Статьи

Маркетинг, пятое колесо в компании

Маркетинг, пятое колесо в компании

Смерть маркетингу пророчили и пророчат. О проблемах эффективности маркетинга с удовольствием говорят в странах, в которых большинство товарных рынков только становятся цивилизованным, а некоторые только формируются.

На отделы маркетинга, рекламы, PR, сформированные как дань моде, смотрят как на пожирателей прибыли. Даже небольшой кризис приводит к сокращению затрат «на маркетинг». В чём же суть проблемы?

Кто нас учит маркетингу?

«...мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь...» Строки классика вовсе не про нерадивых студентов ВУЗов, хотя и этот фактор присутствует. Но это уже проблема социологическая. Кто и по каким программам готовит будущих маркетологов и управленцев?

О будущих управленцах можно сказать коротко, маркетинг это дополнительная дисциплина, которая читается в лучшем случае, два семестра. Но с маркетологами ситуация не лучше. Большее количество специальных предметов вовсе не говорит о качестве и количестве полученных знаний.

Кто читал и читает маркетинговые дисциплины в ВУЗе? Преподаватели. В большинстве своём бывшие экономисты, социологи, философы. То есть не практики. То, о чём они рассказывают, они не применяя ли на практике, не знают, как это происходит и как влияет. В лучшем случае, приведут примеры из западных книг. Не всегда корректно приведут пример из отечественной практики. Из личного опыта работы в маркетинге, можно сказать только одно. Только поистине огромный опыт позволяет эффективно преподавать.

В подтверждение своих слов могу добавить, посмотрите на рефераты, курсовые, будущих маркетологов. О чём они? Какие темы? Разве с этим придётся столкнуться маркетологу на практике?

Почему практики не идут преподавать? Можно только предполагать о причинах, но ситуация всё же улучшается. Практики начинают читать лекции в ВУЗах, преподавать на курсах, проводить тренинги.

Что касается заезжих «из-за кордона» преподавателей, то их опыт, к сожалению, не всегда применим к нашим условиям. Ведь они-то работают или работали в компаниях, в которых важность маркетинга не обсуждается.

Качество молодых специалистов на практике не всегда выдерживает проверку. Обратите внимание на форумы. Сообщений вроде «Народ, как провести исследования рынка...» найдёте немало.

Шарлатаны в маркетинге.

На волне моды, маркетинговые консалтинговые агентства и отдельные личности консультанты росли как грибы после дождя. Хорошо, если подход изначально был профессиональным. Но чаще агентства исполняли роль «стиральных машин» для «отмывания» денег. Многие консультанты просто выкачивали деньги из карманов собственников. Хороший костюм, уверенность, масса непонятных терминов и клиент готов. Естественно, что разочарование в маркетинге не заставило себя долго ждать.

При этом, заказчики услуг, почему-то стесняются признать себя обманутыми конкретным человеком. Проще сказать, что это маркетинг не работает, псевдонаука и т.п. Это как в делах с обманутыми вкладчиками. Виноватым оказалось государство и эта рыночная экономика.

К счастью, сейчас таких «профессионалов» всё меньше. Рынок услуг, в этой сфере, как и в любой другой, отсеивает недобросовестных исполнителей. Тем не менее, большинство руководителей вряд ли назовут себя профессионалами в маркетинге и тарабарщина очередного мошенника, может снова быть воспринята как признак мудрости. В последнее время, многие фирмы-шарлатаны превратили маркетинг в Учение, носителями которого являются только они. Приходилось сталкиваться с тем, что, маркетинг, имеет даосскую сущность, и родился в Китае. Как говорится, в семье не без урода.

Шарлатанство негативно влияет на понимание важности маркетинга, как и проблемы с преподаванием.

«Что делает маркетолог?»

Вопрос, который приходилось мне слышать, будучи маркетологом. Позже, когда я сам стал руководителем и у меня был маркетолог, тот же вопрос задавался мне, уже как руководителю, собственником. Маркетологи это лентяи, пожиратели прибыли, такие словосочетания можно услышать во многих компаниях.  

 Встречный вопрос всегда ставит в тупик обличителей маркетологов: «А какие задачи стоят перед отделом маркетинга или маркетологом (рекламистом, PR-менеджером)?». Правда, всё чаще находят ответ: «Делать прибыль!». Вот только с постановкой задач для отдела маркетинга или маркетолога проблемы. Часто сталкивался с тем, что маркетинговые подразделения имеют достаточно формальное подчинение, без функциональности в общей организационной структуре компании. Не большой редкостью является отсутствие элементарных должностных инструкций. В лучшем случае должностная инструкция «содрана» в Интернете и совсем не соответствует реальному положению вещей в компании. Кто виноват? Маркетолог?

Маркетинговое подразделение во многих компаниях это пятое колесо. В лучшем случае отдел маркетинга будет заниматься изучением ёмкости рынка или мониторингом цен. Задачи чрезвычайно ограниченные притом, что на пожирателей бюджета компании средств выделяется меньше, чем на закупку канцелярских товаров для бухгалтерии.

Таким образом, отдел маркетинга это просто пятое колесо в функционале компании. До сих пор, во многих фирмах, отдел маркетинга занимается непосредственно сбытом товаров. Отделу маркетинга ставятся часто отвлечённые задачи, так как отсутствует чёткое понимание того, чем и как должен заниматься отдел маркетинга. При этом сам отдел маркетинга не имеет рычагов влияния, а то и вообще ответственности.

Корень проблемы.

«Зри в корень!» - говорил Козьма Прутков. Проблемы маркетинга чаще не в самом маркетинге, а в понимании его сути, а значит и места в функциональной деятельности компании.

Как воспринимает маркетинг руководитель? Как маркетолога, или отдел маркетинга, как рекламу, как мерчандайзинг, как пресс-релизы. Но только ни как маркетинг.

Маркетинг это не побочный продукт или дополнительный инструмент в условиях рыночной экономики, тем более не панацея. Если развёрнуто дать определение маркетингу в компании, то это комплекс мер по изучению рынка компании, формулировки конкурентных преимуществ и реализации конкурентных преимуществ с целью достичь планируемых результатов.

Маркетинг это основа управления компанией. Он предполагает, как и классическое управление, разные уровни планирования, организации и контроля. Отличие маркетингового управления от немаркетингового в том, что компания имеет чётко сформулированные конкурентные преимущества или отличия от конкурентов. В случае с отличиями они также должны восприниматься потребителями, как преимущества. Задача руководителя, сформулировать, какой он видит компанию на рынке. Задача маркетолога или отдела маркетинга реализовать это виденье или отказаться, на основе анализа и исследований, от реализации, если амбиции не подкреплены средствами на их реализацию или у компании отсутствуют отличия и преимущества. Если отличий нет, то их можно придумать. Таким образом, в соответствии с «генеральной линией», то есть маркетинговой стратегией настраиваются структура управления и функциональные подразделения компании. Также, в соответствии с маркетинговой стратегией проводятся тактические и оперативные маркетинговые мероприятия, например рекламные кампании, внедрение системы лояльности, разработка сайта компании и т.д.

То есть, маркетинг это формулирование и реализация конкурентных преимуществ с анализом места компании на рынке.

Ошибочной может быть маркетинговая стратегия, но не сам маркетинг. Яркий пример тому, отрицание рыночных законов в СССР. Плановая экономика, так или иначе, подчинялась этим рыночным законам. Их отмена, ошибочность, признанные на бумаге, не отменили эти законы экономики в реальном секторе. Поэтому все попытки отрицать маркетинг как средство выживания и успеха на рынке, чаще направлены против отдельных гипотез или маркетинговых теорий.

Неверие в маркетинг, порождённое непониманием его сути, шарлатанством, недостаточным уровнем профессионализма отдельных специалистов, маркетологов, не может отменить рыночных законов, особенностей психологии потребителей и развития общества.

Отрицая маркетинг...

Тем не менее, найдутся и люди и компании, пример которых может отрицать необходимость маркетинга в современной компании. В регионах, отдалённых от сфер влияния иностранных «пришельцев» от бизнеса, в специфических рынках маркетинг, может быть и не нужен. Но всё течёт и всё меняется. В регионы идут иностранные и успешные отечественные компании, качественный скачок конкуренции может уничтожить местного ортодокса. Это происходит уже сейчас. А что в развитых рынках? Много ли брендов отечественных компаний известных хотя бы в Восточной Европе? Водка, икра, нефть, газ, матрёшки... Перечень выходит весьма скромным и не зря, вывески и ценники магазинов наполнены иностранными словами. Не факт, что это товары лучше по качеству, чем отечественные. Но у них есть мощная поддержка. Это маркетинг, который работает на их товары.

Есть ещё один аргумент, людей, отрицающих маркетинг. Это наша ментальность. Но ментальные отличия давно не преграда для маркетинга. Транснациональные компании успешно продают товары во многих странах, на всех континентах. Республики бывшего СССР не исключение. Весь вопрос в том, насколько успешно адаптирует или даже изменит свою маркетинговую стратегию компании на другом рынке. А вот попробуйте с отрицанием маркетинга выйти на международный рынок, например, с шоколадом или часами. О лидерстве можно не говорить.

Отрицая маркетинг для себя, мы не можем отрицать его для других. Поэтому наши финансовые результаты не всегда нас радуют, а давление конкурентов всё ощутимее бьёт по нам. Что касается теоретических споров относительно маркетинговых теорий, то для практиков, зарабатывающих деньги, они имеют значение в последнюю очередь.

Александр Грамм
Advertology.Ru

15.10.2008

на печать


Комментарии

Ирина Lovygina
16.10.2008 8:01 | сообщение #1
 

Александр, спасибо! Браво

Евгений Пономарев
16.10.2008 14:21 | сообщение #2
 

Все написанное в статье имеет место быть, ОДНАКО:

Во-первых, руководитель службы маркетинга (РСМ) должен знать свои обязанности и четко представлять, за что ему начисляют з/плату при приеме на работу. Поэтому, должны существовать, должностные инструкции.

Во-вторых, РСМ, должен иметь план работы своего подразделения на 2-3 года, утвержденный руководством компании.

И наконец, РСМ должен быть руководителем своей службы приносящей компании доход, оправдывающей свой фонд з/платы, а не жалобщиком, к которому относятся как к мальчику на побегушках.

С уважением,
Е.Пономарев

Александр Грамм
16.10.2008 14:50 | сообщение #3
 

Безусловно, Е. Пономарёв. Но, как показывает практика в большинстве (не во всех компаниях) такой план в чём-то формальный. Должностные инструкции также не соответствуют. Я об этом писал, причина в отсутствии видения руководителем (главным) функций маркетинга. Здесь вопрос даже шире. То есть мы не говорим о маркетинге как о структурном подразделении, это изначально неправильно. Мы говоорим о маркетинге, как о способе управления бизнесом. Вот в чём проблема. Отсюда все наши проблемы с качеством товара, дизайном, качеством обслуживания, сервисом. Яркий пример маркетинга как подразделения это автомобили ВАЗ или ЗАЗ. Маркетологам и компании следовало бы сосредоточиться на том, что реально привлекает в ВАЗах и ЗАЗах-Дэу потребителей, а не придумывать слоганы и образы, которые вызывают смех.

З.А.
16.10.2008 15:15 | сообщение #4
 

Статья очень понравилась! Все правильно пишите..., к сожалению... Думаю

Александр Грамм
16.10.2008 15:20 | сообщение #5
 

Что касается мальчика на побегушках. То:
1. Если РСМ не со-собственник, то повлиять на ситуацию у него мало рычагов. Если ему скажут бегать, он будет бегать. Прыгать, значит РСМ будет прыгать.
2. Именно генеральный управляющий орган (директор, собственник, совет директоров и т.п.) создаёт функциональную организационную структуру в рамках своего виденья функций, обязанностей, зон ответственности. Если функционал маркетинга "не виден", говорить о серьёзном подходе нельзя.
3. Приносить доход. Нужно иметь не только оветственность, но и рычаги реализации обязанности и инициатив.

Данная статья не жалоба, а скорее руководство к действию. На примере многих, наших региональных компаний, я вижу как они моментально проигрывают столичным компаниям. Столичные, в свою очередь, проигрывают западным компаниям. Опять же не все. И те не все, являются лучшим примером, подтверждающим, в условиях рыночной конкуренции даже при недостаточности ресурсов можно работать на равных с мировыми "монстрами" от бизнеса. Главная мысль, суть маркетинга должна быть понятна руководителю компании и главным маркетологом должен стать он.

Gus
16.10.2008 17:23 | сообщение #6
 

В издательской компании, в которой я работал, отдел маркетинга занимался только тем, что выполнял любые прихоти руководства(нескольких директоров) включая самые идиотские(«начальству виднее»), которое лично принимало участие в разработке и визировании всех материалов от медиа-кита до самой распоследней листовки. При этом отдел продаж, для которого готовились эти материалы, вообще не приглашался. Директор по маркетингу(человек вменяемый и профессиональный) ругаясь сквозь зубы как могла исправляла «виршы генерального».

Brando
17.10.2008 9:26 | сообщение #7
 

Александр, буду краток. Вы - молодец. Улыбка

Harley
20.10.2008 13:49 | сообщение #8
 

А по-моему очень не правильно создавать план на 2-3 года для РСМ!!! Как можно в этом плане учесть все течения рынка и как можно предугадать действия конкурентов??? Даже проведя десяток SWOT - анализов не возможно написать 100% качественный план.
Максимум на пол года и то ситуативно некоторые пункты могут быть скорректированы РСМ.

Александр Грамм
20.10.2008 14:19 | сообщение #9
 

То Harley
Я думаю, что необходимо применять разные уровни планирования. Безусловно оперативный план на 2-3 года не напишешь. А вот стратегический план можно и на 10 лет вперёд написать. Корректировку планов никто не отменял. А ошибки, риски это неизбежно.

Jur
05.11.2008 14:04 | сообщение #10
 

Александр, спасибо!
К сожалению, не часто встречаю осмысленные тексты на тему о сути и месте маркетинга. Достали "представители науки", пишущие на новоязе, и всяческие догматики. В одной из спам - рассылок обучение маркетингу предлагают ... саентологи. Естественно - они сами себя в том тексте так не называют, но их "гуру" известен и их "учение" самое верное.
О качестве преподавания - это, вообще, с трудом комментируется. Пишу, как практик, ведущий семинары. Скольких трудов стоит вначале "выдуть мусор"...
Тем статья и интересна. Успехов.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Упаковка. Крой

Упаковка. Крой
Упаковка. Крой. Покупатель, стоя в магазине возле стеллажа, принимает решение о покупке за несколько секунд. В этой ситуации дизайн упаковки подсказывает, какой товар окажется купленным, а какой покроется пылью. Разработка дизайна упаковки является сплавом расчета и стиля, маркетинга и творчества и придает товару дополнительное конкурентное преимущество – индивидуальность. В издание вошли наиболее интересные и яркие проекты по дизайну упаковки, которые, несомненно, вдохновят на создание красочных, оригинальных и запоминающихся упаковок. Будучи осведомленным об инновационных материалах, новых способах печати и производства, дизайнер сможет грамотно выполнить проект в соответствии с жесткими технологическими требованиями производства.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.03.2025 - 07:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация