Статьи

Почему я не беру на работу выпускников рекламных вузов

Почему я не беру на работу выпускников рекламных вузов

Я не беру на работу выпускников рекламных вуз потому, что не понимаю, чему их учили целых 5 лет.

Многолетняя практика показывает, что человек с нормальным высшим образованием (например, инженерным) и некоторым жизненным опытом довольно быстро осваивается в рекламном бизнесе. Первое впечатление - что такое реклама и как в ней работать - он легко получает в течение двух недель пребывания в агентстве. А за полгода активной работы может углубленно изучить большинство рекламных специальностей. Я сейчас не говорю о сугубо творческой работе, а имею в виду клиентскую службу, стратегическое планирование, размещение рекламы, организацию промо-мероприятий и тому подобную организационно-агентскую работу. В общем, для меня остается загадкой, чему же целых 5 лет обучают в рекламных вузах.

Я испытываю сильное недоверие к современному гуманитарно-платному образованию.

Начнем с гуманитарного. Спрашивается, чем схожи выпускник-математик и спортсмен-разрядник и чем оба они отличаются от, скажем, выпускника-психолога? Схожи они тем, что их квалификация легко проверяется. Математик пишет (либо не пишет) контрольную работу, физкультурник выполняет (либо не может выполнить) норматив. Да что там контрольная! Человек в принципе не может получить диплом матфака, если он не сдал на третьем курсе урматы и функан, а функан он никогда не поймет, если не изучил на втором ТФКП, а ТФКП упирается в матан и алгебру на первом курсе. Это ступенчатое восхождение, и перепрыгнуть через ступень невозможно.

Гуманитарные же специальности (особенно в условиях стихийной коммерциализации образования) позволяют студентам сдавать экзамены и получать дипломы, не демонстрируя реальных знаний. Оценка их квалификации находится в сфере субъективного восприятия экзаменатора. И я не уверен, что ректор коммерческого вуза способен безжалостно отчислить двоечника, родители которого исправно вносят плату за обучение. Вы никогда не задумывались, в силу каких причин большинство коммерческих вузов имеют гуманитарную, полугуманитарную или квазигуманитарную направленность? И почему-то ни в одном из них не готовят физиков или тех же математиков.

Мне непонятно, откуда берутся преподаватели рекламных специальностей.

У меня сложилось ощущение, что большинство из них в недавнем прошлом преподавали исторический материализм или историю КПСС. О рекламе они имеют представление в лучшем случае по Котлеру. Я все понимаю, людям надо чем-то зарабатывать на жизнь, они не виноваты, что власть переменилась. С другой стороны, и руководителю рекламного вуза крайне сложно найти практика, способного читать лекции. Все практики в поле. Они пока еще делают деньги и не готовы бросить бизнес, выйти на пенсию и спокойно преподавать.
Типичная ситуация. У нашего клиента менеджером по рекламе работает недавняя выпускница рекламного вуза. В процессе работы выясняется, что она не знает базовых терминов, не понимает, из чего складывается смета на производство видеоролика, искренне полагает, что фотографию для плаката можно снять мыльницей в бытовых условиях. Мы вынуждены тратить силы на ее обучение в режиме реального времени. Ее обучали 5 (пять) лет! Почему элементарного-то не рассказали? Видимо, потому что сами не знали.

Как мы решаем кадровую проблему.
 
Сейчас в рекламных агентствах в большинстве своем работают люди, получившие непрофильное образование, но впоследствии переквалифицировавшиеся. И для меня этот подход вполне приемлем. Когда мы берем на работу человека с нормальным, понятным нам образованием - биолога, экономиста, физика - для нас не принципиально, что оно не будет использоваться в полной мере. Для нас важно другое: если человек сумел пройти нормальный курс наук в нормальном вузе и сдать все экзамены, это означает, что у него достаточно высокий IQ и он, как минимум, способен сосредоточиться на тяжелой и не всегда приятной работе. Столкнувшись с неожиданной проблемой, он способен разобраться с ней.

Вообще я считаю, что получение образования - самая тяжелая из всех существующих на свете работ, нет ничего труднее для человека, чем учиться, «прорубать» непонятные вещи, усваивать большие объемы новой информации.

Раз уж затронул эту тему, хочу дополнить: заочное образование - фикция. (Речь не идет о втором образовании). Задолго до меня сказано: «заочно учиться - то же самое, что и заочно обедать». Настоящая учеба отнимает у студента весь день и почти все силы, она выжимает его. Иначе это не настоящая учеба. Аминь.

Итак, мы берем человека с нормальным высшим образованием и здравым смыслом в голове, и за «исторически короткий» срок обучаем его нехитрым рекламным премудростям. Он проходит двухнедельный «курс молодого бойца», цель которого обучить новых сотрудников основам творческих и технологических процессов в рекламе, изложить им базовые понятия и термины маркетинга, а также соответствующего законодательства. Курс не содержит излишней теории и основан исключительно на реальном опыте работы агентства. Все теоретические положения иллюстрируются многочисленными примерами. Для всех видов работ излагается технология взаимодействия заказчика и исполнителя, рассматриваются типовые сметы. Курс пройден, и новоявленный сотрудник компании идет в поле. Разумеется, сначала он работает в качестве ассистента, под присмотром более опытных специалистов.

Конечно, двухнедельного курса недостаточно и сотрудников приходится обучать на протяжении всей их работы в агентстве. Раз в неделю у нас проводится обязательный семинар, регулярно пополняется библиотека, поощряется самообразование сотрудников и - вы удивитесь - 2 раза в год, в рамках аттестации, все пишут диктант. И я тоже пишу. Малограмотные не могут работать в рекламном агентстве. Во всяком случае, в нашем.

Почему так трудно подобрать менеджера клиентского отдела.

В клиентском отделе работают преимущественно женщины, и именно им приходится контактировать с клиентами. А клиент - это, как правило, мужчина, с техническим образованием и с большим кругозором. Это предприниматель, прошедший со своим бизнесом через горнило становления, многому научившийся, многое повидавший. Он не станет даже разговаривать с моей сотрудницей, если это будет «наседка», «клуша», «кошелка», «блондинка». Он должен сразу почувствовать, что имеет дело с настоящим специалистом, который отлично разбирается в теме. Заведомо лучше, чем он сам и его сотрудники.

С другой стороны, клиентский менеджер общается с экспрессивными и скептически настроенными работниками творческих отделов. Он должен уметь выстроить с ними отношения и заставить принимать себя всерьез. Поэтому в клиентский отдел мы подбираем людей начитанных, обладающих широким кругозором, способных быстро соображать, которые смогут завоевать доверие и клиентов и творческих работников. За глаза я называю клиентских менеджеров «рекламным спецназом». Скажите, уважаемые заведующие кафедрами рекламы, маркетинга и PR, какой процент ваших выпускников удовлетворяет этим требованиям?

И напоследок - случай из жизни. Одна строительная организация искала подрядчика на производство рекламы. Наши менеджеры несколько раз встретились с ее руководителем (естественно, инженером по образованию), и он стал нашим клиентом. Впоследствии он рассказал мне: «Вообще-то я ничего не понимаю в маркетинге. Чтобы не попасть впросак, перед тем как заказывать рекламу, я купил в магазине пару книжек и прочитал их. Кое-что понял и только после этого стал знакомиться с рекламными агентствами. Ко мне приезжали люди с радиостанций, телеканалов, из каких-то агентств толстого цикла, показывали сметы, трясли медиапланами, но когда я спрашивал у них про 4P, они сразу пугались и исчезали. Твоя сотрудница Анна была первая, кто понимал в рекламе больше меня. Поэтому я отдал вам весь бюджет».

Александр Филюрин
reklama.kazan.ru

20.03.2008

на печать


Комментарии

Ольга
20.03.2008 12:30 | сообщение #1
 

рассуждения Александра, безусловно, очень здравые и понятные. Но вот только непонятна его принципиальность по отношению к выпускникам рекламных специальностей и гуманитариям впринципе. Очевидно, что человек должен быть в принципе адекватен, обучаем, любознателен и прочее. Но ведь это от человека зависит, а не от специальности. Другое дело, что люди с техническим образованием действительно более усидчивы, упорны, управляемы... Но так ведь это тоже лишь позиция и потребность конкретного руководителя - окружать себя своего поля ягодками... Человек высказался, это его мнение, не стала бы воспринимать эту позицию как что-то большее. Только не понятно - а к чему все это собственно говоря?

Witch-ka
20.03.2008 12:43 | сообщение #2
 

я гуманитарий.
переводчик по образованию. Первое время переводчиком и работала, а потом уже ударилась в маркетинг.

а переводчиками, уважаемые коллеги, становятся только усидчивые люди.
кроме того, у переводчика всегда широкий кругозор - нужен большой спектр фоновых знаний.

так что не понимаю я эту неприемлимость к гуманитарным наукам.

Роман Григорьевич
20.03.2008 14:38 | сообщение #3
 

Автор отрицает коммерческое образование!

С другой стороны, клиентский менеджер общается с экспрессивными и скептически настроенными работниками творческих отделов. Он должен уметь выстроить с ними отношения и заставить принимать себя всерьез. Поэтому в клиентский отдел мы подбираем людей начитанных, обладающих широким кругозором, способных быстро соображать, которые смогут завоевать доверие и клиентов и творческих работников. За глаза я называю клиентских менеджеров «рекламным спецназом».

Вот именно таких людей с подобными качествами и набирает автор статьи к себе в агентство. Не так ли? Этих же требований придерживаются и другие руководители. Мы все когда-нибуть начинали с чего-либо. Не знает девочка чем снимать для рекламного плаката, ничего в этом криминального нет, если сообразительна, то выяснит этот вопрос в течение нескольких минут. Выучился молодой человек в коммерческом заведении на гумманитария, есть конечно процент неусвоения материала на 100%. Тоже самое и про технарей, нигде нет такой статистики на какой специальности кто более усидчив, кто более полноценные сметы сумеет составить. Любого человека с любого вуза можно проверить на практике.
Автор говорит о субъективности оценки знаний у экзаменаторов гумманитарных заведений. Но вся вышеизложенная статья это всего лишь субъективный взгляд технаря на коммерческие гумманитарные институты. В статье явно первичная цель-это негативная оценка сегодняшнего коммерческого образования. Переносить своё отношение на отдельных выпускников этих вузов непрофессионально. Всем известно, что теоретические знания и практический опыт зависят от самого человека. Также не стоит аппелировать понятиями нормальное образование. Тогда получается, что есть и ненормальное? Всё IQ исключительная прерогатива отдельного субъекта. Истории известны биографии великих людей и без образования. Не нравится система образования в России? надо писать в соответсвующие инстанции, а не стараться самоутвердиться имея техническое образование. Знание теоретических основ 4Р ещё не говорит о высочайшем профессионализме.

Гость
20.03.2008 15:34 | сообщение #4
 

На 5 баллов.

Дмитрий
21.03.2008 12:04 | сообщение #5
 

Несколько по юношески, категоричный взгляд в статье. По крайней мере, если бы я не понимал, чему целых 5 лет учат "рекламщиков", то проявлял бы уважение к тем знаниям которых не понял.

Если отрицать, все то, чего не понимаешь, вместо того, что бы пытаться понять, то можно скатиться в каменный век.

Гость
25.03.2008 17:50 | сообщение #6
 

я - пиарщик-практик, но решила, что мне база не помешает и пошла на второе высшее в один из лучших ВУЗов. Разочаровалась - не то слово!!! как мы не мудрено назывались лекции - перекатывают из пустого в порожнее, знания преподавателей далеки от реальности, а из практикующих пиарщиков - большинство неудачники в профессии, допускающие фактические и логические ошибки на своих так называемых "мастер-классах". И не одного по-настоящему нужного предмета: не НЛП, ни практической психологии и т.д. ничего, что могло бы пригодится на практике. Единственный плюс - неформальное профессиональное общение с однокурсниками, так же практикующими пиарщиками))).

Алана Осункевич
31.03.2008 13:41 | сообщение #7
 

Настоящая база для пиарщиков - это журналистика, филология или, как ни странно, курсы актерского мастерста или режиссура.
Я, к сожалению, или к счастью тоже закончила гуманитарный факультет одного ВУЗа по специальности "специалист по Связям с общественностью, PR", все давали поверхностно, пытаясь уместить в 5 лет, преподаватели с факультетов тех направлений, о которых написано выше. Плюс еще, конечно маркетинг, психология, НЛП (применять в корыстных целях НЕ ЭТИЧНО!!, но знания накладывают отпечаток на все сферы жизни, тем самым портя ее). ИМК - интегрированные маркетинговые коммуникации, реклама...все далеко от реальности, западный опыт...
Заново приходилось въезжать уже на практике, и уже после понимать, что все совсем не так, как в книжках.
Чего мне сейчас не хватает, так это БАЗОВЫХ знаний по психологии и филологии. А пиару может научится любой бывший менеджер по продажам или простой рекламе...зависит от человеческих качеств!

Маргарита
31.03.2008 15:43 | сообщение #8
 

Я 4 года училась в рекламном колледже. За это время была куча предметов. Нас и фотографировать учили и верстать и основы рекламы все изучили. И графические программы. И Рисование + дизайн. И сайты делали. Уж не говорю о других базовых предметах, которые нужны в работе. Поэтому все зависит не от профессии, а от человека. Хочешь учиться и развиваться - будешь хорошим специалистом. А нет, так нет... А категоричность в различных ее проявлениях в жизни ни к чему хорошему не приводит...
А вообще, в людях надо разбираться, когда на работу кого-то берешь. А в дипломе и резюме много чего можно написать. Думаю

Маргарита
31.03.2008 15:44 | сообщение #9
 

Я 4 года училась в рекламном колледже. За это время была куча предметов. Нас и фотографировать учили и верстать и основы рекламы все изучили. И графические программы. И Рисование + дизайн. И сайты делали. Уж не говорю о других базовых предметах, которые нужны в работе. Поэтому все зависит не от профессии, а от человека. Хочешь учиться и развиваться - будешь хорошим специалистом. А нет, так нет... А категоричность в различных ее проявлениях в жизни ни к чему хорошему не приводит...
А вообще, в людях надо разбираться, когда на работу кого-то берешь. А в дипломе и резюме много чего можно написать. Думаю

О.
31.03.2008 16:22 | сообщение #10
 

Рассмешил последний пример в статье.
Я хоть и филолог по образованию, но могу точно сказать: про 4Р знает любой студент, хоть раз посетивший лекцию по Экономике.

Маша
22.04.2008 16:50 | сообщение #11
 

+1 Про 4п очень удивилась

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

08.01.2025 - 20:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация