Рекламная маска города
Одной из самых информационно насыщенных областей рекламного бизнеса Санкт-Петербурга традиционно является наружная реклама. Этот бизнес должен учитывать множество нюансов, в том числе право собственности на объекты размещения рекламы, высокие требования безопасности, особенности городской архитектуры. Законодательство достаточно жестко регулирует данный рынок.
С одной стороны, это не позволяет наружной рекламе полностью закрыть фасады и перспективы Петербурга. С другой стороны, превентивные меры и пресечение правонарушений бывают чересчур жесткими.
Помимо федерального закона петербургская наружная реклама регулируется и региональными законами и нормативными актами. В 1992 г. по инициативе комитета по печати и связям со средствами массовой информации было создано ГУП ГЦРР («Городской центр размещения рекламы»). Эта структура взяла под свой контроль размещение всего объема наружной рекламы в городе с целью создать в этой сфере единую схему. Однако многие эксперты полагают, что ГЦРР действует на правах монополиста и далеко не всегда правомерно диктует свои условия остальным участникам рынка.
У петербургского бизнеса наружной рекламы всегда было достаточно проблем. Например, компании-операторы неоднократно поднимали вопрос о необоснованно долгом периоде согласования и оформления документов на размещение рекламных конструкций. Особенно бурные эмоции вызывали случаи, связанные с демонтажем наружной рекламы.
В 2007 г. напряженную ситуацию в отношениях рекламистов и представителей госструктур создала программа освобождения исторического центра города от так называемой широкоформатной рекламы. А также - упорядочения ее размещения на территориях компаний, частных фирм, автозаправок и других предприятий. Операторы жалуются: вчера, дескать, место размещения рекламы было законным, а сегодня вышел новый документ, согласно которому здесь ее быть не должно. И рекламную конструкцию тут же демонтируют.
При этом многие «просроченные» рекламные конструкции на жилых домах до сих пор остаются на своих местах. Дома эти, по всей видимости, находятся в собственности соответствующих ТСЖ. А в этом случае, чтобы монтировать или демонтировать рекламу, необходимо наличие договора с собственником.
Сегодня городской бизнес наружной рекламы фактически полностью поделен и даже перенасыщен операторами. Новой компании очень сложно занять собственную нишу. Тендеры и конкурсы в нашем городе проводятся теперь не на распределение пакетов мест для размещения рекламы, а лишь на одиночные объекты.
Оптимальным направлением для развития рынка специалистам видится освоение «спальных» районов, пригородных территорий и автомагистралей. Единичные крупные тендеры связаны с размещением администрацией города социальной рекламы. Компания - победитель такого конкурса обязуется, как правило, предоставлять определенный процент площадей под «социалку». В том числе под размещение плакатов-поздравлений накануне праздников. Правда, на украшение города к таким праздникам, как Новый год, День Победы, 23 февраля, 8 Марта, проводятся и отдельные тендеры. Потому что на эти мероприятия предусмотрена программа государственного финансирования. Но и в этих случаях бывает, что компания-подрядчик часть оборудования или украшений приобретает и устанавливает за счет собственных средств.
Кстати, операторы жалуются, что ГЦРР по-прежнему не заключает с ними долгосрочные контракты на аренду рекламных мест. Хотя в целях сохранения стабильности рынка уже заключенные длительные контракты с крупными компаниями решено было не расторгать и по истечении их срока не перераспределять площади добросовестных операторов. Но новые контракты длительностью более 5 лет не заключаются.
ГЦРР упразднил ряд льгот и преференций для крупных компаний. Например, раньше было так: чем больше у компании арендованных рекламных площадей, тем меньшую арендную плату за каждый объект она вносила. Теперь такой практики нет. Также не предоставляются места целенаправленно лидерам индустрии наружной рекламы, и в тендерах все участвуют на равных.
Несмотря на активное осуществление программы по выводу крупноформатной рекламы из центра города, вполне вероятно, что некоторые конструкции (например, на Невском проспекте) останутся на своих местах надолго. Просто потому, что они располагаются на зданиях, находящихся в частной, а не государственной собственности.
Рынок рекламы в метрополитене (который также можно отнести к «наружке»), несмотря на ограниченные площади, тоже интенсивно развивается. Специалисты отмечают в качестве одной из возможных тенденций уход крупноформатной рекламы именно в метро. Примером уже служат рекламные «настенные панно» компаний Sony Ericsson и Sony в переходе между станциями метро «Невский проспект» и «Гостиный Двор». Говорят и о возможном уходе сюда рекламы табачной продукции. Это может произойти, в случае если Россия присоединится к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения. Реклама пивоваренных компаний, по мнению экспертов, наоборот, вернется на массовые спортивные мероприятия. Эту идею поддержала и Федеральная антимонопольная служба.
