Ревнивые партнеры Олимпиады
Войны конкурентов, сотрясающие сегодняшний мир не хуже, чем античные междоусобицы, на время Олимпиады не прекращаются. Наоборот - одни компании используют игры для нанесения сокрушительного удара по другим. Как и во времена древности, людям, приехавшим на игры, гарантировали безопасность (Греция выделила на эти цели около 1,5 миллиардов долларов). Однако ряд прав и свобод оказались по сути ограниченными.
Во многом изменению славных олимпийских традиций поспособствовало то, что с 70-х годов у игр стали появляться партнеры, следовавшие за ними из страны в страну. С недавнего времени партнеры стали проявлять ревнивый характер. Проблема в том, что посетители Олимпийских игр имеют склонность есть, пить, а также пользоваться фотоаппаратами и видеокамерами. Оборудованием разных фирм также полны и современные стадионы. И вот сильное беспокойство олимпийских чиновников стали вызывать логотипы фирм, не заплативших за спонсорские права, ведь эти торговые марки вполне могут мелькнуть перед глазами посетителя Олимпиады или, не дай бог, перед объективами телекамер!
Еще в 2000 году специальный закон запрещал компаниям, не обладающим спонсорскими правами, приобретать рекламные места вблизи олимпийских объектов. Власти имели право снимать их рекламу. Помимо этого можно было подать в суд на компании, использующие олимпийские кольца или слова "Сидней-2000", не заплатив за спонсорские права. Известно, что на компьютерах и телевизорах, изготовленных не IBM и не Panasonic, заклеиваются черной лентой названия изготовителей. Расположенному на одном из стадионов бистро было велено изъять из меню гамбургер, сильно напоминавший аналогичный товар "Макдональдса", тоже одного из спонсоров Олимпиады.
Если вышеперечисленные случаи еще можно счесть старанием олимпийских чиновников не позволить нажиться на Олимпиаде тем, кто не помогал ее проведению, то ситуация с Coca-Cola и Pepsi ясно показывает, что Олимпийские стадионы стали настоящим полем боя транснациональных корпораций за мировое господство. Проведение олимпийских игр - возможность ударить по врагу неконвенциональным оружием. Еще в том же 2000 году болельщики, приходя на стадион, с удивлением обнаруживали, что в списке предметов, запрещенных для проноса на трибуны, по соседству с холодным и огнестрельным оружием оказался напиток компании PepsiCo или любой другой, кроме Coca-Cola. Тех, кто отказывался оставить напиток на входе, попросту не пускают на трибуны. Coca-Cola купила права рекламы и торговли на олимпийских объектах.
Ответный удар по конкуренту, по расчетам аналитиков, удался. Ответный, потому что до этого PepsiCo попыталась атаковать Coca-Cola, подав на компанию иск с обвинением в нарушении антимонопольного законодательства. В офисах Coca-Cola проводились обыски и изымались документы. Компания добилась прекращения разбирательств, но злобу затаила и, видимо, надолго, поскольку, по сведениям газеты Sunday Times, на Олимпиаде в Афинах запрет на Pepsi повторился.
Производители кредитных карточек Visa также не упустили случая ударить по своим конкурентам (American Express, Mastercard). На олимпийских объектах можно расплачиваться только карточками Visa (олимпийского спонсора) или наличными. А ведь к кошелькам с купюрами (особенно в заграничных поездках) многие европейцы не привыкли. Еще не известно, заставят ли раздеваться и разуваться людей, пришедших в одежде фирмы Adidas, чьи торговые знаки всегда заметны (спонсором игр является фирма Nike). Ясно лишь то, что подобные явления не лучшим образом сказываются на репутации Олимпиады как мероприятия, основанного на терпимости и духовной чистоте. Кто-то, возможно, узнав, что он привык "не по-олимпийски" одеваться, есть и пить, передумают посещать соревнования. Непонятно только, что делать тем, кто узнал о своей нетрадиционной для олимпийского спорта потребительской ориентации уже после того, как купил билет и приехал в Афины.
ИА "Росбалт"
19.08.2004
Комментарии
Написать комментарий