Репортажи

Коммунизм минус советская власть…

Коммунизм минус советская власть…

О горластой, серпасто-молоткастой рекламе ГОЭЛРО знают все. Но далеко не все догадываются, что к нулю российскую энергетику свела первая мировая война и революция. А до нуля  - примерно с 80-х годов позапрошлого века энергетика успешно жила, развивалась и даже рекламировалась!

В павильоне 55 на ВВЦ открылась выставка музея энергии «Энергосбыт - на работу и в быт», посвященная первым шагам электротехники в России. Впервые энтузиаст и коллекционер Александр Школьников, заместитель генерального директора ОАО «Смоленскэнергосбыт» представляет свою коллекцию того, что, к сожалению (или к счастью уже?) не интересовало доселе никого - книг, фотографий, экспонатов и рекламы дореволюционной электроэнергетики и техники.



Его величество - Электричество, Ее преподобие - Энергия, Его степенство - Электромонтер, Их совершенство - Тостер, Фен, Чайник и прочие дорогостоящие чудеса во главе с лампой - ХIХ век, оказывается - золотой, фараонов век электричества.

Тогда оно внушало демонический страх и вселяло восторг, присваивалось и продавалось как величайшее научное достижение, интеллектуальное и бытовое лакомство, не претендуя, правда, наряду с советской властью, на составную часть вселенского счастья. Словом, ситуация была вполне себе буржуазная, прямо как сейчас. С той лишь разницей - утверждает Александр Школьников - что если раньше от национализированных электрокомпаний оставались лишь купоны (кстати, именно энергетические купоны и начали «стричь»), то теперь, буде государство надумает создать новое РАО ЕЭС, от энергокомпаний не останется ничего, кроме дыма в интернете.

На некоторых акциях - свастика. Это ни о чем не ведающая коммерческая эмблема Швеции. А вот ведьма с диковинной электрической машиной - на первой странице электро-фантастической книжки. Трактат о влиянии статического электричества на сознание. Оказывается, в электрических делах Европа и Россия изрядно обгоняли Америку, которую угораздило придумать электрический стул и потом долго шарахаться от переменного тока. Кое в чем тогдашние электроэнергетики были уже похожи на нас, например, был принят Эдисонов стандарт патрона для лампочки, а сам Эдисон, кстати, нещадно руган за неумеренный промоушн, затмивший одновременные электрические опыты многих европейцев и даже русских. Наши же, как, например, некто Ладыгин, баловались запугиванием животных, что, в конце концов, вылилось в производство специальных электроусмирителей для лошадей.

А в чем-то первопроходцы электричества до сих пор дают нам фору. Так, для вечернего освещения увеселительных и развлекательных заведений использовались специальные аккумуляторы, подпитывающие небольшие электростанции. Теперь таких нет, хотя аккумуляторы позволяют расходовать энергию куда более рационально.  Правда, нет теперь и дефицита электричества (если ситуация не обнуляется многлетним запустением, как это произошло с Саяно-Шушенской ГЭС и продолжает случаться в разных других местах). А в ХIХ веке   одна современная стиральная машина обслуживала бы тысячу жителей.

Электромонтер! Он  получал много, от 4 до 7 рублей. И, разумеется, был не забулдыгой, а отнюдь степенным гражданином в белом воротничке. А учебники и справочники, разъясняющие суть электричества - иногда на примере водопровода (представить себе, что такое электрон, было трудновато) - дарились молодым талантам за успешное освоение гимназического курса.


Счетчики - кто бы мог подумать! - делались на заказ, двухтарифные - для постоянного и переменного тока. Дорогущие, как именные настенные часы. Детская железная дорога - полцарства, для принцев крови. Паровая машина (все-таки циник Карлсон!)  Книги конца ХIХ века, начиная с 80-х годов буквально кишат тонкой и подробной графикой всевозможных приборов - от регулятора тяги шахт до щипцов для завивки волос. Электроприбор - от трамвая до чайника -  явно переживет славу Гуттенбергова станка. А уж переходящих из рук в руки рецептов лейденской банки и динамомашины   просто не счесть. «Мы подошли к совершенству!» - гласит реклама, радостно ведущая историю от первобытного добывания огня до цивилизованной угольной спирали.




А между тем, музейная экспозиция  представляет  - в фотографиях и экспонатах все этапы развития электроэнергетики. И ядерным взрывом здесь, конечно, ГОЭЛРО, породившее цветной энергетический плакат и навсегда порвавшее с буржуазно-скрупулезными объяснениями - что да как. Размах строек пятилетки в архитектуре первых гидроэлектростанций рифмуется с широкой, во весь рот -  пролетарской улыбкой, а бушующие водопады плотин - с массами закопченных лиц, скрюченных на нарах и перемешанных с деревянными сваями. «Электричество - понятие, выражающее свойства и явления, обусловленные структурой физических тел и процессов, сущностью которой является движение и взаимодействие микроскопических заряженных частиц вещества» -  Википедия.

С коллекцией «энергетических» советских плакатов можно ознакомиться на сайте музея энергии http://www.energymuseum.ru/posters/


Юлия Квасок
Advertology.Ru

03.12.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.05.2024 - 22:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация