Статьи

Напрасный труд Виктора Успаских

Напрасный труд Виктора Успаских

Независимо от того, будет ли допущена к власти в Литве Партия Труда, можно констатировать: политический "бизнес-проект" ее создателя, Виктора Успаских, вряд ли окупит вложенные в него средства.

Избиратель, с любопытством наблюдающий за предвыборным шоу, далеко не всегда голосует за того, кто чаще всего мелькал на телеэкране. Вероятно, создатель ПТ изрядно переборщил с рекламой, о чем свидетельствуют результаты второго тура парламентских выборов.
Во второй тур от Партии Труда вышло столько представителей, что вместе с однопартийцами, прошедшими в Сейм по результатам первого тура, они обеспечили бы Виктору Успаских правление страной на ближайшие 4 года в должности премьер-министра, о которой он так мечтал.

Однако в реальности получилось совсем другое: почему-то лишь каждый третий депутат от ПТ победил во втором туре и прошел в Сейм. Это может свидетельствовать о том, что превалировавшая на телевидении и в прессе реклама ПТ работала лишь до тех пор, пока избиратель был расслаблен и просто смотрел шоу. Однако когда он стал размышлять, все сразу изменилось.
Искушенные наблюдатели предупреждали, что второй тур, когда приходится выбирать всего между двумя личностями, - акт более сознательный. Здесь избирателю, принимая решение, больше приходится думать, взвешивать. А это значит, что реклама, с ее преимущественным воздействием на подсознание, резко теряет эффективность, а то и вовсе приводит к обратному эффекту.

Так и случилось в Литве. Только что обнародована цифра в 8 миллионов литов, которые Виктор Успаских использовал в предвыборной кампании своей партии. Она не идет ни в какое сравнение с суммами, потраченными другими партиями. Атака ПТ на избирателя шла по всем фронтам, включая раскладывание в почтовые ящики бесплатных изданий, календарей с символикой ПТ, проведение бесплатных концертов "звезд", оплаченных из фонда ПТ, и т.д., и т.п.

Но в результате ПТ вместо желанных 71 депутатских мест, позволявших ей самостоятельно сформировать правительство, получила в парламенте Литвы всего 39 кресел. Намного меньше вложившие в рекламу социал-демократы и социал-либералы, назвавшие себя коалицией Альгирдаса Бразаускаса и Артураса Паулаускаса, получили 31 депутатское место. 25 мандатов у правых, тоже не особо рекламировавших себя.
Однако, пожалуй, наибольшей неожиданностью стали 18 мест Либерально-центристского союза. Эта партия, которой руководит мэр Вильнюса Артурас Зуокас, рисковала вообще не попасть в Сейм, не преодолев пятипроцентный барьер. Однако оказалось, что у либерал-центристов есть свой, верный электорат, на который не повлияли ни реклама оппонентов, ни неблагоприятные рейтинги.

Ситуация же для Виктора Успаских на сегодня настолько неблагоприятная, что он фактически уже сдал все свои прежние позиции и "ждет милости" от правящей коалиции. Если вчера он не переставал заявлять о своем намерении стать главой правительства и сформировать парламентское большинство, на случай если ПТ не удастся править единолично, то сегодня он уже готов выполнить все предварительные условия коалиции социал-демократов и социал-либералов.
А этими условиями являются сохранение за ними большинства, семи самых важных министерских портфелей и поста премьер-министра. Более того, Успаских, вопреки всем своим предыдущим заявлениям, сообщил, что лично не претендует ни на какие важные государственные посты.

Откуда вдруг такая скромность? Объяснение очень простое. У Виктора Успаских после того, как Партия Труда получила всего 39 мест в Сейме, не осталось другого выбора, как принять все условия правящей коалиции. В определенном смысле, для него это вопрос политической жизни и смерти. Инвестировать 8 миллионов литов "в дело" и остаться с носом, без власти, без министерских постов - такое фиаско члены его партии, поверившие в него и вложившие в проект ПТ личные деньги и силы, вряд ли ему простят. Есть большая опасность, что они просто разбегутся по другим партиям и парламентским фракциям. Виктору Успаских во что бы то ни стало нужно приобщиться к власти, даже если его партия получит всего несколько незначительных министерских портфелей. Это лучше, чем быть отлученным от власти вообще.

Думается, что пойти на такое "унижение", согласиться со всеми предварительными условиями правящей коалиции, которая, напомним, получила меньше мандатов, чем ПТ, Виктора Успаских заставил холодный расчет, присущий ему как бизнесмену. Задача перед ним одна - вынудить правящую коалицию сформировать новое парламентское большинство именно с Партией Труда (и, возможно, для прочности - с Союзом Крестьянской партии и Партии народной демократии, возглавляемым Казимирой Прунскене), а не с правыми партиями.

Каким образом это возможно в ситуации, когда консерваторы заняли независимую позу и выставили в ответ на условия правящих левых свои собственные требования? "Союз Родины", возглавляемый Андрюсом Кубилюсом, не согласен и с количеством министерских кресел, которые хотят занять левые, и с бессменным премьерством Альгирдаса Бразаускаса. Правые предложили Бразаускасу два года поруководить коалиционным правительством, а затем уступить свое кресло Кубилюсу.

В этой ситуации не дать правым создать так называемую "радужную коалицию" можно лишь при единственном условии: "продать" себя левым в качестве более выгодного товара, чем правые. Как настоящий бизнесмен, Виктор Успаских умеет в нужный момент наступить на горло собственной песне. И вот уже левые не могут не искуситься. Зачем, в самом деле, портить себе нервы, торгуясь с заносчивыми правыми, если рядом - пусть и популистская, но партия левого толка, готовая выполнять все, что хочется традиционным литовским левым...

Вполне осознавая это, консерваторы потребовали от коалиции правящего большинства прекратить параллельные переговоры с ПТ. Понятно, почему: они хотят лишить левых возможности маневра и в этой ситуации "дожать" их, удовлетворив хотя бы часть своих собственных властных амбиций.
Однако с какой стати левым терять свое позиционное преимущество? И потому их ответ, по сути, свелся к формуле - "еще чего?!". Параллельные переговоры с Партией Труда они будут вести и, вполне возможно, свой товар Виктору Успаских все-таки удастся продать.

...В этой сложной "шахматной партии" свой ход еще может сделать и "король" - президент Валдас Адамкус, который, как он сам признался, голосовал во втором туре за Кубилюса. Не секрет, что президент Литвы - правый и любит правых. В последнее время Адамкус, несмотря на свой почтенный возраст, демонстрирует волевую стойку. Только что он выступил категорически против намерения правительства и лично премьера Бразаускаса просить Брюссель отложить дату закрытия первого блока Игналинской АЭС. Не захочет ли он показать свою власть и на этот раз, предложив, скажем, левым формировать правительство в коалиции с правыми, а не с Партией труда?
Напомним, что, выступая по литовскому телевидению накануне второго тура выборов, Адамкус прямо заявил, что не представляет себе Виктора Успаских в качестве премьер-министра Литвы. В конце концов, кто может заставить президента страны поручить формировать правительство тому, а не иному партийному блоку?

Независимо от того, как в итоге оно будет сформировано, можно утверждать: Виктор Успаских, сделавший ставку на популизм, большие деньги и политтехнологии, не сумел осуществить в полной мере свой политический бизнес-проект и завоевать власть. Теперь ему остается подобрать хотя бы крохи с ее стола...

Росбалт

01.11.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

10.01.2025 - 01:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация