является его репутация.
Агентства всего этого почему-то не замечают, и, видимо, в силу низкого культурного уровня, ищут среди фрилансеров дарового труда (ищут - мягко сказано, в Москве найдется от силы тройка агентств, где поиском фрилансеров занимаются профессионально). Агенства не любят нести финансовую ответственность за выполненные заказа . Оно запросто может, сославшись на клиента, не заплатить за труд и в погоне за репутацией за чужой счет лишить фрилансера авторских прав - так что и в портфолио положить будет нечего. Агентства столь бестолковы, что не в силах продать креативный продукт фрилансера, которого до диалога с клиентом почему-то не допускают.
Фрилансера принято использовать и выбрасывать, как одноразовый стаканчик. Агентства предпочитают не завязывать с ними долгосрочных отношений, а держать впроголодь на «авральном» и дешевом поводке, неизменно требуя «адекватной» реакции на невменяемые брифы. Ведь известно, что на Руси заказчик сам не знает, чего хочет. Не ведает этого и агентство-посредник, хотя именно оно в данном случае ответственно за составление внятного ТЗ.
Фрилансер для агентства - не специалист, а некая среда, поэтому одно и то же задание может делать одновременно множество людей. Какая уж тут предоплата? И какой фрилансер будет стараться выдать качественный продукт в таких стадных условиях?
Агентства любят устраивать бесплатные тендеры, после чего в их руках остаются десятки хороших, но почему-то не победивших и при этом «ничьих» идей. А между тем, если что-то и имеет значение в маркетинге, так это именно идея! И она стоит дорого. Пока в России экономика не станет прозрачной, честных тендеров не будет. В таком случае плата за участие обязательна. Или надо игнорировать тендеры. Иначе индустрия рухнет.
Хорошее агентство - фрилансер плохой.
Фрилансер - человек без культуры и совести. Он берется за работу, которую выполнить не может, разрывая договор и срывая сроки. Найти хорошего фрилансера нелегко, он даже портфолио правильно оформить не может, а если и оформит, то не вычистит оттуда ерунды и забудет обновить. К тому же он склонен браться за все, что еще более затрудняет поиски нишевого специалиста.
Правда, сделав выбор на основании портфолио, еще не факт, что вы сможете нанять этого конкретного фрилансера: его коммуникативные качества могут оказаться ниже нулевой отметки, так что даже цена за труд будет не так важна. Смешно, но даже элементарное тестовое задание (прислать 3 картинки) фрилансер умудряется понять по-своему. А если он - не дизайнер, а, скажем, системный администратор, то ему в голову не придет собрать какие-то положительные отзывы о себе. Словом, фрилансер - человек, у которого серьезные проблемы с самопродвижением, и остается догадываться, как он продвинет тот или иной товар. Но и в противном случае вопрос открыт: не липовое ли портфолио, не клонированный ли специалист. Слишком уж много «проколов»! Приходится даже тратить время и деньги на обучение фрилансеров навыкам самоорганизации и самодисциплины. Только тогда есть уверенность, что они не подведут. Поэтому самым лучшим способом найма фрилансера была и остается рекомендация знакомых.
Что же касается гарантии оплаты труда, то если работа сделана качественно, агентство всегда платит по договору, и более того, приглашает фрилансера на встречу с клиентом, с тем, чтобы он сам, учитывая все тонкости и детали своей работы, смог ее качественно продать. Проверенные фрилансеры всегда нанимаются с предоплатой, новичкам же целесообразнее платить по результату.
В случае же с тендерами есть два варианта оплаты: заплатить за проигрыш символическую сумму, не обижая клиента или не платить ничего (голодный таракан бегает быстрее), но в случае выигрыша, не торговаться и заплатить столько, сколько фрилансер просит. Но все это предполагает, что тендер - честный.
Агентство всегда уважает авторские права фрилансера, но есть несколько «но»: обязательства о конфиденциальности перед клиентом, которое подписывается агентством и распространяется не только на работу фрилансера, но и на весь проект в целом, а также коллективность выполнения работы. В последнем случае, если фрилансер сможет внятно доказать долю своего участия, он имеет все права эту долю поместить в портфолио. Правда, чаще получается наоборот: бессовестный фрилансер забирает под свой автограф все, не считаясь с коллегами.
В конце дискуссии стороны с энтузиазмом обменялись визитками. Что, безусловно, радует.
Advertology.Ru
15.03.2010
Комментарии
Написать комментарий