Статьи

Дилемма сибирского ритейла

Дилемма сибирского ритейлаПредстоящий год на рынке продуктового ритейла его участники оценивают неоднозначно. По мнению одних, ведущей стратегией игроков станут повышение эффективности сетей и закрытие нерентабельных магазинов. Другие же полагают, что этап форсированного развития в регионе еще не закончен, - ритейлеры продолжают «столбить» места на розничной карте региона.

Специалисты ЦМЭИ БДО «Юникон» отмечают в целом позитивный характер развития сетевого продуктового ритейла в СФО в прошлом году. Рост доходов населения способствовал увеличению трат на продовольственные товары, а увеличение оборота розничной торговли свидетельствовало о растущем потребительском спросе. Рост оборота розничной торговли в январе-сентябре 2007 года составил 112,7% к соответствующему периоду прошлого года. Однако данный показатель оказался существенно ниже среднероссийского уровня (114,8%) и меньше своего прошлогоднего значения за 2006 год - 113,7%.

В прошлом году развитие ритейла в Сибири шло активно во всех форматах. Например, местные игроки - компания «Холидей», «Квартал», «Пятерочка» открыли в прошлом году от пяти до двадцати магазинов.

Эксперты компании «БКС Консалтинг» в качестве основных событий выделяют приход новых игроков из европейской части России, укрупнение сибирских сетей за счет увеличения числа магазинов, а также сделки слияния и поглощения внутри Сибирского региона. «Например, это открытие супермаркетов «Ашан» и «Кора«, причем запланированное до нового года, и, говоря о результатах этих открытий, можно отметить, что московским игрокам приходится сталкиваться не только с конкуренцией сибирских ритейлеров, но и с административными барьерами», - отмечает аналитик департамента инвестиционного консалтинга компании «БКС Консалтинг» Александр Казанцев.

Однако самым значимым событием даже не количественного, а скорее качественного характера ритейлеры называют открытие «Ройял Парка» и «Меги», с которыми, по общему мнению, в Новосибирске появился сервис другого уровня. И все ритейлеры с интересом наблюдают за развитием этих «гигантов».

Плановые закрытия

Наступивший год был отмечен новостью о другом «Гиганте», решение о закрытии которого было озвучено владельцами в начале года. Компания решила не продлевать аренду помещения, где располагался гипермаркет. По словам участников рынка, закрытый «Гигант» не оправдывал вложенные в его строительство средства. Кроме того, снизился поток посетителей Левобережного рынка, который также распределялся и в «Гиганте». Участники рынка не торопятся связывать это закрытие с приходом зарубежного игрока - Auchan, - который открылся совсем недавно и не успел серьезно подорвать позиции местных крупных форматов.

Обсуждая тему закрытия гипермаркета, участники рынка упоминают о периодически возникающих разговорах о продаже компании «Сибирский Гигант», которые идут уже не один год. Ритейлеры отмечают, что переговоры о сделке велись с кемеровской «Корой», которая в итоге слилась с «Холидеем». Редакция «КС» располагает информацией о переговорах руководства «Сибирского Гиганта» с московским «Мосмартом», причем были достигнуты определенные результаты, и компании уже обсуждают совместные проекты.

Ситуация с «Гигантом», по словам некоторых экспертов, - один из показателей отказа ритейлеров от стратегии форсированного роста и увеличения внимания к эффективности магазинов. Не исключено, что в этом году и другие игроки закроют убыточные магазины. Так, наиболее вероятным называют закрытие некоторых магазинов компании «Холидей» в районных центрах Новосибирской области.

Кстати, в прошлом году подобные закрытия были почти у всех игроков, работающих в форматах «у дома»: «Пятерочка» закрыла магазин в Бердске, «Квартал» - в Сузуне.

В прошлом году выросли издержки ритейлеров по одному из самых ощутимых пунктов статьи расходов - аренде помещения. Рост арендных ставок вынуждал ритейлеров еще более внимательно подходить к выбору площадей и чаще отказываться от предложений арендодателей. Значительно возросли расходы по ФОТ из-за дефицита кадров и численного роста магазинов.

А был ли кризис

2007 год оказался «проверкой на прочность» и с финансовой точки зрения. Осенью этого года финансовая стабильность пошатнулась, и это ощутили многие рынки.

Ритейлеры были вынуждены действовать в более жестких рамках. Многие компании столкнулись с повышением ставок со стороны банков. Один из собственников сети «Чибис», председатель совета директоров компаний «Система Чибис» и «РегионМарт» Сергей Колесник отмечает, что в конце 2007 года был период уменьшения сроков кредитования, но сейчас начался обратный процесс, и можно вести переговоры об увеличении сроков кредитов. «Денег в экономике меньше не стало, почти все банки сегодня по-прежнему выдают кредиты, но по более высоким ставкам, - отмечает Сергей Колесник. - Однако сложностей у компании с получением кредитов не было. Сегодня «Система Чибис« входит в категорию VIP-заемщиков многих банков, а потому предложений от них стало больше, и с повышением ставок ситуация у компании только улучшилась».

Однако, по словам Колесника, сложившаяся ситуация - это только начало, период высоких ставок продлится еще как минимум год, поэтому главные проблемы ритейлеров еще впереди. Сеть магазинов «Чибис» для выхода из сложной ситуации на финансовом рынке стала развиваться на арендуемых площадях, для чего требуется гораздо меньший объем первоначальных инвестиций. Кроме того, компания расширяет спектр банков, с которыми работает. «Для этого мы улучшаем свои финансовые показатели, финансовую отчетность. Задействуем также внутренние ресурсы финансирования - работаем с поставщиками по отсрочкам, повышаем эффективность и долю реинвестируемой прибыли, - говорит Сергей Колесник. - Чтобы получить прибыль на развитие, запущена программа повышения эффективности сети, роста продаж, снижения издержек. Наши планы по развитию - открывать в год 25-30 магазинов. При условии, что они не будут приобретаться в собственность, это не потребует значительных масштабных инвестиций».

Сергей Колесник полагает, что экспансия крупных ритейлеров продолжится, и прежде всего тех, кто имеет возможность привлекать не только некредитные ресурсы. «Речь идет о тех, кто будет финансироваться за счет акционерного капитала. Безусловно, для региональных ритейлеров, которые еще не перешагнули порог крупных компаний, кредитные ресурсы станут более дорогими, и это ограничит их возможности по приобретению объектов недвижимости», - резюмирует собеседник «КС».

Количество или качество

Прогнозы аналитиков однозначны - ритейл в регионе и дальше будет активно развиваться. Этому способствуют как рост реальных доходов населения, так и приход федеральных ритейлеров, для которых присутствие в каждом регионе России вскоре станет необходимым условием успешного бизнеса.

Однако есть и другое мнение. Некоторые участники рынка полагают, что активность местных ритейлеров в этом году будет на низком уровне. «Я бы особо не рассчитывал, что у региональных ритейлеров будут экспансии в этом году. Скорее всего они сосредоточатся на борьбе с издержками, основная борьба будет идти за эффективность магазинов, и нерентабельные будут закрыты», - говорит на условиях анонимности один из участников рынка.

Специалисты «БКС Консалтинга» отмечают, что смену приоритетов развития сибирских ритейлеров можно констатировать уже по итогам прошедшего года. «Если раньше развитие осуществлялось в основном экстенсивным путем, за счет роста числа магазинов, то в 2007 году этот способ стал менее эффективен, новые магазины открывают только московские игроки, входящие на рынок», - говорит Александр Казанцев. Федеральные сети имеют преимущества в виде отлаженных бизнес-процессов на порядок лучше, чем сибирские ритейлеры, а также более дешевые ресурсы. Но на стороне местных продуктовых сетей - административный барьер и занятая доля рынка. По мнению Казанцева, главной тенденцией ближайших лет станет вытеснение сибирских участников рынка федеральными и международными сетями.

С прогнозами массовых закрытий не совсем согласен Сергей Колесник. Он отмечает, что нерентабельные магазины есть в каждой сети, и закрываться они не будут, поскольку масштабы бизнеса требуют присутствия на широкой территории. «Даже у крупных ритейлеров есть часть магазинов, которые дотируются более прибыльными. Рост издержек будет перекладываться прежде всего на покупателей и приведет к усилению инфляционных процессов», - полагает Колесник.

Большинство игроков все же склоняется к мнению, что в этом году ритейлеры еще будут «столбить» места, поскольку очевидно, что продуктовая розница в Сибири пока далека от насыщения. Заметное закрытие нерентабельных магазинов, по оценкам некоторых ритейлеров, начнется со следующего года.

Возможно, предстоящий год станет годом маркетинговой активности ритейла, участники которого осознали значимость позиционирования и продвижения на рынке. «Главной стратегией так или иначе будет борьба за покупателей. Причем экстенсивные методы борьбы (рост числа магазинов) уже большей частью исчерпаны, поэтому конкуренция обострится в области качества обслуживания, ценовой политики. Также все активнее будет использоваться такой способ вхождения на рынок, как поглощение мелких региональных сетей крупными федеральными игроками», - комментирует Александр Казанцев.

Резюмируя мнения участников рынка, можно сказать, что две тенденции - стремление местных игроков и федеральных увеличить сферу влияния в регионе и оттачивание эффективности уже действующих магазинов - в этом году будет развиваться параллельно.

Светлана ВАСИЛЕНКО
sibpress.ru

20.02.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 09:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация