Статьи

Прокол, прогресс и НДС

Прокол, прогресс и НДС

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития  рекламного рынка России за 2009 год.

Суммарный объем ATL-рекламы в средствах ее распространения, включая НДС, составил 204 млрд. руб., что примерно на 26% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако свет в конце тоннеля есть, считает экспертная комиссия, состав которой претерпел в прошедшем полугодии значительные изменения: был открыт, наконец, фронт BTL и усилен дивизион Интернет. Собственно, по этим двум направлениям комиссия и выдала самую любопытную информацию.

Докладывая о цифрах  BTL, Ирина Васенина (сопредседатель комитета по маркетинговым услугам АКАР и CEO Группы Progression), особо отметила, что саму графу  BTL следовало бы назвать «маркетинговые услуги», и роль этих услуг в совокупном медиабюджете весьма существенна: 25%.

Не смотря на то, что  28% падение рынка  отбросило сегмент на 2-3 года назад,  в этом году сделаны кардинальные шаги по организации мониторинга: создана рабочая группа в АКАР (помимо Ирины Васениной в нее входит  Михаил Симонов, президент РАМУ и Russia Direct), а на сайте РАМУ  создан классификатор - открытая анкета данных об услугах, экспертизе и т.п., заполняемая BTL-агентствами и маркетинговыми группами.

Среди клиентских трендов в сегменте  BTL былa отмеченa потребность в эффективности коммуникаций и нестандартных носителях (последние ассоциируются у клиента не с креативом как таковым, а с уже упомянутой эффективностью).

Все это требует совершенствования терминологии (до сих пор не все активности можно однозначно отнести к BTL, ATL и т.д.) и поиска новых способов учета КПД.

Что же касается агентских трендов, то в последнее время был замечен переход на постоплату, которую могут позволить себе лишь крупные (top 25) компании.  И таких компаний становится больше.

С цифрами и прогнозами в маркетинговом сегменте пока все очень скромно: привлеченные к делу разработки, по словам Михаила Симонова, принадлежат не члену РАМУ, но активному критику в BTL-кругах Игорю Куценко, президент группы Orange. И поскольку эти цифры пока тоже приблизительны, прогнозов на 2010г. битиэльщики делать не стали.

Зато представители Интернета устроили из цифр и прогнозов настоящий «морской бой». Камнем преткновения послужил пресловутый НДС, который, по мнению ряда экспертов, не только не входит в бизнес-контекст, но и выплачивается не всеми компаниями. В условиях рыночного роста НДС был чем-то вроде приписки к успехам индустрии, особенно на фоне «западных» показателей, а в период кризиса стал помехой, заслоняющей истинное положение дел. Признавая неуместность   этого показателя в целом, группа экспертов АКАР при формировании таблицы,  все же, остановилась на показателях с учетом НДС. В результате цифры по приросту рынка контекстной рекламы - 11,4% - разошлись с цифрами оппонентов (их представлял Лев Глейзер, директор по развитию медийных продуктов ООО «Яндекс») - 12, 4%. В конце концов остановились на компромиссном варианте 12%,  но вопрос об  учете НДС так и остался на повестке дня.  Разошлись и прогнозы на 2010: если Лев Глейзер считает возможным надеяться на 30-50% прирост рынка всей Интернет-рекламы, то  Алексей  Басов, генеральный директор «Бегуна», не дал больше 20-30% одной лишь контекстной рекламе, а Дмитрий Ашманов, генеральный директор «Майндшер Интерекшен», опустил цифру общего прироста сетевого рынка рекламы до 8-10%.. «Крупные рекламодатели не спешат увеличивать Интернет-бюджеты, а средние и мелкие могут обеспечить лишь подход к докризисному уровню», - объяснил Ашманов. Словом, как и было указано в таблице выше, «комиссия экспертов не смогла прийти к единодушному решению». Зато было решено в будущем создать рабочую группу - по примеру BTL, дабы разрешать споры заранее, а не в последнюю ночь.

Дмитрий Ашманов прокомментировал 4% прирост рынка  медийной рекламы в Интернете: 2/3 рекламодателей сократили рекламные бюджеты в этот сегмент, и только 1/3 увеличили. Среди последних  - автомобильные компании (29% от общего рекламного Интернет-бюджета), телекоммуникационные компании и компании FMCG.

Из тенденций рынка Интернет-рекламы,  спикерами было отмечено  уменьшение рыночного прироста во 2 полугодии 2009 г. по сравнению с первым, и смещение бюджетов в сторону мелких и средних компаний а также рост клиентской базы Интернет-рекламы.

Интересна ситуация с indoor-рынком, причем не столько в классическом жанре (здесь, по оценке Алексея Кулакова, медиа-директора «Медиаэдж Ай-Ай-Эй»,  при общем проседании рынка на 16% во втором полугодии наметился некоторый подъем в связи с активизацией рекламы в аэропортах и вузах), сколько с рекламой в кино. Здесь, не смотря на минус 29% прироста, формируются новые тренды, которые способны переломить ситуацию. Этим уже некоторое время занимается агентство «Синема 360».  Директор по стратегическому развитию  Павел Шиловский рассказал, что помимо перехода на оплату рекламы по контакту 60% столичных площадок (благодаря чему становится прозрачной вся система отчетности перед клиентом), современные кинотеатры сегодня овладевают новыми цифровыми технологиями, которые позволяют ликвидировать интервалы между показами кино. Это могут быть, например, онлайн трансляции событий мирового значения - от оперных постановок в «Ла Скала» до футбольных матчей. Использование на таких показах 3D- оборудования - дополнительный мощный аттрактор. Один «Аватар» собрал у экранов, по данным спикера, 12 млн зрителей.

Самыми грустными сегментами кризисного года оказались наружка, радио и печать. Генеральный директор «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин отметил, что в минувшем году впервые за всю историю наружной рекламы в России начал сокращаться инвентарь. Декабрьская цифра - минус 6%. Причина - не только естественное падение спроса, но и политика московских властей по очистке исторических районов столицы от лишней рекламы. Но индустрия выжила - обнадежил спикер. Во многом - благодаря введению обещанной правительством 30% скидки арендной ставки. Начавшийся в марте прирост был, однако, куплен дорогой ценой: площадь занимаемых поверхностей росла в условиях тотального демпинга. И лишь в сентябре можно было наблюдать некоторую стабилизацию цен, но ценовая вилка по сравнению с докризисным периодом еще в ноябре составляла от 20 до 40%. 

Снижение цен - результат высокой конкуренции множества игроков - с одной стороны, и ухода из наружки товаров длительного пользования - с другой, - пояснил спикер. Вместе с тем, нет худа без добра, и сегодня на щитах лидируют товары FMCG - кондитерка и прохладительные напитки, для которых низкие цены (порядка 60 центов за 1000 контактов)  стали дополнительным стимулом к выбору между ТВ и наружкой. Восстановился к концу года и автомобильный трафик - основная аудитория наружной рекламы. Словом, налицо явные знаки оживления индустрии - заключил Андрей Березкин.

На радио  и в прессе ситуация продолжает оставаться вялотекущей и печальной: радиореклама потеряла Александра Варина, который должен был делать доклад на нынешнем заседании, а рекламная пресса теряет надежду на восстановление - этот наиболее пострадавший от кризиса сегмент уверенно заселяет Интернет.

Лучше всех дело обстоит с телевидением: не взирая на кризис, этот канал продолжает использоваться крупными игроками, и минус 21% первого полугодия поднялся до минуса 15% во втором. За год выходит минус 18%, что, по мнению   спикера Сергея Веселова (директора по маркетинговым исследованиям  «Видео Интернешнл»), очень даже неплохо. Успех телевидения, кроме всего прочего, заключается в хорошем и длительном мониторинге деятельности нескольких крупных компаний, и это, в отличие от ситуации в наружной рекламе - преимущество для выживания и развития.

Наибольший рост наблюдается сегодня в сегменте кабельно-спутниковго телевидения, хотя не все в этом успехе - именно его заслуги, т.к. услуги здесь продаются пакетом. Тем не менее, в ближайшие три года можно будет ожидать 25-30% прироста,  - заключил Веселов. И здесь также не обошлось без минимума игроков (два) и максимума мониторинга.

Вопросы журналистов, как всегда, касались точности подсчетов плюсов и минусов, и эксперты признались, что нынешняя система мониторинга, по-разному несовершенная во многих сегментах, может лишь нащупать тренды и указать пропорции.

А вот более подробные данные о развитии рекламного рынка, включая докризисный 2007 г.

сегменты

млрд.руб.

Прирост, %

Прирост, %

2007 год

2008 год

2009 год

2008 г к 2007 г

2009 г к 2008 г

Телевидение 

113,2

138,9

113,7

23

-18

в т.ч. эфирное

112,5

137,6

112,2

22

-18

кабельно-спутниковое

0,7

1,3

1,5

100

14

Радио

14,9

14,0

9,0

-6

-36

Печатные СМИ

51,9

57,6

32,6

11

-43

в т.ч. газеты

11,6

13,7

8,9

18

-35

журналы

23,4

27,2

16,0

16

-41

рекламные издания

16,9

16,7

7,7

-1

-54

Наружная реклама

40,4

45,8

27,3

13

-41

Интернет

12,7

17,6

19,0

39

8

в т.ч. медийная реклама

5,7

7,4

7,7

30

4

контекстная реклама

7,0

10,2

11,3

46

11

Прочие

2,4

3,2

2,6

33

-19

в т.ч. Indoor-реклама

1,9

2,5

2,1

36

-16

реклама в кинотеатрах

0,5

0,7

0,5

28

-29

Всего  по сегменту ATL-услуг

235,5

277,1

204,2

18

-26

Всего  по сегменту BTL-услуг

60,2

71,2

51,5

18

-28

ИТОГО по рынку маркетинговых коммуникаций

295,7

348,3

255,7

18

-27

Юлия Квасок
Advertology.Ru

10.02.2010

на печать


Комментарии

Lelya
11.02.2010 13:38 | сообщение #1
 

Автор статьи грамотностью не отличается...
Обидно за написание FMSG вместо FMCG Рассержен

Ирина
11.02.2010 14:59 | сообщение #2
 

Естественны отбор..... ушла "пенка" из печати....
Останутся действительно востребованные издания.
Телевид.??? как ещё сказать.... в течении прошлого и начала этого года один негатив ....я уверена 89% стараются его избегать. какая тут уж реклама. Мы её даже не видим.
интернет тоже не всегда несёт отдачу рекламы (масса страниц угадай ка)
Интернет чисто информативно - это его ниша (рекламе там не место) Разве что красивые картинки.
Думаю очень скоро.. все пиар статьи подобного уровня канут в прошлое.
Реальные специалисты это мы с вами примеряем всё на себя….. И мы с вами скажем, что нам надо и где.
Я на пример узнаю какая марка авто новая на рынке когда еду в авто и вижу наружку в крупном плане, или новый сок ну и т.д. Если мне необходим филиал банка, супер-маркет или АЗС это Атлас автодорог он всегда в машине как необходимая вещь. Вот если бы владельцы таких изданий побольше размещали такой практичной и нужной для нас информации…

Все статьи заказаны , это видно…кому то очень нужно откачать рекламный бюджет в свою нишу. Вот пишут одно и тоже и в октябре 2009г. и в феврале 2010г. Молодёжь неопытная сидит в ра это всё на них рассчитано, да и Бизнесмен не очень будет разбираться….. специалисты же пишут…….да но за деньги.

GAY
11.02.2010 19:38 | сообщение #3
 

Эх, телевизера у меня нету((( В интернете информация - да. но там же и реклама, и я довольно часто обращаю внимание именно на нее. Может, потому что не автомобилист... АКАР - официальный источник.
Где другие взять?
Вот вы специалист, ну и черкнули бы аналитику - в ответ на АКАРские камлания, был бы толк! Кому верить? Собой любимым все измерять? Даже мой родной сегмент погоды не делает. Думаю

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.11.2024 - 01:44
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация