Статьи

Традиционные ритейлеры идут в интернет

Традиционные ритейлеры идут в интернет

Российские ритейлеры, столкнувшиеся из-за финансового кризиса с проблемами сбыта продукции, ищут новые возможности развития в интернете. Такие попытки предпринимались уже не раз, и в лучшем случае на онлайн-бизнес у традиционного розничного игрока приходилось 2% общей выручки.

Попытки вести бизнес в интернете время от времени предпринимали многие отечественные ритейлеры. В свое время существовал интернет-магазин сети "Рамстор", развивал онлайн-продажи "Седьмой континент". Были и случаи покупок интернет-проектов крупными оффлайновыми холдингами: в 2005 году "Марта" (сети супермаркетов Billa, Grossmart и др.) приобрела 003.ru. В 2008 году она продала его вместе с другими своими интернет-магазинами (m3x.ru, byttehnika.ru и technopolis.ru) холдингу Ehouse. Впрочем, ситуация с "Мартой" не стала общей для рынка - интернет-торговля продолжала развиваться даже после официального объявления кризиса в стране, достаточно спокойно пережив "заморозки" четвертого квартала 2008 года и первого квартала 2009 года.

Именно по итогам января-февраля 2009 года интернет-магазин бытовой техники и электроники "Эльдорадо" отметил значительный рост посещаемости (на 60% - до 3,6 млн посетителей) и выручки (на 65% - до $10 млн) - оба показателя приводятся по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Таким образом, сеть вышла на первое место по продажам среди интернет-магазинов своего сегмента.

"Эльдорадо" практикует скидки и специальные цены для интернет-аудитории. Кроме того, на ее стимулирование ориентирован такой маркетинговый шаг, как онлайн-предпродажа - когда наиболее интересные новинки сначала появляются в интернет-магазине и лишь через несколько недель - на прилавках. В частности, так "Эльдорадо" выводил на рынок коммуникатор Sony Xperia X1 и телефон Nokia 5130 XpressMusic.

"Евросеть" также отметила, что за первое полугодие 2009 года ее продажи в интернете выросли на 40% на фоне спада показателей традиционных магазинов. Выручка при этом увеличилась в 1,6 раза. За тот же период оборот интернет-продаж сети "Связной" вырос на 15%. Ритейлеры связывают подобную динамику с тем, что клиенты стали более аккуратны и осторожны в своих тратах: решая, где сделать покупку, они все чаще ориентируются на известный бренд.

Новая волна

Рост интернет-аудитории и, главное, повышение ее активности стимулировали к развитию онлайн-бизнеса и более далекий от сети сегмент ритейла - продуктовый. В том числе и премиальный: продажи через интернет начала развивать "Азбука вкуса". А уже имеющий подобный опыт "Седьмой континент" довольно заметно обновил свой веб-проект. Теперь акцент делается не на узком предложении элитных дорогих продуктов, а на широком ассортименте продуктов повседневного спроса. Обе сети надеются таким образом расширить географический охват и повысить лояльность клиентов, а также привлечь новых - тех, кому добираться в обычные магазины этих брендов, например, неудобно.

На подобном фоне логичным смотрится решение Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") запустить свои интернет-магазины в Москве и Петербурге. С этой целью крупнейший в российской рознице игрок инвестировал недавно $1 млн в контрольные пакеты акций интернет-магазинов bolero.ru и уже упоминавшегося 003.ru. Пока речь идет о доле в 51%, однако по условиям соглашения в течение пяти лет X5 имеет возможность выкупить у партнеров оставшиеся 49%.

Магазин bolero.ru специализируется на торговле медиапродукцией и книгами, 003.ru - на электронике и бытовой технике. Теперь они объединены в рамках новой компании - "АйТи Бизнес", в которую переведены сотрудники и которой переданы права на домены, оборудование, клиентская база, call-центр и права аренды складских мощностей. Оба бренда пока сохранены, однако не исключено, что со временем ритейлер запустит вместо них новый. Раз уж, по словам исполнительного директора сети Льва Хасиса, Х5 претендует на то, чтобы создать ведущего игрока на российском рынке электронной коммерции.

"Экспансию в онлайн нельзя назвать типичной для российского продуктового ритейла,- отмечает Татьяна Менькова, аналитик ИК "Финам".- Конечно, тот же 003 в свое время принадлежал "Марте", которая активно развивала розничную торговлю, но был для нее скорее непрофильным проектом. Вообще, Х5 может дать хороший драйвер роста для своих новых активов, в частности обеспечив вложения в их маркетинг и организовав региональную экспансию. В последнем случае большую роль играет уже имеющаяся логистика, которая упростит выход 003 и bolero.ru в регионы".

Андрей Маликин, директор IT-департамента группы "Союз", связывает растущий интерес к интернету со стороны традиционно оффлайновых ритейлеров с тем, что, во-первых, во многих регионах их присутствия магазины стали нерентабельными, а экспансия в новые регионы - проблематичной. "Единственный вариант присутствия в "проблемных" регионах - это интернет,- считает Андрей Маликин.- Во-вторых, интернет-магазин - это инструмент, позволяющий увеличить оборачиваемость товара по крайней мере определенной специфики, типа союзовского. Гораздо больше вероятность, что редкий диск найдут и купят в интернете, чем с "дальней" полки магазина".

Экономика онлайн

В результате сделки для Х5 формируется неплохая стартовая база в интернете - за счет давно сформированных и много лет отработавших в сети площадок. На первом этапе планируется продажа исключительно непродовольственных товаров в Москве и Санкт-Петербурге, затем и ассортимент, и географический охват, вероятно, будут расширены. Здесь у компании есть второй выигрышный момент - развитая региональная инфраструктура, которая позволит упростить логистику.

Предполагается, что оплачивать товары, заказанные в интернет-магазинах, можно будет в принадлежащих Х5 оффлайновых супермаркетах. Там же можно будет получить заказанный по интернету товар, сэкономив на курьерской доставке. Востребованность такой бизнес-модели в России уже не один год демонстрирует сеть "Утконос", изначально ориентированная на дистанционный формат заказа - по каталогу на специализированной точке (не в магазине, а скорее в мини-офисе), по телефону или через интернет.

В Х5 надеются на синергетический эффект от объединения оффлайнового и онлайнового каналов продаж, подразумевая затраты на закупки, логистику, рекламу и проч. Действительно, создание интернет-магазина такого масштаба с нуля было бы крайне затратным мероприятием. Принято считать наоборот - и привязывать к этому более низкие цены в интернете. Однако экономия на помещениях не обязательно покроет расходы на курьеров, которые должны обеспечить если не равный, то хотя бы сопоставимый с оффлайном оборот. Не очень способствует снижению цен и обеспечение приема платежей через интернет - учитывая, что комиссия "съедает" 3% от трансакции.

На кажущуюся дешевизну интернет-проекта обращает внимание Олег Вайнберг, IT-директор "Компьютер центра КЕЙ": "Кажущуюся, потому что если интернет-магазин не паразитирует на других подразделениях и честно включает в состав затрат и рекламу, и оплату центрального офиса, и все остальное, он не дешевле. Намного меньше платежи за помещения и намного больше стоимость логистики, доставки до конечного потребителя. Все эти курьеры, машины. Даже если их выделить отдельной строкой, за все в итоге платит покупатель". Андрей Маликин также отмечает, что хотя интернет-магазин и дает экономию накладных расходов (товар лежит не в дорогом магазине, а на существенно более дешевом складе, нет продавцов и кассиров и т. п.), он требует дополнительных расходов - на call-центр, службу доставки и проч.

В целом развитие интернет-магазинов связано с меньшими издержками, чем открытие новых магазинов, комментирует Татьяна Менькова ("Финам"). "Однако по мере роста проектов под них придется создавать самостоятельную логистику, требуемые инвестиции вырастут в разы. Возможно, в этих условиях Х5 продаст интернет-бизнес или привлечет к управлению каких-то крупных профильных партнеров",- предполагает аналитик.

Остаться в сети

При всех сложностях ведения бизнеса в интернете в текущей ситуации он видится игрокам розничного рынка очень перспективным. Андрей Маликин считает, что "для любого ритейлера использование такого канала сбыта, как интернет, обязательно, тем более что уже есть практически вся бэк-офисная инфраструктура. Основная стратегия - увеличивать предложения товаров и услуг в интернете и следить за тем, чтобы интернет- и традиционный оффлайн-бизнес не пересекались, а качественно дополняли друг друга".

Татьяна Менькова подчеркивает, что помимо снижения издержек торговые компании учитывают и динамику рынков: "Интернет-коммерция растет в несколько раз быстрее традиционной. Ожидается, что средние темпы роста товарооборота в традиционной торговле в ближайшие годы составят 8-10%, а интернет-коммерция будет расти на 50% в год".

Мария Попова, "Ъ"
Advertology.Ru

12.11.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.11.2024 - 00:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация