Новости

Киевская реклама: Мэры в ассортименте

Приближение выборов каждый определяет по-своему. Кто-то старательно отбивается от настырных источников листовок. Кто-то с удовольствием посещает поставленные на поток концерты на открытом воздухе. Кто-то приноравливается вовремя отключать звук телевизора.
Но самый простой способ - заметить лица, улыбающиеся с плакатов. "Наружка" везде. И от нее не спрячешься...

Вездесущая "наружка"

Наружная реклама - явление, знакомое каждому. Стоит только выйти на улицу, и взгляд волей-неволей спотыкается если не о биллборд, то о растяжку над проезжей частью, или зацепится если не за придорожный лайтбокс, то уж точно - за крупногабаритное панно, укрепленное на стене ближайшего здания. Используют "наружку" широко и часто: она по-своему эффективна (особенно по части реализации напоминающей функции, прославить идею и товар за счет исключительного использования плакатных мощностей - почти невозможно), по-своему эффектна (хотя бы за счет размеров), а главное - за счет частоты повторения неплохо въедается в человеческое сознание. Правда, недостатков у этого метода популяризации чего бы то ни было хватает. Во-первых, "наружка" требует длительного и многократного контакта с потенциальной целевой аудиторией. Во-вторых, она - крайне ненадежное средство агитации с точки зрения не только идеологической, но и элементарной физической долговечности. Нет ничего проще, чем сорвать со стенда листовку, и даже облить краской биллборд все же менее затруднительно, чем уговорить руководство телеканала убрать из эфира ролик конкурента. И, наконец, - внешняя реклама в той ее части, которая биллборды и лайтбоксы - удовольствие, мягко говоря, не из дешевых.

При всех своих недостатках "наружка" была и будет непременным элементом грамотно спланированной рекламной кампании. Товарам, услугам, магазинам, производителям от нее масса пользы. Но есть сфера, где "массовость пользы" ставится под вопрос - политическая реклама. Согласно результатам исследования, приведенным в одной из теоретико-практических работ медиаэксперта Андрея Кулиша, внешняя реклама - крайне малоэффективный метод агитации. В ходе, пожалуй, самой запоминающейся предвыборной гонки - президентских выборов 2004 года - избирателям задавали, кроме прочих, 2 вопроса: "какой метод получения информации для вас наиболее доступен и в то же время - наиболее убедителен?" и "какой метод агитации вас больше всего раздражает?". В обоих рейтингах "наружке" достались почетные места: в первом случае последнее, во втором - первое. Вот и получается, что полезными биллборды и плакаты сочли 5 процентов опрошенных избирателей, а навязчиво-раздражающими - 53. Но при этом избирательные штабы с завидным упорством продолжают осваивать наглядно-агитационную целину. Выборы мэра Киева образца 2008 года - не исключение.

Биллбордами на украинских выборах злоупотребляют давно. Но в 2004 году соревнование цветовых комбинаций на улицах превратилось в более захватывающее, чем даже предвыборные дебаты, зрелище. Как раз с тех пор обвешивать города и веси плакатами с логотипами партий или светлыми ликами кандидатов стало правилом хорошего тона. Эффективно, неэффективно - разницы нет. Количество биллбордов с по-отечески улыбающимися лицами - это и фактор напоминания о себе (смотрите, есть такой кандидат), и метод устрашения конкурентов (смотрите, как нас много и какие у нас бюджеты). Наиболее оправданными методами пропаганды традиционно считаются нерекламные теле- и радиовыступления и личное общение пусть не с "Самим", так хотя бы с хорошо обученным агитатором-"полевиком". Но именно внешняя реклама во многом соответствует пожеланию: главное, чтобы было масштабно и красиво.

В мэры - через плакат

Киевские выборы-2008 радуют взгляд. Если обычно "наружка" впечатляет своим видовым разнообразием, то в мае 2008 начинает казаться, что около трети плакатов - реклама спермаркетов/торговых центров, еще треть - продукция, которая приводит к раку легких или при чрезмерном употреблении опасна для здоровья, и последняя треть - предвыборная пропаганда словом и картинкой. Причем в отдельных местах (например, на мостах) агитпроп занимает на первый взгляд как минимум половину рекламных площадей.

Спецификой нынешней избирательной кампании в ее "внешней" части можно посчитать уже почти традиционные разброд и шатания двух подходов. Одни рекламируют личность, другие - идею (политический блок, программное обещание, просто красивый слоган). От рекламы личности не уйти - все же это простейший путь напомнить о своем кандидате. Но наиболее эффективно это только в том случае, когда лицо претендента на мэрскую должность - двигатель его же политической силы. Справедливо это, в первую очередь, для блоков Леонида Черновецкого, Виталия Кличко и Николая Катерничука или "Народной самообороны" Юрия Луценко. И то - с оговорками: Катеринчук - не самый раскрученный для массового зрителя политик, а фото Черновецкого в рекламе не слишком злоупотребляют.

Второй путь - рекламировать в первую очередь партию (или их комплект). С точки зрения того, что попутно избирателей ожидают и выборы в Киевсовет, - это более грамотный подход. Ведь мэром станет только один, а число фракций ограничивается исключительно фантазией электората. Вот и получается, что есть, в первую очередь Блок Литвина, а при нем - Виктор Пилипишин, Партия регионов обещает "Помогать и защищать", а поспособствует ей в этом Василий Горбаль, БЮТ - впереди столицы всей, и Александр Турчинов - "их" кандидат. Поскольку следовать подходу "и нашим, и вашим" сложно (хотя, например, именной блок Александра Омельченко очень старается), то перспективней было бы рекламировать все же политсилы. Тем более что плакаты с партийной символикой (если ее успели предварительно раскрутить) все же сложнее спутать между собой. С "лицевыми" биллбордами ситуация сложнее.

Маленькая трагедия внешней политической рекламы на украинских просторах - она потрясающе шаблонна. Плакаты похожи друг на друга даже по верстке: биллборды Николая Катерничука и Юрия Луценко хоть и отличаются цветами, лицами и текстом, но композиционно - братья-близнецы из одного агентства. Слоганами обычно назначают тривиальные фразы, которые можно написать на агитационной поверхности любого субъекта предвыборного процесса - "ноу-хау" Блока Кличко "Выбери будущее" могли бы смело брать на вооружение все, если бы формулировка не была настолько избитой в десятках кампаний. Инновационные решения по части иллюстративной части потрясают воображение: лицо/торс/поколенный план кандидата (одна штука), ряд партийцев с лидером с краю (во главе) или посередине (пять штук - дань первой "списочной" пятерке, не иначе), кандидат (одна штука) и горожане разного типа (в ассортименте) - так выглядит подавляющее большинство околополитических биллбордов.

Безусловно, контент можно разнообразить, и работники избирательных штабов пытаются это делать. К стандартному "портрету" нужно добавить изюминку (например, дать Катеринчуку в руки инструменты) - и он может заиграть новыми красками или хотя бы задержит взгляд потенциального реципиента. Можно ограничиться только лицом (Василий Горбаль - и хватит подробностей) или просто яркой фразой ("Киевляне - прежде всего"), и есть шанс, что реклама не вызовет уж слишком яростное отторжение у конечного потребителя. Наконец, можно осваивать новые стили: "КГГА гарантирует (подставьте то, чего вам бы хотелось)" - это, конечно, всего лишь скрытая реклама времен запрета на официальную агитацию, но хоть от других образцов жанра отличается... Но и в своих стараниях и "креативщики", и "традиционалисты" могут переусердствовать. И, соответственно, "изюминки", радующие внимательного зрителя, можно найти чуть ли не на "каждом первом" плакате.

Умные/честные/сильные для стольного града - прежде всего

Обсудить плюсы и минусы каждого образца агитационно-пропагандистской продукции - это то необъятное, объять которое не под силу даже опытным бабушкам-сплетницам, заседающим у подъездов. Но на самые яркие особенности можно успеть обратить внимание даже за время одной поездки через треть/половину города.

Первое, на что бросается в глаза - засилье на плакатах приятных мужских лиц. Тут впереди планеты всей - Блок Кличко. Что неудивительно - для этой политической силы личность лидера - главное богатство. Вот и преследует доброжелательный взгляд Виталия Владимировича с биллбордов, флажков и панно на домах. С ненавязчивым напоминанием о том, какой мэр нужен Киеву. К слову, смена месседжа о потребностях весьма занимательна. Первоначально Кличко выходил на рынок с лозунгом "Киеву нужен сильный мэр". Публика, которая ценит в политике боксера, воприняла посыл благосклонно, а вот у неспортивной части аудитории возник закономерный вопрос: почему мэр должен быть именно сильным. Вуаля, через пару недель на улицах появилась обновленная версия: "Киеву нужен честный мэр" - с этим не поспоришь.

Не спорит, но по-своему оппонирует Виталию Кличко Александр Турчинов. Его лицо в комплекте со слоганом "Киеву нужен умный мэр" иногда (спасибо чьему-то чувству юмора?) располагается сразу же после рекламы кандидата-боксера. Но это только часть внешне-рекламной кампании, обычно Александр Валентинович "предпочитает" сочетаться с лицами соратников по блоку или хотя бы с фото Юлии Тимошенко - наверное, так надежнее получается.

Еще одним любителем своего лица на плакатах является Николай Катеринчук. Причем в его случае - возможны вариации. Либо парадный портрет, либо ряд трогательных фото, вроде - с лопаткой и на фоне саженца. Шансы стать мэром у Николая Дмитриевича невелики, но агитационный упор делается именно на внешний облик кандидата. Свой резон тут есть - определенная часть аудитории реагирует "на ура": "А что, мужчина такой видный, красивый...". Вопрос только в том, хватит ли усилий этой части аудитории для достойного результата голосования.

Новаторским подходом в пику сложившейся тенденции отличился Юрий Луценко. Не так давно на столичных улицах появились биллборды: "Есть сильные, умные, красивые... А есть интересы киевлян". Идея хороша - играть против рекламы соперников пусть и не самый достойный путь, но зато хорошо мобилизует "антирекламный" электорат. Одно только "но" - с таким слоганом Юрий Витальевич рискует стать объектом приложения усилию острословов. Уж очень фраза напоминает о анекдотической обезьянке, которая никак не могла определится, она с умными или с красивыми...

Реклама все того Юрия Луценко - пример попытки внедрения в массовое сознание комплекта громких и красивых слов. "Закон и справедливость" - законное и справедливое требование, которое, к сожалению, не очень сочетается с украинской действительностью. Виновных искать долго, но поскольку речь идет о рекламе министра внутренних дел - реципиент рекламы может пойти по пути наименьшего сопротивления.

Яркими фразами злоупотребляют и в штабе Партии регионов. Но это практически корпоративный стиль, начиная с "Сделаем вашу жизнь лучше уже сегодня". Вот и теперь "регионалы" как минимум "помогут и защитят". Из той же категории - генеральный лозунг кампании Блока Литвина. "Киевляне прежде всего" - и избиратель должен впечатлиться духом гуманизма. Впечатлится, если не вспомнит классическую формулировку от Джорджа Оруэлла: "Все животные равны, но..." киевляне прежде всего... Легкой сегрегацией на национальной почве отдает от рекламы ВО "Свобода" ("Стольному граду - украинскую власть") и представителя Украинской партии Михаила Ратушного ("Украинской столице - украинскую власть". Но пока чемпионом по определению "сортности" остаются листовки "кличковцев": "Виталий Кличко - настоящий киевлянин, которого знает весь мир". Осталось только организовать комиссию, по определению "настоящести" остальных кандидатов, и щоу вышло бы весьма захватывающее.

Кроме лиц и слов в репертуаре наружной политической рекламы остаются дела. Хоть и упор на них встречается заметно реже. Одни обещают, как будет, другие (в первую очередь соратники Александра Омельченко) напоминают, как было... Но в самом выгодном положении тут все-таки Леонид Черновецкий, который в качестве рекламного посыла может использовать ближайшие (и не только его персональные) планы развития столицы. И в то же время "КГГА гарантирует..." на биллбордах и лайтбоксах (ленты-растяжки менее скромные, там уже "Блок Леонида Черновецкого гарантирует...") желанный объект для иллюстрирования одного из главных недостатков внешней рекламы. Рекламный носитель можно либо просто испортить, либо испортить "со смыслом", и "промэрской" агитации постоянно не везет: то просто "вор" напишут", то продуманно расклеят тематические наклейки-поправки о "дерибане" земли или уничтожении культурных объектов...

Какой бы ни была внешняя реклама по качеству, от количества ее никуда не деться. И пусть она наименее эффективная, но сталкиваться с ней приходится всем. Можно игнорировать телевизор, "общаться" с листовками исключительно до первой урны и тут же отправлять в мусоропровод все, что материализовалось в почтовом ящике. Но не выходить на улицу и не ездить по городу - крайне затруднительно. За десяток километров можно оценить практически весь ассортимент рекламных усилий штабов потенциальных градоначальников. А потому было бы неплохо, если рекламу делали повеселее и покачественнее. Нужно же что-то созерцать в пробках, пока несколько десятков будущих мэров заверяют, что вовсю решают транспортные проблемы.

podrobnosti.ua

12.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 08:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация