Большой Стиль. "Перезагрузка"
7 июня заканчивает свою работу фото-медиа-арт проект «Вдох-Выдох», инициированный редакцией «Лабораторией рекламы». Большой Стиль, пережив трансформации аллюзий и цитат, фантазий и снов, выйдет в этот день в открытый Космос, по образу и подобию которого, собственно, во все времена и создавался.
День закрытия будет интересен не только тем, кто окажется на М'АРСе впервые, но и тем, кто уже побывал в залах фото- и медиа-арта и посмотрел перформанс. 7 июня зрителей ждет знакомство с новым жанром: медиа-оперой-караоке «Аэлита».
А что думают обо всем этом сами художники? Незадолго до открытия выставки Александр Долгин, Святослав Пономарев и Ираида Юсупова провели с куратором разъяснительную беседу, которой мы с радостью делимся с читателями Advertology.Ru
Что для вас - Большой Стиль? Эта выставка - его логотипов? Стереотипов? Ненависти? Любви?
С.П. Я вообще люблю все большое. Большие дома, больших людей, большие планеты. Мне Юпитер больше нравится, чем Меркурий.
И.Ю. Нам с Сашей тоже - чем больше, тем лучше. Большие форматы добавьте.
С.П. У меня тема так тщательно не проработана, как у Саши. Я все больше на интуитивном уровне, а он - ментально. Я как-то все время рядом с ним, с Большим Стилем, вокруг да около. Когда идешь по улице, он напрямую действует. А начинаешь разглядывать, оказывается, Большой стиль - не только в сталинских высотках, но и рядом - в камнях, в загородках, вообще в людях. Уж сколько поколений выросло на этом большом - с тридцатых годов...
Но в экспозиции - не только Москва, а и Нью-Йорк, и Катманду, не только советская скульптура, но и, например, скульптура Даши Намдакова, не только камень, но и тело. Как далеко распространяется для вас Большой Стиль?
С.П. Модерн ведь тоже относится к Большому Стилю - как преддверие. С его тяжелыми растительными орнаментами, фруктовыми и овощными колоннами, гипертрофированными деталями.
И.Ю. Как сказал один классик, «яркость - в деталях».
А.Д. Частично модерн ведь использовал и мотивы древнеегипетской архитектуры. А вот совсем другая эпоха. Новые империи Сталина, Гитлера, Муссолини...
Всем известно о близости творений Альберта Шпеера, любимца Гитлера, главного архитектора Третьего Рейха, и советского Большого стиля 30-х, после краткой конструктивистской эпохи Но если в Германии был один державный Шпеер, в Советском Союзе работали талантливейшие Жолтовский, Иофан, Буров.
С.П. Олтаржевский, Веснин, Щусев...
А.Д. Но их творения оказались веселее, жизнерадостнее, прихотливее шпееровских!
С.П. Желтенькие домики Жолтовского...
А.Д. Что примечательно, часть из них получила образование, когда в моде был модерн, потом как-то легко они миновали конструктивизм, а когда начались тридцатые, по-настоящему занялись именно Большим Державным Стилем. И где-то около 1934 года пошла перекличка с Германией. И в Москве, и в Берлине была построена масса похожих жилых домов, стадионов и госучреждений. Не забудем и про муссолиниевскую архитектуру, не менее эстетически близкую.
Вспомним Париж, знаменитое соревнование советского павильона с мухинским колоссом и нацистского - с орлом, на фоне Эйфелевой башни, на EXPO-1937.
С.П. И в Нью-Йорке - независимо от коммунизма и фашизма появилась такая же архитектура. Видимо на всей земле хотелось вот такого...
А.Д. Даже раньше! Внимательный человек увидит, что в сталинских высотках 40-50-х проступают черты и лепнина небоскребов вокруг Сентрал Парка, построенных в начале двадцатого века.
Наверное, на небоскребы оказала влияние государственная архитектура, которая по сути - памятник демократии, правам человека, в конце концов, сверхдержаве.
С.П. В сущности, вся эта архитектура тяготеет к храмовой...
А. Д. А мавзолей Ленина? Это же зиккурат!
И.Ю. Конечно, государственная архитектура частично отражает религиозное сознание. Страх страшного суда, «бог накажет, ничего не пропустит», и одновременно - законы, которые невозможно исполнить, - все это для того, чтобы держать людей в страхе и подчинении.
С.П. В куполах собора святого Петра в Риме и Белого дома в Вашингтоне сквозит одна мысль о том, что церковь и государство сильнее и больше простого человека.
Если все стилистически Большое тяготеет к сакральному, а все знаки - к мандале, то, вероятно, Большой Стиль - перепончатый пращур стиля вообще?
С.П. Ты спрашиваешь о формуле Большого Стиля?
Да, когда уже не важна какая-либо историческая или иная принадлежность, а Большое существует - например, в ваших фотографиях, которые - отнюдь не только по «объективной» причине - легко собрать в один кураторский проект.
С.П. Глядя на работы одновременно, оказывается, что их связывает нечто общее. Они все строятся по принципу мандалы, иконы, и они более важны для меня не как отображение реальности, не как рефлексия по поводу этой реальности, а как создание нового ритуального объекта. Почти в каждой работе или группе работ используется принцип симметрии. Этот принцип существует в любой традиции - на востоке и на западе, и везде он почитается и используется как сильнейший принцип воздействия на сознание, «вхождение в середину», между двумя полушариями.
На Сашиной фотографии эта «зеркальность» выражена буквально, путем обработки снимка. У меня это больше заложено самом процессе съемки. Но общая «ритуальность» подхода придает работам характер предмета для медитации.
Откуда у гражданина бывшего СССР неопознанный ритуальный объект?
А.Д. У меня это - воспоминания, в основном о скульптуре. Любой советский город был буквально ею переполнен. То, что вы видите - просто доведение до абсурда ее сути, точнее, изначального отсутствия сути. И каждый раз, к моему удивлению, получалась странная вещь: вроде, хотел немножко посмеяться, а родился совершенно невероятный образ, который заставлял относиться к себе с уважением, почтением. Поразительно и выражение лиц на сталинской скульптуре - такое гордое, бесшабашное, хмельное. И это сталинское дионисийство, когда его утрируешь, еще более очевидно. Странно, но если внимательно посмотреть на нацистскую живопись, плакат, скульптуру, вся их эмоция какая-то очень напряженно-зловещая. А наша наоборот, более расслабленная. Хотя вроде бы все шло в одном направлении.
С.П. Но ведь не зря в свое время большая часть мира поддержала коммунизм, а не фашизм... Вот и сейчас идет возвращение к забытым идеалам. Обама - пожалуйста... В коммунистическом дизайне и пиаре использовались общечеловеческие ценности. Как в Индии, в традиции махаяны - все для блага человека, моральный кодекс... У фашистов главным был великий рейх, все для блага немцев. Фашистская доктрина оказалась более эгоистичной, хотя и отличалась большим аристократизмом, тогда как коммунизм был пролетарским по духу. Большая часть мира поддерживала СССР, а Германию не поддерживала, в силу эгоистичности фашистской доктрины.
И.Ю. Многое зависит от силы слова, она была у нас очень мощной.
А.Д. И еще: нацизм был менее репрессивен по отношению к собственному народу. У нас же была невероятное подавление, изнуренность всех. Но степень промывки мозгов была такова, что многие верили, что они живут в самой лучшей стране мира. Поэтому такие лица.
И.Ю. И у нас они - такие же.
А.Д. И такая изумительная совершенно вещь: несмотря на глубокое брожение коммунизма в наших мозгах, все эти художники, архитекторы, скульпторы, в глубине души все-таки были циниками. Не рабами-исполнителями, которые готовили раствор и делали всю черновую работу. Потому что это все уже начало осыпаться уже в 60-е годы. И конструктивизм, и Большой Стиль строился, в основном, как попало! Когда сносили здания жилого квартала на Шаболовке, я собственными глазами видел дранку и соломенную труху, торчащие из стен. А это был 6-этажный, внушительный дом. То есть, это тоже все было лукавство, это не строилось как в Египте, на века, это не строилось на 100-200 лет, как буржуазный модерн, который до сих пор по большей части стоит. Особенно поражает Нью-Йорк, взять хотя бы Flatiron, 1902, Woolworth.1921, Chrysler,1931. Они стоят до сих пор, будто нетронутые!
С.П. В Америке была мотивация строить такие здания: возвеличиться над Европой, преплюнуть ее, и это тоже - имперская идея. У вас - жалкие домики, а у нас Empire State Buiding!
Признайтесь же, для вас Большой Стиль - это и есть - настоящее искусство? Кстати, реакция на ваши работы - как у старушки Европы на Америку. Один мой знакомый спросил, все ли у художников в порядке с головой, другой прямо заявил, что рабочий без колхозницы - это безобразно и главное - нечестно.
С.П. На подсознательном уровне, пожалуй, да. Это же архетип. Это в подкорку забито.
И.Ю. На самом деле, одна и та же причина побуждает нас создавать эту красоту, что других, скажем, ваших знакомых - осуждать и отвергать такое «безобразие».
Мне показалось, что когда ваши работы оказались вместе, они начали обмениваться пафосом: медитативность Славиных фотографий стала казаться игрой, а дьявольская ироничность Сашиных обросла романтической «харизмой».
С.П. У Лао Цзы есть на этот счет хорошее рассуждение: «Когда утрачивается человеколюбие, приходит справедливость. Когда утрачивается справедливость, приходят ритуалы. Ритуалы - это тончайшая ширма для «преданности» и «искренности» и предвестник смуты».
И.Ю. Это можно назвать проявлением у каждого художника жажды экзистенциального.
С.П. И возникает что-то очень близкое к ритуалу. К увековечиванию. Парадоксально, но ограничение свободы и создает ритуал.
Или погружение в со-бытие. Ираида, расскажите о медиаопере. Что это?
И.Ю. "Китеж-18" - одна из частей цикла медиа-опер. Названия частей (нумерация специально нерегулярная - Китеж-19, Китеж-7, Китеж-14, Китеж-22 и т.д.) пародируют названия советских атомных секретных городов-спутников, терпящих незримую экологическую катастрофу, в которых живут и работают люди, страдают от непонятных заболеваний и так же непонятно безвременно умирают. Вот что сказал об этой медиа-опере художник и куратор Александр Бабулевич, в прошлом секретный атомщик: "Очень точно передано ощущение, которое испытываешь, когда едешь туда, где взрывают". Похожие слова я услышала на нашем показе в Петербурге от ликвидатора-чернобыльца. Часть Китеж-18 сделана специально для проекта «Вдох-Выдох» с использованием работ Сши Долгина и Славы Пономарёва, а также звуковых сэмплов Славы.
Ю.К. Вы «чувствуете локоть» коллег по Большому Стилю?
С.П. То, что вы увидите на выставке, связано с «пренатальными матрицами» Станислава Грофа. Этим вопросом я сейчас как раз занимаюсь. Если взять эстетику того же Гигера, который был художником-сценографом «Чужого», то некоторые его работы очень напоминают Сашины...
А.Д. Но дело в том, что этой темой я занимаюсь с 1979года, тогда я жил в городе Новосибирске и разумеется, ни о каком Гигере и не слыхал. У меня были чешский журнал «Фотография» и наше «Советское фото» - вот и вся фотоинформация...
С.П. Это травма рождения.
И.Ю. Есть теория о том, что при рождении нейроны головного мозга обязательно повреждаются, и возникают черные дыры. Особенности нашей психосоматики как раз и определяется этими дырами.
Большой Стиль - как мандала и одновременно нарушение пренатального цикла? Очень интересно. Что скажете?
А.Д. Первое детское потрясение: в 6 лет меня родители повели на изумительную картину Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». И там была эта тема проведена -белые гипсовые пионеры в пионерлагере - гениально снятая вещь. И как это запало мне в башку, так и осталось. Мне снились потом в детских кошмарах эти пионеры - они гнались за мной с луками и стреляли...
И. Ю. Кстати, театральный художник Филипп Григорьян в спектакле по пьесе Павла Пришко «Третья смена» все эти символы из детского сознания вынул и отрефлексировал, Очень смешно получилось.
С.П. А мне в детстве всегда эти скульптуры на высотках - футболисты с мячами или герои на станции «Площадь Революции» внушали какое-то кошмарное состояние неуверенности и даже страха. Было абсолютное неприятие: все что угодно, только не это. И только с возрастом, когда возникла какая-то защита от этой энергии (а это очень мощное воздействие), вырос скелет, каркас, я перестал бояться и научился анализировать такие вещи.
Такое ощущение, что вы сублимировали Большой Стиль, проглотили его как жертвенную пищу во время инициации, и теперь пионер с футболистом живут у вас внутри. Это зеркальное изображение, перенесенное «слева направо», из культового тоталитаризма в гомерическую маску и медитативный иероглиф, из родового знака в вирус и геном... И искушенный зритель - уже не бог, не пионер, и не футболист - вдохнув и выдохнув - выйдет вон в концентрированном, увеличенном формате. А, может быть, наоборот, прицелившись из лука, как гипсовый пионер, пальнет в солнечное сплетение дигидрома, ответив «матрицей» на «перезагрузку».
Краткие сведения о художниках
Александр Долгин
Концептуальный фотограф Цифровой художник. Оператор и режиссер экспериментального кино.
Сочетает принципиальную съемку немецкими антикварными фотокамерами 20-30 гг. прошлого века с последующей цифровой обработкой оригинальных негативов 6х9 и 6х6 и цифровой печатью больших форматов. Участник выставок художественной фотографии в России, Италии, Франции, Югославии.
Автор метода ручной фотошопной анимации собственных фотоизображений для видео. Оператор-постановщик ряда игровых и документальных картин, участник ряда международных и отечественных кинофестивалей. Дипломант международных кинофестивалей в Бабельсберге, Марселе, фестивалей «Сталкер» и «Московский Пегас» (Москва). Обладатель Главного приза IХ-го фестиваля русского искусства и кино в Ницце «Золотой Куртанс» (проект «Эйнштейн и Маргарита», 2007)
Ираида Юсупова
Композитор. Видеохудожник. Режиссёр экспериментального кино.
Автор трёх опер, двух симфоний, шести кантат, множества симфонических, камерных и электроакустических композиций, музыки к фильмам и спектаклям. Постоянная участница международных музыкальных фестивалей «Альтернатива», «Московская осень», «Московский форум» и др., а также международных музыкальных фестивалей. Музыка исполнялась в Германии, Австрии, Бельгии, Швеции, Швейцарии, США, Италии, Канаде, звучала в радиопрограммах ВВС (Лондон), CBC (Канада), Кёльнского радио, радио России, в телепрограммах каналов «Культура», «НТВ», «РТР».
Ираида Юсупова - автор медиа-оперы - жанра, всецело подчиняющего визуальный ряд законам музыки, а также ряда совместных с Александром Долгиным видеоарт-проектов. Неоднократный номинант на театральную премию «Золотая маска», участница отечественных и международных кино и видео-арт-фестивалей. Обладательница Главного приза IХ-го фестиваля русского искусства и кино в Ницце «Золотой Куртанс» (проект «Эйнштейн и Маргарита», 2007).
Святослав Пономарев
Художник, фотограф, музыкант
Автор и исполнитель оригинальных ритуальных композиций, включающих фото и видео-изображения, «гравитационную мандалу», тибетские инструменты, технические и органические сэмплы и электронную музыку. Автор мистериального контекста, создаваемого в различных пространствах, в том числе шедеврах архитектуры и произведениях искусства - от живописи до инсталляций. Главный, но не единственный участник «несуществующего театра PURBA», давшего более 400 концертов, в том числе в павильоне «Космос» на ВВЦ и культурном центре "Гараж". Идеолог и организатор (совместно с И.Чмыревой и Е. Емец) международного фестиваля PANDUS, посвященного исчезающим памятникам архитектуры.
Участник множества отечественных выставок - от "квартирников" 70-х до арт-институций и галерей Москвы и регионов, а также ряда зарубежных проектов - в Англии, Италии, Германии, Австрии, Словении, Словакии, Финляндии, США, Непале.
Advertology.Ru
02.06.2009
Комментарии
Написать комментарий