Статьи

Выбор фрилансера и принципы работы с ним

Выбор фрилансера и принципы работы с ним

Более трех лет весьма плодотворно сотрудничая с несколькими авторами, которых сам выбрал и организовал, хочу поделиться опытом своей работы - думаю, он пригодится или, по крайней мере, будет интересен многим

Ты помнишь, как все начиналось...

Изначально мы с коллегами занимались SEO-оптимизацией и только SEO-оптимизацией. А оптимизация сайта - это, в первую очередь, работа с текстами - редактирование уже опубликованных текстов, публикация новых статей, дайджестов, анонсов и прочее (я имею в виду честную «белую» оптимизацию и «сайты для людей»). И, поскольку в интернете ценится в первую очередь информация, то желательно, чтобы на сайте периодически появлялись очередные статьи, свежие новости, релизы и прочие тексты.
Так что довольно скоро к задаче редактирования текстов добавилась еще и задача написания новостей и релизов. И мы писали новости про новые модели кондиционеров, релизы про шкафы-купе, про окна пластиковые и окна деревянные, про очки, значки, крючки - про все, что было надо!

Вторая задача: желательно публиковать на сайте новости и тематические статьи. Казалось бы, дело элементарное - сказать клиенту, чтоб сам написал про свои товары или услуги. Благо, каждый клиент русским языком владеет, в собственном деле разбирается лучше всех и написать статью для собственного сайта заинтересован кровно... Это прозвучит как абсурд, но практика показала, что статьи для самого себя пишет примерно 1 из 50-60 клиентов (причем после иных написанных клиентами текстов мне приходилось подолгу читать Есенина и Бунина, чтобы вспомнить правильную русскую речь). Так что задача написания тематических статей, в конце концов, тоже легла на нас.

Плюс к этому, периодически появлялись заказчики, которым нужно было сделать сайт полностью, то есть в числе прочего написать тексты для наполнения сайта и иногда на основе проведенного с клиентом интервью.

И вот когда количество клиентов перевалило очередную сотню, писать все тексты самостоятельно стало нереальным. То есть мы, конечно, справлялись и выдавали необходимый объем текстов, но уже начали появляться творения, повествующие о том как «трубадуры стучались в автоматические ворота замков и пели серенады под пластиковыми окнами своих возлюбленных» или как «из плавно открывшихся дверей шкафа-купе тяжелым шагом вышла статуя Командора» - начинался явный кризис жанра. А главное, написание текстов занимало у каждого из нас все больше времени и все меньше времени оставалось на собственно оптимизацию.

Стало ясно, что написание текстов выросло в задачу отдельную и весьма объемную, которую хорошо бы поручить выделенному специалисту и, возможно, даже не одному. Все-таки оптимизатор должен оптимизировать, а писать должен писатель!

Почти сразу решили отдать написание текстов «на аутсорсинг» (нанимать «сотрудников-писателей» в офис оказалось невыгодным - мы попробовали и этот вариант параллельно с аутсорсингом) и довольно быстро методом проб и без существенных ошибок нашли хороших писателей-фрилансеров и наладили весьма плодотворное сотрудничество. Проблем со статьями и другими текстами у нас больше нет; какие-то неизбежно возникающие вопросы, легко решаем в ходе работы.

Вот как выбрать из множества соискателей лучшего и как наладить с ним сотрудничество, я и расскажу.

Выбрать фрилансера

Выбор начинается уже с объявления о поиске фрилансера, готового писать статьи на заказ. Объявление является началом делового общения, и потому уже в нем рекомендую заложить основы для взаимного доверия, которое, на мой взгляд, лежит в основе любого сотрудничества. То есть сообщите разумно полную и, безусловно, точную информацию о предлагаемой работе и ее оплате, изложите свои требования, условия и готовность в чем-то пойти навстречу.

Пример объявления:

«...Коллеги, имею большой объем заказов на написание статей, сам уже не справляюсь и потому приглашаю журналистов.

Тексты заказываю для сайтов коммерческой тематики: автомобили, строительные материалы, мебель, бытовая техника и т.п. Изысков не требую - нужны обычные, но грамотные, литературные, уникальные (то есть не ворованные) тексты, которые каждый из вас, коллеги, видит на сайтах, когда выбирает, соответственно, автомобили, стройматериалы и т.п.

Пожалуйста, шлите примеры ваших статей по перечисленным тематикам плюс краткое представление себя как журналиста, автора. Обеспечу своими заказами (и регулярными гонорарами) в первую очередь тех, кто пишет добротно и недорого.

Любителям халявы, психологических экспериментов, желающим просто потрепаться - сразу "превед"!

В среднем у меня ежедневно появляется 1 заказ по 3-5 статей в сумме на 5-10 тыс. символов. Заказы оплачиваю в тот же рабочий день по получению готовой статьи.

В начале сотрудничества и для наработки взаимного доверия могу оплачивать заказы по частям или как-то еще. Оплачиваю электронными деньгами (Яндекс.Деньги, WMR, WMZ), банковским переводом (Контакт, Сбербанк), в Москве - наличными, как-то еще.

Тем, кто не успеет откликнуться - искренне желаю успехов и не огорчайтесь, значит, в следующий раз поработаем обязательно!..»

В ответ на такое объявление начинают поступать отклики, по которым с первого взгляда становится ясно следующее:

1. Грамотен ли соискатель, как владеет языком, насколько любит и умеет писать.
Предложения с грубыми грамматическими ошибками я отклонял сразу: ошибки потенциального автора статей в глагольных окончаниях «ться» и «тся» для меня значат примерно то же, что для Атоса клеймо лилии на плече его юной супруги.

Я считаю, специалист должен владеть своим рабочим инструментом достаточно хорошо, и автор, получающий деньги за написание статей, обязан писать грамотно и красиво - желательно лучше меня.

2. Любит ли соискатель писать и умеет ли это делать.

Если отклик короток - в 1-2 предложения - можно уверенно предположить, что автору нечего сказать и/или он не любит писать много. («Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Обращаюсь по вакансии автора. Напишите подробности с первым заданием» - если все, что он смог написать на тему «о себе», это что его зовут Игорь, то на менее знакомые темы он напишет еще меньше).

Я заказываю много объемных статей, и потому автор с любым из этих качеств мне не подходит: либо в его статьях будет «вода», либо он не сможет написать заданный объем текста, либо затянет работу, набирая для статьи материал... в общем, с ним будут проблемы.

Это то, что видно буквально с первого взгляда. Со второго взгляда картина еще интереснее.

В этом же объявлении я сразу интересуюсь опытом соискателя в деле написания текстов, прошу прислать примеры прежних работ: «...Пожалуйста, шлите на littletext@mail.ru примеры ваших статей по перечисленным тематикам плюс краткое представление себя как журналиста, автора...»

Эта информация мне действительно нужна, чтобы составить представление о специалисте. Но эта просьба является еще и тестом - по ответу соискателя становится понятно насколько внимательно он прочитал объявление и насколько точно выполнил первое предложенное вами задание (особенно, если на задании не был сделан специальный акцент). То есть насколько серьезно отнесся к работе с вами, насколько он вообще внимателен к деталям.

Если на этот и другие вопросы вашего объявления соискатель ответил подробно, то, значит, объявление он читал внимательно, отнесся к нему вдумчиво, к сотрудничеству с вами относится серьезно.

Плюс к этому, из полного отклика вы сразу узнаете и другие немаловажные для сотрудничества факты:

- выполнял ли он аналогичные работы ранее и насколько хорошо (учтите, недобросовестный соискатель может прислать и чужие работы - это проверяется либо проверкой на плагиат, либо по другим деталям общения с ним);
- его образование и опыт в области написания текстов.

Если же в его отклике нет ни прежних работ, ни информации о профильном образовании, то можно предположить, что объявление он читал невнимательно, к вашему предложению отнесся безалаберно и к следующим вашим заданиям, скорее всего, отнесется так же. Либо, что он раньше статьи не писал и образования в этой области не имеет. Дальше решайте сами.

Бывает, отвечают предельно лаконично («Ну очень хочется поработать...» - и все!) и даже после наводящего вопроса сообщают о себе не так чтобы много. Бывает соискатель пытается привлечь чем-то таинственным, многообещающим, императивным («Дайте мне ваши заказы выполню в срок не пожалеете» - без знаков препинания).

При вашем желании и при наличии свободных времени и денег можно попробовать и продолжить общение и с таким - вдруг это гений?!... Но практический опыт показывает, что это бессмысленно: такие авторы обычно витают в облаках и вместо заказанной статьи «Про Фому» в лучшем случае присылают статью «Про левую ногу Еремы» да еще со стилистическими ошибками и искренне ждут за нее гонорар... Так что, может быть, вам подойдут вполне добротные, хоть и негениальные статьи других авторов?..

Таким соискателям рекомендую кратко сообщить об отказе и в дальнейшие разговоры с ними не вступать, если бережете время, нервы и деньги. Некоторые из них продолжают уговаривать дать им шанс «потому что не попробовав, не узнаете какой я автор» (хотя все уже ясно из письма) или обещают научиться «в ходе работы» (но почему за мои деньги?) или применяют какие-то психологические «уговоринги» (но я знаю волшебное слово «рефрейминг»). На всякий случай попробовал я нескольких таких соискателей - ничего дельного не получилось.

Я всем сочувствую, время и место у нас непростое, каждому надо как-то зарабатывать. Но нанимать слабого сотрудника и платить за некачественную работу я не могу, заниматься «благотворительностью» в ущерб делу не имею права.

Те же, с кем сотрудничал долго или продолжаю сотрудничать до сих пор, первым же письмом отвечали на все поставленные в объявлении вопросы хорошим русским языком, присылали примеры своих работ, задавали уточняющие вопросы. Их ответы создавали отчетливое впечатление, что мне отвечает человек деловой, умеющий работать и готовый договариваться.

Обычно после такого анализа поступивших откликов и отсева соискателей явно неподходящих, остается около 6-7 умелых авторов, серьезно настроенных на сотрудничество. Вот с такими и стоит начинать работу.

Начало сотрудничества: он сказал «Поехали!...»

Вторым письмом я сообщаю авторам свои условия и требования уже детально, во всех подробностях, причем, начиная с самых, казалось бы, очевидных - например, что я считаю статьей: текст, написанный грамотно, правильным русским языком, уникальный (то есть не уворованный с других сайтов), без ошибок типа «негроиды доколумбовой Америки» и т. д.

Учтите, то, что является очевидным и разумеющимся для вас, может быть совершенно неочевидно автору! Позиция «я думал, что все делают так» часто приводит к необходимости править или переписывать текст заново и затягивать работу. Кроме того, это не способствует хорошим деловым отношениям. Рассчитывайте только на то, что узнали из писем: что автор пишет грамотно. Все остальные ваши условия, пожелания, требования вы должны ему сообщить, при необходимости разъяснить, обсудить.

Аналогично и с оплатой: сразу и во всех деталях договоритесь о цене и способах оплаты. Самое удобное, на мой взгляд, это оплата электронной наличностью - Яндекс.Деньгами или WebMoney. Менее удобно - банковский или почтовый перевод. Еще менее - личная встреча. Но тут выбирайте, что вам удобнее. И помогите исполнителю освоиться с этими способами оплаты - оказанная помощь вызовет ответное доброжелательное отношение, вам будет легче работать с ним.

В общих чертах сотрудничество строится на том, что я, заказчик, по возможности, иду навстречу исполнителю и на этом основании рассчитываю, что и он будет соответствовать моим ожиданиям. В общем, взаимные честность, уважение, аккуратность.
Мои ожидания просты: получить текст быстрее, дешевле, качественнее.

А ожидания исполнителей я приведу дословно - готовя эту статью, я попросил их описать их представление об идеальном заказчике («сферическом, в вакууме») и идеальных условиях работы. Выводы оставляю сделать самостоятельно:

Анастасия.

Ожидания и цели в работе автора-фрилансера:

- Естественно, главное - возможность работать дома. Выход на работу в офис (в моем случае) не оправдывает себя.

- Работа автора-фрилансера изначально кажется интересной, так как в процессе неизбежно знакомишься с самыми разными сферами жизни (в отличие от работы журналиста, числящегося в каком-то одном издании или на одном сайте и пр.). Это действительно так, но недостаток в том, что некоторые области кажутся совершенно чуждыми или очень сложными, а выбирать обычно не приходится.

- Одна из главных целей при работе фрилансером - личный заработок.

- Присутствует отчасти аспект честолюбия. Фриланс для России - до сих пор новинка. Чувствовать себя «первопроходцем» - очень даже лестно. Приятно также слышать от близких и друзей (успешных в работе людей), что Я - первый человек в их кругу общения, который умудряется зарабатывать деньги дома, работая через интернет.

«Идеальный заказчик» и идеальные условия работы:

- При работе с заказчиком хочется всегда получать четко сформулированное задание.

- Сроки сдачи работы в идеале должны определяться автором.

- «Идеальный заказчик» не придирается к мелочам - предполагается, что у него есть редактор, который исправит возможные недочеты в работе автора.

- Удобнее всего получать оплату за сделанную работу сразу после ее выполнения или через день-два. При оплате один раз в месяц приходится вести собственную статистику, что занимает время. К тому же бывают расхождения в подсчетах.

- Проще всего работать, когда заказчик хотя бы по возможности учитывает сферы интересов и потенциал авторов. Кому-то лучше удаются технические тексты, кому-то - лирические.

- Идеальные условия предполагают лояльное отношение заказчика к возможным (редким) нарушениям автором оговоренных сроков работы и прочим возникающим в процессе трудностям.

- Идеальный заказчик хотя бы изредка благодарит за хорошо выполненную работу, а не просто выплачивает деньги - в этом случае у автора появляется уверенность в том, что старания были приложены не зря и возрастает желание работать.

Александр.

Потенциально хороший фрилансер, способный производительно и качественно работать, далеко не всегда сразу находит своего заказчика. Мало того, некоторые люди, далекие от информационных технологий, сразу же отказываются от возможности удаленной работы только потому, что сталкиваются, с их точки зрения, с неразрешимыми проблемами. Некоторые из них по самым разным причинам, скажем, не знают, что можно работать с электронными деньгами.

А потому хороший заказчик с самого начала должен помочь, сделать нужную подсказку в самых элементарных вещах - например, как «завести» электронный кошелек в интернете. Следует с пониманием отнестись к техническим проблемам фрилансера, особенно если он с гуманитарным образованием, поскольку, вполне возможно, это и есть тот человек, которого вы искали. И он найдет другого работодателя только потому, что тот отнесется к нему с большим вниманием.

Не исключено, что должного взаимопонимания фрилансер и заказчик не найдут и далее (хотя вроде бы они и вступили в деловое общение), если не проявят друг к другу нужного доверия. В условиях, когда люди общаются при помощи электронной почты или «аськи» и не смотрят друг другу в глаза, фрилансер, особенно которого уже не раз «кинули», вправе предположить, что его в очередной раз хотят обвести вокруг пальца. Поэтому задача заказчика в том и заключается, чтобы сделать свою работу более «прозрачной», вызывающей доверие. Более того, желательно иметь несколько каналов связи между заказчиком и исполнителем (например, электронная почта и «аська», электронная почта и номер телефона).

Как правило, уже по нескольким предложениям можно понять, на что способен автор. И если заказчик удовлетворен, то ему следует без промедления оплатить заказ. Сроки оплаты могут быть разными, но в любом случае они должны устраивать фрилансера. Заказчик обязан дать понять, что у него нет намерений кого-либо обманывать. У него только одна цель - найти хорошего работника. И лишь потом, когда фрилансер и заказчик понимают, что они нужны друг другу, можно приступать и к большим объемам работ.

Удаленная работа может быть более эффективной, если заказчик четко определяет задание. Ему нужно сформулировать все так, чтобы не было иного толкования написанного, ибо в противном случае это приведет к тому, что работу придется переделывать, а то и вовсе забраковать. Переделка невыгодно обеим сторонам. Фрилансер второй раз берется за ту же работу без охоты, особенно если он чувствует, что в этом нет его вины. И для заказчика это может стать проблемой, особенно когда пожимают сроки сдачи заказа.

Алексей.

Ожидания и цели:

Программа-минимум - просто деньги, возможность получить довесок к зарплате на основном месте работы.

Программа-максимум - переход на фриланс, как основной способ дохода, чтобы меньше зависеть от рабочего расписания, начальства и т. д., самому иметь возможность управлять своим рабочим графиком, не зависеть от места работы.

Идеальные условия:

- Возможность реально быстро находить заказ (в идеале - мгновенно, не ожидая, не выискивая, не драться за заказы с конкурентами).

- Возможность выбирать между разными заказами, обращая особое внимание на то, что интересно самому фрилансеру в первую очередь.

- Возможность работать исключительно по принципу «сдан заказ - тут же заплачены деньги».

- Полная гарантия от нечестных работодателей (все заказчики платят, не обманывают, не нарушают договоренностей по срокам оплаты и т. д.).

- Существование более-менее общепринятых (в идеальном идеале - без «более-менее») представлений об оплате труда фрилансера как со стороны заказчиков, так и со стороны самих фрилансеров.

- Полное отсутствие демпинга, минимальная здоровая конкуренция с разумными людьми.

- Упрощенное налоговое законодательство, доходчиво даже для непрофессионала объясняющее, в каких условиях, почему и сколько надо платить.

- Возможность тратить электронные деньги на любые нужды, не выводя их с электронного кошелька.

- При необходимости - возможность официального трудоустройства со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде соцпакета.

Идеальный заказчик:

- Дает внятное техническое задание.

- Всегда не только готов ответить на возникающие вопросы, но и реально способен на них ответить быстро и четко.

- Исходя из сказанного выше, идеальный заказчик всегда на вязи (по крайней мере, предположим возможность заранее оговорить какое-то время, в которое он обязательно на связи).

- Идеальный заказчик - постоянный заказчик.

- При постоянных заказах можно не обращать внимания на оплату несколько ниже той, которая может быть при разовых заказах.

- Дает интересные и разнообразные заказы.

- Не требует выполнять заказы мгновенно, дает время спокойно поработать.

- Доплачивает за срочность (при условии, что срочность не превращается в постоянное условие).

- Вежлив, корректен, не держит тебя за дурака, которому не хватает на пачку лапши быстрого приготовления.

- Не учит фрилансера делать его работу.

- Не вмешивается в процесс работы до тех пор, пока не сдан заказ; после сдачи заказа при возникновении претензий доносит эти претензии быстро и понятно, а не по принципу «это неинтересно».

- Не перекладывает расходы по оплате процентов при вводе/выводе электронных денег на фрилансера (по крайней мере, при вводе).

К сожалению, заданный объем статьи и время, которого всегда не хватает, не позволяют мне изложить все накопленные по этой теме соображения, опыт и идеи, но, надеюсь, она поможет читателям в работе или хотя бы развлечет их на досуге.

Карэн Исагулиев, компания VIPRO
Advertology.Ru

20.09.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 14:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация