Имя напрокат
Франчайзинговые технологии в торговле способны в значительной степени минимизировать риски начинающих розничников и придать финансовую устойчивость брендам ритейлоров со стажем.
Состояние дел
Финансовый кризис все больше затрагивает одну из наиболее динамичных в последние годы отраслей отечественной экономики - сетевую торговлю. В условиях практически полного отсутствия кредитных средств и угрозы снижения товарооборота привлекательная для инвестиций сфера ритейла переходит в разряд наиболее рискованных, и операторам приходится отказываться от стратегии региональной экспансии за счет собственных и привлеченных средств. Между тем специалисты обращают внимание на то, что франчайзинговые технологии в торговле способны в значительной степени минимизировать риски и придать устойчивость брендам ритейлоров. Достаточно красноречивы результаты исследований, проведенных американскими экономистами в период предыдущего экономического кризиса и последовавшей за ним нестабильности 8-10 лет назад. Оказалось, что примерно половина новых компаний, открываемых в мире, как правило, прекращают существование уже через 2-3 года, а через 5 лет уровень банкротств достигает 70%. При этом, например, по данным министерства торговли США, в течение года закрываются только 4% компаний, работающих по системе франчайзинга. Результаты аналогичных исследований Международной франчайзинговой ассоциации выглядят еще более впечатляюще: количество банкротств среди франчайзинговых компаний составляет, как правило, не более 1%.
Понятно, что в нынешних условиях рискованным выглядит любое вложение денег в предпринимательскую деятельность. Однако по мере выхода экономики из самой острой фазы кризиса (по существующим прогнозам - примерно к середине 2009 г.) франчайзинг станет одним из наиболее прогнозируемых вариантов развития региональных торговых сетей. Тем более что в Украине уже наработан положительный опыт франчайзинга в торговле. Скажем, в начале 2008 г. уровень проникновения франчайзинга в сферу ритейла, по оценкам специалистов, уже составлял около 30% (т.е. примерно 30% действующих торговых сетей использовали франчайзинг или его элементы). При этом, по оценкам Украинской ассоциации франчайзинга, количество франчайзеров за неполный год увеличилось примерно на 25%.
Человеческим языком
Франшиза - право на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг более крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию (роялти).
Франчайзинг (договор коммерческой концессии) - форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого владелец франшизы (франчайзер) предоставляет индивидуальному предпринимателю, группе предпринимателей или предприятию (франчайзи) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой франчайзера на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором.
Группа non-food
По условиям доступности франшиз и технологии ведения розничного бизнеса для франчайзи специалисты условно делят франшизы на непродовольственную и продовольственную группы (non-food и food). Ранее франшизы non-food практически совпадали с условиями для эксклюзивного дистрибутора. Например, большинство франчайзеров не требовали платы за саму франшизу, а в ряде случаев в предлагаемых договорах коммерческих концессий отсутствовало и требование выплаты роялти за право использования бренда. Фактически целью предоставления франшизы для владельца бренда являлось простое увеличение сбытовой сети и объемов продаж за счет другого предпринимателя (франчайзи). Последний был обязан ограничить ассортимент исключительно товаром, поставляемым франчайзером по жесткой рекомендованной цене.
Сейчас условия несколько изменились. "Франчайзеры сталкивались с нехваткой оборотных средств и до начала финансового кризиса. Скорее всего, в нынешних условиях большинство владельцев франшиз сочтут их бесплатное предоставление дополнительным неоправданным риском", - считает руководитель регионального развития ООО "Кира Пластинина" (г.Киев; владелец франшизы по продаже одежды ТМ "Кира Пластинина") Ольга Ганжа. Зато, как рассказывает Юрий Рыжков, генеральный директор ЧП "Джинсы суперцена" (г.Одесса; владелец франшизы по продаже одежды ТМ "Джинсы суперцена"), сейчас, учитывая сложное финансовое состояние в стране, многие владельцы франшиз стали более гибко подходить к формированию рекомендованных цен на поставляемый товар. "В последнее время мы более лояльно относимся к нарушениям нашими франчайзи политики рекомендованных цен. Экономическая ситуация в разных регионах уже не позволяет выдерживать единую торговую наценку. Мы лишь поясняем франчайзи, что снижение торговой наценки увеличит период окупаемости франшизы", - продолжает г-н Рыжков. Дополнительной возможностью выжить для франчайзи является и то, что отпускные цены на товар, реализуемый по договорам франчайзинга, как правило, намного ниже цен на аналогичные товары для "франшизонезависимого" предпринимателя.
Кстати, в цену франшизы может входить стоимость первой партии товара для нового магазина. Кроме того, не следует забывать, что за счет франчайзера составляется бизнес-план, проводится обучение персонала, оказывается маркетинговая и консультационная поддержка на всех этапах функционирования магазина, а также помощь в его оформлении (вплоть до предоставления оборудования) и т.д. А это, согласитесь, в период финансового кризиса является серьезным подспорьем для начинающего предпринимателя. Немаловажное значение имеет и скорость запуска франчайзингового магазина. "Когда я нашел нужное помещение, сотрудники франчайзера за полтора дня собрали оборудование, развесили товар и научили продавцов основам работы. За пять месяцев работы в этом бизнесе мы с компаньонами открыли шесть магазинов", - вспоминает Сергей Гировец, в прошлом - консультант по построению франчайзинговых сетей, ныне - частный предприниматель (г.Киев; франчайзи ТМ "Джинсы суперцена").
И, наконец, еще один аргумент за использование франчайзинга, о котором говорили опрошенные БИЗНЕСом франчайзи, - это то, что даже начинающий бизнесмен, покупая франшизу, получает возможность работать под вывеской известного бренда. Мария Севрюкова, франчайзи магазина по продаже одежды (г.Черновцы), считает, что ей за "первый месяц работы удалось заработать денег на открытие еще одного магазина" во многом благодаря тому, "что ТМ франшизы была уже узнаваема для покупателей".
Законодательные "рогатки"
Вышеописанные риски использования технологии франчайзинга показывают, что одним из факторов, тормозящих его развитие в Украине, является нормативная база, не защищающая достаточным образом участников договора. Как рассказывает директор департаментов консалтинга, международных отношений и регулярных изданий Украинской ассоциации франчайзинга (г.Киев; объединяет более 80 франчайзеров) Евгения Кривонос, "неприятной" особенностью отечественного законодательства является то, что в Украине не урегулирована процедура регистрации договоров коммерческой концессии Государственным регистратором. Это затрудняет процесс оформления отношений между сторонами договора, вынуждая их заключать целый комплекс соглашений (договор концессии, лицензионный договор на передачу прав на все зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности, договор обслуживания, аренды помещения или лизинга оборудования, купли-продажи или поставок).
"Серьезным недостатком отечественной нормативной базы остается и невозможность налагать на франчайзи дополнительные ограничения, защищающие франшизу на протяжении действия договора и определенного времени после его расторжения или окончания", - продолжает г-жа Кривонос. Кроме того, в Украине абсолютно отсутствуют нормативные правила ознакомления будущего франчайзи с объектами интеллектуальной собственности. Хотя на мировом рынке наработаны и нормативно закреплены типовые договоры, устанавливающие сроки и порядок ознакомления с "интеллектуальной документацией". При этом "их" франчайзи защищен от покупки "кота в мешке", чего не скажешь об отечественных покупателях франшиз.
Однако несмотря на ряд привлекательных сторон, основные риски в франчайзинге группы non-food связаны именно с деятельностью франчайзи. Точнее, с их возможным уходом от франчайзера в "свободное плавание". Однако, "потеряв" одну точку, франчайзер сможет успешно продавать свой товар в других магазинах сети и открывать новые. Даже если после разрыва договора коммерческой концессии франчайзи и сохранит свой профиль деятельности (скажем, продажа джинсов или обуви), владелец франшизы большого урона не понесет. Франчайзи же в случае неудачи может потерять все вложенные средства.
Продовольственный ритейл
В последнее время специалисты в области франчайзинга выступали с довольно смелым прогнозом о том, что экономический кризис "подстегнет" проникновение отношений по договорам коммерческой концессии в область продовольственного ритейла. Причем эксперты уверены, что франчайзинг может быть интересен как крупным сетевым операторам, так и небольшим региональным сетям.
Первые в условиях дефицита свободных средств могут продолжить региональное развитие путем франчайзинга, а не покупки мелких операторов в регионах. Вторые в сложной финансовой ситуации могут сохранить бизнес и получить дополнительную опору. В итоге, не останавливая развитие сети и наращивая объемы продаж даже в период кризиса, владелец бренда может рассчитывать на дополнительные скидки от производителей продуктов и получить значительный доход от продажи франшиз и взимания роялти. Скажем, роялти на продовольственном рынке может достигать 5% оборота (взимается помесячно или ежеквартально), а сама франшиза обойдется франчайзи до $50 за 1 кв.м торговой площади (оплачивается единоразово).
Франчайзи тоже остается не внакладе. "Франчайзер предоставляет франчайзи возможность приобретения торгового оборудования и программного обеспечения по ценам, значительно ниже рыночных" (за счет скидок, предоставляемых поставщиками всей сети. - Ред.), что также немаловажно для нового ритейлора", - рассказывает Мирослава Лесник, руководитель департамента маркетинга ООО "Наш Край - ЛЦ" (г.Луцк; 59 продовольственных супермаркетов; владелец франшизы ТМ "Наш Край"). Кроме того, покупатель франшизы эксплуатирует раскрученный бренд - имя франчайзера, хотя некоторые ритейлоры не считают это главным достоинством франчайзинга в продуктовом ритейле.
"Основную ценность для франчайзи представляет не ТМ супермаркета или дешевое оборудование, а "живые" контакты с поставщиком и отлаженная логистика", - говорит Олег Крижанивский, заместитель директора по развитию ООО "ПАККО Холдинг" (г.Луцк; 87 продовольственных магазинов; владелец франшизы ТМ "Вопак").
Основная же проблема франчайзинга в продовольственном ритейле - крайняя сложность формализации договорных отношений между сторонами. К примеру, ассортимент среднего супермаркета насчитывает несколько тысяч наименований, поступающих от сотен поставщиков. Срок же реализации большинства товаров строго ограничен, что делает невозможным выстраивание договорных отношенийи логистики исключительно через франчайзера. В результате франчайзи постепенно налаживает отношения с поставщиками самостоятельно, выходя из-под контроля франчайзера.
"После того как франчайзинговый супермаркет "запущен" и принес первую прибыль, бывает довольно сложно удержать франчайзи от разрыва договорных отношений. Он уже знает, как правильно продавать, у кого брать товар, а поставщик никогда не откажется от сотрудничества с супермаркетом, который разорвал франчайзинговый договор и теперь работает под другой вывеской", - утверждает г-н Крижанивский.
В то же время для франчайзи есть опасность того, что реальная прибыльность бизнеса, задекларированная франчайзером, окажется меньше. По слухам, именно по этой причине харьковский франчайзи в прошлом году разорвал договор с владельцем франшизы - российской Х5 Retail Group (сети "Перекресток" и "Пятерочка").
Впрочем, в среде крупных ритейлоров начал обсуждаться также вопрос о возможной передаче в аренду некоторых региональных супермаркетов в рамках договоров коммерческой концессии (своеобразная оптимизация сети, например, за счет объектов, находящихся на большом удалении от распределительных центров). Таким образом франчайзер получит возможность не только привлечь дополнительные средства, но и проконтролировать деятельность торговой точки и избежать "побега" франчайзи из сети.
Мировой опыт
Доказательством того, что франчайзинг - один из самых эффективных инструментов ведения бизнеса, является то, что этот путь развития (или его элементы) активно используют такие признанные "монстры" мирового товарного рынка, как Coca-Cola, McDonald's, Adidas, IKEA и т.д. Нынешний бесспорный лидер мирового ритейла - американская сеть Wal-Mart - также начинала свое развитие как франчайзи. Лидером по уровню проникновения франчайзинга считаются США, где в рамках примерно 1,5 тыс. франчайзинговых сетей работают около 350 тыс. франчайзи, а годовой оборот этой системы превышает 1,5 трлн. дол. При этом к франчайзинговым относятся более 40% предприятий розничной торговли (прогноз на 2010 г. - 50%). В странах ЕС доля франчайзинга в розничной торговле составляет около 30% (около 4000 франчайзинговых сетей с оборотом более 120 млрд дол. в год).
21.11.2008
Комментарии
Написать комментарий