Обиженный Продакшн
26 сентября в рамках ММФР прошла Первая продюсерская конференция. Для диалога Анна Шарова, исполнительный секретарь НППР, пригласила представителей ТВ-продакшна, рекламных агентств и представителей клиентов.
Задачей конференции было обсудить следующие вопросы:
- возможна ли современная оплата раот?
- есть ли шанс унифицировать процедуры и документооборот?
- как сделать прозрачным и понятным тендер?
Вводной частью к дискуссии была краткая информация о НППР, описание текущей ситуации на рынке телевизионной рекламы в России, его тенденций и прогноза.
НППР - Некоммерческое Партнерство Продюсеров Рекламы. В него входят такие продакшн-компании как DAGO, Ballpark, Bazelevs, Just Production, Metrafilms, DTVma, MEDUSA film, Ярче и другие.
Общие объемы компаний НППР:
- 2006 год - 53,85 млн дол;
- 2007 - 81,31 млн дол (что на 30,46 % больше, чем в 2006 г.);
- 2008 (первая половина) - 44,75 млн дол;
- 2008 (прогноз) - 89,50 млн дол.
Совокупное количество рекламных роликов:
- 2006 год - 373;
- 2007 - 458;
- 2008 (первая половина) - 242;
- 2008 (прогноз) - 484.
Из вышеприведенных статистических данных видно, что рынок телевизионной рекламы развивается и растет.
Тенденции 2008 года:
- Заметное увеличение процентного соотношения работ, снятых за границей и при участии зарубежных режиссеров и операторов, 2006/2008 гг. составляетя 35 и 60 % соответственно.
- Увеличение до 1/3 количество проектных заказов.
- Есть тенденция докупки прав по старым (ранее произведенным) рекламным роликам.
- В целом объемы адаптаций, по оценкам пост-продакшн отделов, изменились:
- 2006/2007 гг. - от 20 до 50 %;
- 2007/2008 гг. - от 10 до 15 %.
Прогнозы:
факторы повышения:
- Изменение курса доллара к рублю (ставки большинства субподрядчиков заморожены на условиях колебания курса в пределах 10 % в сторону снижения стоимости рубля).
- Отсутствие здоровой конкуренции на рынке подрядчиков, нет притока кадров.
- Продолжение экономического кризиса РФ и повышения индекса инфляции в стране.
- Повышение ставок банковских кредитов и трудности его получения.
Первой темой для обсуждения стал вопрос о своевременной оплате труда. Возможна ли она? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо сначала разобраться в схеме, по которой осуществляется сотрудничество между Клиентом и Продакшном. Она следующая: Клиент - Рекламное агентство (продюсер) - Продакшн-компания. Рекламное агентство выступает посредником в отношениях Клиент - Продакшн: Клиент делает заказ на съемки видеоролика рекламному агентству, которое договаривается о его производстве с продакшном. Все три участника процесса заключают между собой договоры, в которых прописываются условия сотрудничества, права сторон, сроки выхода готового продукта (видеоролика) в эфир, условия и сроки оплаты. Однако процедура документации занимает много времени (около шести недель). Из-за этого на практике почти всегда договор подписывается за день до выхода ролика в эфир или когда он уже транслируется. Клиент платит продакшну с большой задержкой (этот срок может доходить до одного года). Продакшн не может обратиться напрямую к клиенту, а поскольку рекламное агентство боится потерять рекламодателя, оно, как правило, выступает на стороне клиента. Таким образом, Продакшн часто работает в кредит, а иногда и со стапроцентной постоплатой. Задержать выход ролика в эфир нельзя, так как за каждый невыход платится штраф, к тому же медиа оплачиваются намного раньше, чем сам видеоролик.
Так как же разрубить этот узел? Этот вопрос вызвал бурное обсуждение со стороны специалистов из рекламных агентств и больше всех страдающих от этой проблемы представителей продакшн-компаний. Каждый высказывал свое мнение на этот счет, делился собственным опытом и предлагал свой выход из этой сложной ситуации. Однако к общему мнению участники конференции так и не пришли. В качестве самых радикальных способов решения проблемы были предложены отказ работать с клиентом и шантаж. Но наиболее разумным было предложение повышать профессионализм и налаживать отношения между продюсерами из рекламных агентств и продакшн-компаниями.
Не добились консенсуса и в вопросе о тендере. Одни из выступающих уверены, что для съемок ролика достаточно брифа - письменного описания идеи, сюжета, требований к характерам и образам актеров, требований к режиссеру. Другие доказывали, что письменного описания недостаточно. Креативный бриф очень сложно передать на бумаге, поэтому креативщик должен лично встретиться с продакшном, чтобы объяснить, какой режиссер ему нужен для воплощения задуманной идеи.
Попыталась сделать выводы из дискуссии Анна Шарова. Однако единственным итогом было то, что участникам конференции так и не удалось прийти к общему мнению ни по одному из затронутых вопросов.
Оказалось, что у каждого существуют свои правила для каждой конкретной ситуации. Но Анна выразила желание и надежду на последующие встречи для дальнейшего обсуждения этих все еще актуальных проблем.
Advertology.Ru
29.09.2008
Комментарии
Написать комментарий