Долгое время шел спор о рекламе на транспорте, который находится в ведении государственных унитарных транспортных предприятий. Ходили слухи, что этот сектор рынка будет передан в управление одной из частных компаний. Тем не менее, в феврале 2008 г. стало известно, что он также будет находиться в ведении ГЦРР.
Помимо федерального закона петербургская наружная реклама регулируется и региональными законами и нормативными актами. В 1992 г. по инициативе комитета по печати и связям со средствами массовой информации было создано ГУП ГЦРР («Городской центр размещения рекламы»). Эта структура взяла под свой контроль размещение всего объема наружной рекламы в городе с целью создать в этой сфере единую схему. Однако многие эксперты полагают, что ГЦРР действует на правах монополиста и далеко не всегда правомерно диктует свои условия остальным участникам рынка.
У петербургского бизнеса наружной рекламы всегда было достаточно проблем. Например, компании-операторы неоднократно поднимали вопрос о необоснованно долгом периоде согласования и оформления документов на размещение рекламных конструкций. Особенно бурные эмоции вызывали случаи, связанные с демонтажем наружной рекламы.
В 2007 г. напряженную ситуацию в отношениях рекламистов и представителей госструктур создала программа освобождения исторического центра города от так называемой широкоформатной рекламы. А также - упорядочения ее размещения на территориях компаний, частных фирм, автозаправок и других предприятий. Операторы жалуются: вчера, дескать, место размещения рекламы было законным, а сегодня вышел новый документ, согласно которому здесь ее быть не должно. И рекламную конструкцию тут же демонтируют.
При этом многие «просроченные» рекламные конструкции на жилых домах до сих пор остаются на своих местах. Дома эти, по всей видимости, находятся в собственности соответствующих ТСЖ. А в этом случае, чтобы монтировать или демонтировать рекламу, необходимо наличие договора с собственником.
Сегодня городской бизнес наружной рекламы фактически полностью поделен и даже перенасыщен операторами. Новой компании очень сложно занять собственную нишу. Тендеры и конкурсы в нашем городе проводятся теперь не на распределение пакетов мест для размещения рекламы, а лишь на одиночные объекты.
Оптимальным направлением для развития рынка специалистам видится освоение «спальных» районов, пригородных территорий и автомагистралей. Единичные крупные тендеры связаны с размещением администрацией города социальной рекламы. Компания - победитель такого конкурса обязуется, как правило, предоставлять определенный процент площадей под «социалку». В том числе под размещение плакатов-поздравлений накануне праздников. Правда, на украшение города к таким праздникам, как Новый год, День Победы, 23 февраля, 8 Марта, проводятся и отдельные тендеры. Потому что на эти мероприятия предусмотрена программа государственного финансирования. Но и в этих случаях бывает, что компания-подрядчик часть оборудования или украшений приобретает и устанавливает за счет собственных средств.
Кстати, операторы жалуются, что ГЦРР по-прежнему не заключает с ними долгосрочные контракты на аренду рекламных мест. Хотя в целях сохранения стабильности рынка уже заключенные длительные контракты с крупными компаниями решено было не расторгать и по истечении их срока не перераспределять площади добросовестных операторов. Но новые контракты длительностью более 5 лет не заключаются.
ГЦРР упразднил ряд льгот и преференций для крупных компаний. Например, раньше было так: чем больше у компании арендованных рекламных площадей, тем меньшую арендную плату за каждый объект она вносила. Теперь такой практики нет. Также не предоставляются места целенаправленно лидерам индустрии наружной рекламы, и в тендерах все участвуют на равных.
Несмотря на активное осуществление программы по выводу крупноформатной рекламы из центра города, вполне вероятно, что некоторые конструкции (например, на Невском проспекте) останутся на своих местах надолго. Просто потому, что они располагаются на зданиях, находящихся в частной, а не государственной собственности.
Рынок рекламы в метрополитене (который также можно отнести к «наружке»), несмотря на ограниченные площади, тоже интенсивно развивается. Специалисты отмечают в качестве одной из возможных тенденций уход крупноформатной рекламы именно в метро. Примером уже служат рекламные «настенные панно» компаний Sony Ericsson и Sony в переходе между станциями метро «Невский проспект» и «Гостиный Двор». Говорят и о возможном уходе сюда рекламы табачной продукции. Это может произойти, в случае если Россия присоединится к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения. Реклама пивоваренных компаний, по мнению экспертов, наоборот, вернется на массовые спортивные мероприятия. Эту идею поддержала и Федеральная антимонопольная служба.
Долгое время шел спор о рекламе на транспорте, который находится в ведении государственных унитарных транспортных предприятий. Ходили слухи, что этот сектор рынка будет передан в управление одной из частных компаний. Тем не менее, в феврале 2008 г. стало известно, что он также будет находиться в ведении ГЦРР.
Санкт-Петербургские ведомости
30.04.2008
Комментарии
Написать комментарий