Китай. Заметки путешественника
Даже в свой законный отпуск, проведенный в Поднебесной, корреспондент портала Advertology не смог унять профессиональный интерес: а как оно там?
Впечатления от рекламы "made in China" читайте здесь
Ты помнишь, как всё начиналось?
До 1977 года реклама в Китае считалась злом, поэтому её практически не было. Но в 1978 году правительство одобрило ее использование, и механизм был запущен.
Изначально китайская реклама выглядела как листы спецификации. В основном по китайскому телевидению можно было увидеть ролики, рекламирующие промышленные товары, например, электромоторы. Потребительские товары рекламировать не было нужды, так как большая их часть, как и положено при коммунизме, было строго нормирована.
Самым важным рекламным СМИ в Китае времен зарождения рекламы являлось радио; коммунальная радиовещательная система охватывала 75% населения. Радиоролики передавались дважды в день.
Различные медианосители не считают себя особыми конкурентами: можно легко встретить, например, рекламу радиостанции на световой конструкции остановки.
Печатная реклама была также мало развита. В 40 местных газетах, выходящих на двух листах, рекламы содержалось не более 25%. К ним можно добавить рекламные объявления в 160 журналах, в основном посвященных техническим и торговым темам.
Сейчас газеты и журналы Китая, за исключением шрифта, вполне привычны для европейского глаза.
Наружная реклама была представлена как класс лишь в крупных городах.
Сегодня улицы крупных городов Китая мало, чем отличаются от других стран по набору рекламоносителей.
Реклама на транспорте
Угадай фильм!
Мерлин навсегда…
Каждый рекламируется по мере сил, возможностей и фантазии
Одними из первых иностранных агентств, рискнувших попробовать себя на вновь открытом рынке, были японское агентство "Денцу" и МакКенн-Эриксон.
Семимильными шагами
К XXI веку Китай подошел вполне полноправным игроком мирового рекламного рынка. Суммарные расходы на рекламу в Китае в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличились на 36% и составили $9.6 млрд.
В 2001 г. рынок рекламы Китая сохранил свою позицию лидера среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В докладе Nielsen Media Research Inc. публиковались сравнительные данные по доходам в аналогичных кварталах 2000 и 2001гг: затраты на рекламу в Китае выросли в третьем квартале 2001г. на 27% по сравнению с тем же периодом 2001 г. - до 3,95 млрд долл., рост затрат на рекламу во втором квартале по сравнению с первым составил 17,7%.
В 2003 г. доходы PR и рекламной отраслей Китая достигли 13,03 млрд долл, что составляло уже 0,92 процента ВВП страны.
В частности, поступления от сетевой рекламы составили 130,5 млн долл, увеличившись в два раза по сравнению с аналогичным показателем 2002 года. К концу 2003 года число пользователей Интернета в Китае превысило 80 млн человек. По словам представителя Государственного промышленно-торгового административного управления Вань Цзиньцзе, "в Китае имеются широкие перспективы для развития сетевой рекламы".
Доходы от рекламы на телевидении в 2003г составили более 3 млрд долл., в газетах, по радио и в журналах -- соответственно 2,9, 0,3 и 0,29 млрд долл. Прирост доходов от рекламы через СМИ превысил 10 процентов.
Реклама Китая сегодня
Рекламный рынок в КНР составляет 13 млн. долларов (0,92% ВВП). В нем занято около 870 тыс. человек; зарегистрировано 66,4 тыс рекламных компаний. В прошлом году доходы от рекламы выросли на 10%. Основная часть рынка рекламы Китая приходится на телевидение (23,64% рынка) и периодику (22,53%). Они заработали на рекламе в прошлом году 3 млрд. и 209 млрд. соответственно.
В списке основных рекламодателей Китая лидируют компании, производящие тоники и витамины, их объединенные затраты составили 382 млн долл. Далее следуют производители шампуней и кондиционеров - их затраты составили 219 млн долл. Китайские рекламодатели, как и раньше, преобладают в первой десятке списка. На девятом месте по объему затрат на рекламу стоит мыло Safeguard компании Procter & Gamble Co. - 13,3 млн долл., Pepsi Cola компании Pepsico Inc. - на десятом, затраты на ее рекламу составили 13,27 млн долл.
Первое, что бросается в глаза– это обилие пропаганды средств по уходу за собой, многие из которых рекламируют мужчины (спа-салоны, косметические маски и т.п.)
Второе – это бесконечный рестайлинг упаковки и этикетки. Присмотритесь: даже красавицы на красках "Гаринье" – узкоглазые.
Бутылочка Нестиа стала стройнее
M&M используют для своего продвижения различные акции
Больной вопрос
Да, в Китае можно рекламировать алкоголь. По крайней мере, на улице полным-полно рекламных щитов с улыбчивыми пьющими людьми.
На телевидении даже есть ролик, где пищевые добавки рекламирует дивный старичок, рассказывающий об их достоинствах за кружечкой пенного пива.
Зато в Китае запретили рекламировать в обеденные часы средства против геморроя, а также показ рекламы женских прокладок, кремов от грибка ног и других гигиенических изделий в традиционные часы приема пищи, поскольку власти полагают, что подобные ролики портят аппетит жителям Поднебесной. По вечерам такую рекламу Вы не увидите раньше 20:00.
Начиная с 1 января 2004 года, рекламное время не превышает 20% общего суточного времени вещания и 15% времени вещания в период с 19 до 21 часов вечера, который в Китае называется "золотым". Эфирное время в эти золотые часы "разыгрывается" на своеобразных аукционах и стоит очень дорого. Запрещено прерывать показ сериалов на рекламу чаще, чем один раз в 2.5 минуты; сериалов, кстати, в Китае больше, чем рисовых зерен в плошке. На более 40 каналах они идут почти один за другим.
Кроме того, рекламодателям запрещено использовать для рекламы своих продуктов игру слов, которая искажает литературный язык.
Реклама табака, напротив, поставлена в более жесткие условия, чем во многих других странах. "Напрямую" марку рекламировать нельзя. Но можно назвать сигареты как какое-нибудь известное озеро, и показывать это озеро с названием.
Это, конечно, не озеро. Но что может быть удобнее, чем назвать сигареты просто "Пекин"?
Старожилы мирового курения
Красиво жить не запретишь
Весной этого года Китайская ассоциация по курению и здоровью выступила против рекламы табака во время гонок "Формулы-1". По мнению членов ассоциации, 90% китайцев начинают курить до 18 лет, а аудиторию гонок составляют и дети в том числе. "Китайские дети слишком впечатлительны, и им нельзя показывать рекламу табачных изделий", - считают в ассоциации.
Рука на пульсе
В сентябре в Пекине состоялось торжественное открытие 39-й Всемирной конференции по рекламе. (Источник: "Жэньминь жибао" on-line) На церемонии открытия начальник Главного государственного административного управления по промышленности и торговле Ван Чжунфу отметил: Китай будет выполнять обязательства, взятые при вступлении в ВТО, и к концу 2005 года полностью откроет рынок рекламы; уровень интернационализации рекламного дела в Китае поднимется еще выше. Юридическая система распространения рекламы, ядром которой является Закон о рекламе, будет непрерывно улучшаться, отраслевая самодисциплина – постепенно укрепляться, порядок конкуренции на рынке рекламы – далее нормироваться.
По словам Ван Чжунфу, в настоящее время Китай уже вступил в важный стратегический период построения среднезажиточного общества, что представляет собой в т.ч. шанс для развития рекламного дела. После вступления Китая в ВТО уровень жизни народа и уровень потребления постепенно должны повыситься, что представляет внутренний импульс для продолжительного и быстрого развития рекламного дела. Развитие рекламного дела будет пользоваться вниманием государства и поддержкой в сфере отраслевой политики.
По его словам, органы административного управления по делам промышленности и торговли Китая будут со всей серьезностью выполнять свои обязанности, далее усиливать динамику контроля, управления и нормирования в отношении рынка рекламы, наносить беспощадные удары по лживой и незаконной рекламе, поддерживать порядок справедливой и дисциплинированной рыночной конкуренции.
Чем Вам не Макдональдс?
Моя любимая информационная табличка.
Вообще-то речь на ней идет о музыкальных инструментах, но на то мы и представители разных культур, чтобы интерпретировать все по-своему.
Пожелаем же себе лучше понимать друг друга!
Advertology.ru
28.09.2004
Комментарии
Написать комментарий