Статьи

Продать нельзя лицензировать

Продать нельзя лицензироватьРоссийская компания SPI планирует продажу популярной советской торговой марки Stolichnaya. При этом рассматривается несколько вариантов реализации бренда, интерес к которому уже начали проявлять иностранные компании.

Однако будущая сделка может оказаться под угрозой, поскольку правительство России считает, что SPI получила права на Stolichnaya нелегально. В этих условиях трудно предсказать, увенчаются ли планы SPI успехом.

"Столичная" продажа

Вариантов продажи знаменитого водочного бренда российский производитель алкогольной продукции SPI рассматривает два. Один из них предусматривает продажу Stolichnaya полностью любому инвестору, предложившему наибольшую цену. В этом случае, будущая сделка может принести компании по меньше три миллиарда долларов. Согласно другому варианту, SPI может продать права на распространение водки за пределами России.

Распространителем водки Stolichnaya на международном рынке является французская алкогольная компания Pernod Ricard, чья лицензия на дистрибуцию бренда истекает в ближайшие несколько месяцев. Французы получили права на дистрибуцию Stolichnaya в 2005 году, когда приобрели британскую алкогольную Allied Domecq, обладающую лицензией на международные продажи знаменитой водки. После этого между Pernod Ricard и SPI был подписан новый договор, согласно которому французы получали права на дистрибуцию водки и право на покупку бренда Stolichnaya, если SPI решит его продавать.

Однако Pernod Ricard не намерена продлевать договор, и это заставило SPI, принадлежащую бизнесмену Юрию Шефлеру, задуматься о судьбе популярного советского бренда. Отказ Pernod Ricard связан с тем, что в апреле 2008 года компания приобрела шведского производителя спиртных напитков Vin & Sprit за 8,1 миллиарда долларов. Эта компания известна во всем мире, прежде всего, как производитель водки Absolut.

Борьба за бренд

После того, как SPI объявит о готовности к продаже Stolichnaya, на рынке алкогольной продукции может начаться борьба за советский бренд, пользующийся во всем мире большим спросом. Так, в 2004 году водки под товарным знаком Stolichnaya во всем мире было продано на сумму в два миллиарда долларов. При этом около 70 процентов всех продаж пришлись на США. На американском рынке водки Stolichnaya занимала третье место с 4,4 процента. Первое место досталось водке Smirnoff, которой владеет Diageo. Ее доля на рынке США составляла 17 процентов. Второе место занимала шведская Absolut с 10,4 процента.

Интерес к советскому бренду уже проявили несколько иностранных компаний. В их числе американская Fortune Brands, пуэрториканская Bacardi и итальянская Gruppo Campari.

Однако какой из вариантов продажи Stolichnaya окажется выгодным для SPI, сказать пока сложно. В случае если компания решит полностью избавиться от бренда, SPI сможет получить много больше, чем изначальные три миллиарда долларов. В борьбе за обладание популярным во всем мире брендом иностранные компании наверняка начнут предлагать большие цены.

Однако и вариант с лицензированием дистрибуции Stolichnaya также может принести SPI большие доходы. По данным исследовательского агентства Euromonitor, водочные рынки многих стран мира постоянно растут. Так, один только рынок США к 2010 году достигнет объема в 16,7 миллиарда долларов, против около 9 миллиардов в 2006 году. Если учесть, что в 2006 году мировой рынок водки, по разным оценкам, составил от 40 до 60 миллиардов долларов, то продажа лицензий на реализацию бренда с каждым годом сможет приносить все большие и большие прибыли.

История водочного конфликта

В советское время права на водку "Столичная" принадлежали всероссийскому внешнеторговому объединению (ВВО) "Союзплодоимпорт", которое, в частности, в 1971 году выдало лицензию компании PepsiCo на продажу водки в США. За рубежом водка распространялась под брендом Stolichnaya, однако из-за трудности произношения названия американцы стали называть ее сокращенно - Stoli.

В 1992 году ВВО "Союзплодоимпорт" было акционировано и превратилось во всероссийское акционерное общество (ВАО) "Союзплодоимпорт", которое унаследовало права на все водочные торговые марки, принадлежавшие ВВО.

В 1997 году российский бизнесмен Юрий Шефлер создал ЗАО "Союзплодимпорт" (без буквы "о" в середине названия), которое выкупило у ВАО "Союзплодоимпорт" 43 товарных знака. В их числе была и "Столичная". Покупка бренда обошлась "Союзплодимпорту" в 300 тысяч долларов. Следует отметить, что никакого корпоративного родства между ЗАО и ВАО не было. В 1999 году права на "Столичную" получила SPI, образованная на базе ЗАО "Союзплодимпорт".

И все было бы благополучно, если бы в 2001 году Высший арбитражный суд России не признал акционирование ВВО "Союзплодоимпорт" незаконным, а передачу ВАО прав на 43 товарных знака недействительной. После этого Роспатент перерегистрировал товарные знаки на государство в лице Министерства сельского хозяйства, которое в 2001 году учредило федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт". Права на использование бренда "Столичная" на территории России перешли к ФКП.

С конца 2001 года ФКП "Союзплодоимпорт" пытается через суды получить права на распространение Stolichnaya за рубежом. Отметим, что госкомпания ведет спор за бренд довольно успешно. Так, в 2006 году окружной суд голландского города Роттердам удовлетворил иск "Союзплодоимпорта" и признал, что SPI не является владельцем водочных брендов Stolichnaya, Moskovskaya и Na Zdorovye на территории Бельгии, Голландии и Люксембурга.

В свете семилетнего конфликта между "Союзплодоимпортом" и SPI, реализация последней бренда Stolichnaya может стать проблематичным. Не исключено, что если даже SPI и удастся завершить сделку, спустя некоторое время она может быть признана недействительной. Кроме того, претензии "Союзплодоимпорта" на международные продажи Stolichnaya могут привести к уменьшению стоимости бренда.

Василий Сычев
lenta.ru

16.06.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.01.2025 - 04:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация