Арх-противостояние
Все, приплыли. Заявленный в концепции лэнд-арта консенсус с природой решительно сломан. Международный фестиваль «Архстояние» в калужской деревне Никола-Ленивец превратился в Архпротивостояние. Репортаж Advertology.Ru c места битвы.
Паленым запахло уже зимой, когда в благодатной криво-натурной полевой коллекции «Архстояния» появился мощный «конструктивистский» бык Василия Щетинина и (зимой 2008) металлическая Жар-Птица Николая Полисского. Но бык быстро возглавил настоящее мычащее стадо, а птица, дымящаяся и брызгающая бравурным музколлажем Сергея Загния, все-таки напоминала не только паровоз, но и самовар - в общем, крестьянскую сказку. Но бык он и есть бык, а птица она и есть птица - все Никола-Ленивецкие вымыслы.
Не то - нынче. Будто что-то надломилось. Будто приехал барин и по-своему, по-городскому, «рассудил» местную жизнь. Насадил «вишневый сад» гречихи и среди цветущего поля воздвиг «Ротонду» (Александр Бродский). Светлая романская, сплошь в дверях, «Ротонда» напоминает уже потемневший «Дом над лесом» Анны Щетининой: из нее тоже открывается бельведер, но уже не бесконечный - в дикий лес, а на приусадебный луг, причем из окон второго этажа вид куда красивее, чем с крыши, где уже и автостоянки - вот они, и белое благоухающее поле с овчинку, и вертолет (развлечение за деньги) за хвост поймать можно.
«Это не наш бизнес», - признается куратор Юлия Бычкова - о вертолете. Прошлой весной на масленицу «не наш бизнес» представляла какая-то местная гоп-группа, весь день стучавшая по ушам, но это дело прошлое. Нынешним летом по ушам вдарили концептуально. Там и тут стоят барабанящие тумбы - динамики с сэмплами не то пульса, не то набата. Зазывая на бой человека с природой.
Бой ведут две инсталляции: «Воздушный порт» группы Electrobutique (Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин, Инна Астафьева) и «Механический лес» петербуржца Оскара Мадеры.
Обе абсолютно неожиданны, с трудом переносимы и в полном смысле слова эсхатологичны. Представьте, идете вы по лесу, и видите не избушку на курьих ножках, кругом себя вращающуюся (неактуальное отечественное старье), а исправно работающее... табло аэропорта. И деловые объявления о рейсах и прочая дребедень в ушах. Отсутствие пункта назначения в монотонном шуме листвы застревает в горле безысходным комком.
И, как месть природе за нанесенный моральный ущерб - поршень-паук, насильно стягивающий друг к дружке и отпускающий тонкие высокие стволы. На время, чтобы потом снова присосаться к древесной свободе. «Где убийца, где злодей?» - цитирует душа «Муху-Цокотуху». И негодует.
На столбах при выходе из рощи - деревянные грачи и насекомые - толпой, внасадку: неизвестно, кто кого кусает, а, может, просто спасаются, как некрасовские зайцы в лодке от наплыва человеческого «я». Тут же - ящичек для пожертвований на уборку территории. Эхма! А в прошлом году божьи твари мирно грелись на сарае, беспечно паслись в палисаднике местного мастера и даже обжили берег речки - другое было время!
Вместе со зрителями по парку ходят Малевичевы супрематические крестьяне - картонно-размалеванные, с иконическими, снятыми с картин, жестами в адрес мира вообще и арт-объектов в частности. Артисты Liquid-театра играют превосходно. Журналист, неосторожно спросив, умеют ли крестьяне Малевича улыбаться, получает в ответ нечто среднее между улыбкой Коры и оскалом Кали. Мало не кажется. Вертолет вместо деревянной стрекозы - ничто по сравнению с этой улыбкой. Как ничто по сравнению с обычным ругательством аккуратно-суеверное поплевывание на чуждые объекты.
В лесу к деревьям прикручены чучела, болтающие голосами туристов (магнитофон тут же). Тема нынешнего «Архстояния» - «Вне земли» - заставляет нацепить и тут же сорвать с себя защитную архаическую маску.
Но от себя не уйдешь. Там, где заканчивается Малевич, тут же начинается Кандинский. Судите сами: уж который год стоит в Николо-Ленивце недостроенная «Гиперболоидная градирня» Николая Полисского. Цилиндрически-совершенная, с торчащими ивовыми прутьями наверху и ворохом свежескошенной травы внизу - истинный Космос. Что произошло? Сгнила-завалилась? Завалилась - стала обрастать контрфорсами, множиться, превращаться в аморфную хтоническую гидру? Или это энтропия ума сама - в борьбе с «небесным» - довершила тело до живого, мясистого земноводного?
Ночью градирне - гореть и дымиться. Вместе с Жар-птицей. Мы не увидим, уехали выгуливать оставленного дома пса. Будет дискотека, интересно, какая? Днем звенели колоколами медные пластины Александра Жихарева и Татьяны Дорониной и неторопливо разогревали землю восточные импровизации группы EXIT project.
Когда-то «Архстояние» заявляло, что объекты лэнд-арта будут создаваться и саморазрушаться в согласии с природой, являя собой органичный круговорот. Так оно и есть. Только теперь этот процесс многократно усилен беспокойным динамиком искусства. К арт-старожилам деревни и мужичкам с николо-ленивецких промыслов присоединяется все больше новых художников - городских и иноземных. Сегодня это Atelier 710 - выпускники высшей садовой школы Версаля. И радикальный Liquid-театр.
Advertology.Ru
27.07.2009
Комментарии
Написать комментарий