Статьи

Starbucks по-русски. Сеть кофеен потеряла право на имя

Starbucks по-русски. Сеть кофеен потеряла право на имяАмериканская Starbucks Corporation в России стала жертвой марочного пиратства. Корпорация лишилась права на свое имя, а тем временем франшизу на кофейни Starbucks начало продавать российское ООО "Старбакс", которое не имеет к знаменитой сети никакого отношения
Американская Starbucks зарегистрировала свой знак в России еще в 1997 г. А в 2002 г. компания "Пресс" попросила палату по патентным спорам Роспатента аннулировать регистрацию знака Starbucks Coffee, поскольку он не используется более трех лет. Нынешней весной Роспатент удовлетворил эту просьбу и отменил регистрацию знака Starbucks Coffee по классам МКТУ 32 (минеральные и фруктовые напитки) и 42 (услуги ресторанов, кафе) из-за длительного неиспользования. Как указано в материалах палаты американцы могут продавать под маркой Starbucks в России только кофе и кофейные напитки, факт поставок которых в 2000-2001 гг. компании удалось доказать.

Желающие использовать знаменитый бренд нашлись незамедлительно. В сентябре Роспатент выдал свидетельство на знак, содержащий слово Starbucks, компании ООО "Старбакс". Как рассказала гендиректор этого ООО Наталья Носова, компания принадлежит лично ей и создана для развития сети кафе Starbucks в России. "Я заметила, что в России кофейни американской Starbucks не открываются, и после консультаций с юристами убедилась в возможности получить право на использование этого знака", - рассказывает Носова. От знака Starbucks Corporation ее бренд отличается отсутствием надписи Coffee и некоторыми графическими деталями.

Теперь "Старбакс" собирается развивать франчайзинговую сеть. По словам Носовой, лицензия на использование знака для открытия ресторана или кафе минимум на три года обойдется в $30 000. Жестких требований к формату лицензионных кафе у Носовой нет, единственное обязательное условие - наличие напитков из кофе. "Старбакс" планирует открывать и собственные кофейни, в которые Носова обещает вложить деньги, заработанные в строительном бизнесе.

Параллельно Носова намерена отобрать у американской Starbucks и права на кофейный бренд - такой иск "Старбакс" и "Пресс" уже подали в московский арбитражный суд.

В Starbucks Corporation комментировать ситуацию отказались. Юристы Starbucks настаивают, что корпорация не использовала свой знак в России по уважительным причинам. "Корпорация давно планирует выйти на российский рынок, но анализ экономических условий показал, что пока это преждевременно", - объясняет Владимир Шитиков из Baker & McKenzie, представляющей интересы корпорации. Чтобы доказать интерес к российскому рынку, Starbucks представляла в Роспатент копии переписки с потенциальными партнерами - "Аэрофлотом" и "Союзконтракт-холдингом". В этих компаниях прокомментировать ситуацию не смогли.

"В конечном счете знак Starbucks оказался в руках недобросовестных конкурентов", - сетует Шитиков. Он уверен, что "Старбакс" и "Пресс" связаны с юристом Сергеем Зуйковым, известным нападками на многие популярные бренды. Носова отрицает, что Зуйков юридически связан с ее компанией, хотя сам охотник за брендами не стал отрицать, что консультировал "Старбакс" по некоторым вопросам.

Рестораторы считают бесперспективной затею "Старбакса". "Серьезные компании не заинтересуются брендом "из-под полы", - уверена Валерия Аракчеева, PR-директор "Ростик Групп". Но американской Starbucks от этого не станет легче, ведь юристы считают, что вернуть имя корпорации будет нелегко. Владимир Бирюлин, партнер фирмы "Городисский и партнеры", полагает, что Starbucks проще переждать три года и добиваться отмены регистрации знака на российский "Старбакс" из-за его неиспользования. А Зуйков вспоминает, как бренд японской Akai сначала был аннулирован, а потом зарегистрирован на гонконгскую компанию Akai Universal Industriеs, учрежденную гражданами России. По его версии, после долгих переговоров японская Akai выкупила гонконгскую компанию "за сумму с шестью нулями". Случаи выкупа знаков известны и Бирюлину, правда, по его данным, обычно цена ограничивается несколькими тысячами долларов.

Американская Starbucks Corporation со штаб-квартирой в Сиэтле управляет сетью из 8000 кофеен более чем в 30 странах (4700 заведений принадлежат самой корпорации). Компания также владеет брендами Seattle’s Best Coffee и Torrefazione Italia, под которыми работают 100 кофеен в США. Продажи корпорации в 2003 г. составили более $4 млрд, прибыль – $268 млн.

Елена Виноградова
Кирилл Корюкин
Ведомости

22.09.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.01.2025 - 09:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация