Статьи

Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг

Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услугРынок банковских услуг сегодня находится в центре внимания деловой прессы. С одной стороны, это связано с общемировыми событиями (в качестве примера можно привести нашумевший ипотечный кризис), а с другой - стремительно возросшей ролью банковской сферы в жизни общества (редкий россиянин не успел познакомиться с потребительскими кредитами).
Действительно, согласно исследованию компании «Делфи»[1], проведенному в январе 2008 года, только за последний год кредитом воспользовались 37,7% омичей в возрасте от 16 до 60 лет.

Рис. 1. Пользование омичами различными кредитами за последний год, % от числа омичей, пользовавшимися кредитами

 

Наиболее популярным видом кредита является потребительский кредит (кредит на любые цели) - им воспользовалось за последний год большинство (68,1%) потребителей кредитов (рис. 1). Причем только половина потребителей (48,1%) оформляли кредиты в офисе банка.

Кредитными картами пользовались 23,9% потребителей кредитов, а автокредитами - 11,5%. Значительно меньше потребителей пришлось на такие виды кредита, как ипотека (3,5%) и  образовательный кредит (0,9%).


Рис. 2. Сколько раз омичи пользовались кредитами за последний год, % от числа опрошенных, пользовавшимися кредитами

 

Большинство потребителей кредитов (64,6%) пользовались ими только один раз за последний год. Дважды брал кредит примерно каждый пятый заемщик, а 3 раза и более - 12,4% от их числа.

Для определения расстановки сил на банковском рынке в ходе исследования изучалось известность компаний среди омичей. Для решения этой задачи использовалось три показателя: «Top-of-mind», спонтанная известность и известность по списку.

Рейтинг «Top-of-mind» составляется из названий марок, которые респондент называет интервьюеру в первую очередь. Именно с первой названной маркой респондент ассоциирует товарную категорию в целом. Так, для каждого третьего омича банк - это, прежде всего, «Сбербанк РФ» (35%).

На втором месте находится название уже несуществующего банка «Омскпромстройбанк», который в настоящее время называется «Филиал «Омскпромстройбанк» Инвестсбербанк (ОАО)» (табл. 1)[2]. Название же «Инвестсбербанк» в первую очередь вспомнили 6,3% опрошенных. По всей видимости, решение о сохранении в новом названии банка прежнего оказалось верным.

Также достаточно хорошие значения по этому показателю известности получили «Банк Русский Стандарт» (7,3%) и «Омск-Банк» (5,7%). Остальные банки были названы менее 5% опрошенных каждый.

Таблица 1. Характеристика известности названий и рекламы банков

Название организации

«Top-of-mind»

Спонтанная известность

Известность по списку

Известность рекламы

Сбербанк РФ

35,0%

63,3%

92,0%

40,7%

Банк Русский Стандарт

7,3%

30,7%

84,7%

37,0%

Омскпромстройбанк

13,7%

34,3%

82,7%

22,3%

Внешторгбанк 24 (ВТБ 24)

3,7%

17,7%

81,3%

34,7%

Инвестсбербанк

6,7%

23,7%

77,0%

22,0%

Газпромбанк

2,0%

10,3%

76,7%

31,0%

Альфа-Банк

4,0%

15,7%

78,7%

19,0%

УРСА Банк

2,7%

14,7%

70,7%

24,7%

УРАЛСИБ

3,0%

13,7%

72,3%

18,3%

Омск-Банк

5,7%

16,3%

66,3%

16,0%

Банк Москвы

2,0%

10,0%

73,0%

19,0%

КМБ-Банк

3,3%

8,7%

63,7%

17,0%

АК БАРС Банк

1,0%

5,0%

60,0%

11,7%

РОСБАНК

2,0%

7,3%

49,7%

10,3%

ИТ Банк

1,0%

6,0%

51,7%

8,3%

Сибирь (Банк Сибирь)

1,0%

6,7%

44,7%

10,0%

Абсолют банк

0,0%

2,3%

52,7%

7,0%

Импэксбанк

0,0%

2,7%

47,7%

10,3%

Авангард

0,0%

1,0%

51,3%

6,0%

КИТ Финанс

0,0%

2,0%

44,0%

12,0%

Промсвязьбанк

0,3%

5,0%

42,0%

8,3%

Сибакадембанк

0,7%

5,3%

40,7%

6,7%

МДМ-Банк

0,0%

2,7%

38,3%

8,7%

Хоум Кредит энд Финанс Банк

0,0%

5,0%

31,0%

12,0%

Мираф-Банк

0,0%

2,7%

36,7%

7,7%

Россельхозбанк

0,0%

1,3%

38,7%

6,3%

Райффазенбанк

0,0%

3,3%

33,3%

6,3%

ТрансКредитБанк

0,0%

1,3%

29,3%

7,0%

Витас Банк

0,0%

1,7%

29,7%

5,7%

Соотечественники

0,0%

1,3%

28,7%

7,0%

Юниаструм Банк

0,0%

1,0%

27,3%

7,0%

Сибирское кредитное агентство

0,0%

1,3%

28,0%

5,3%

БИН-Банк

0,0%

0,3%

28,3%

4,0%

Балтийский Банк

0,3%

1,0%

27,0%

3,3%

Национальный банк ТРАСТ

0,0%

2,3%

23,3%

5,0%

Финансбанк

0,0%

0,7%

24,3%

5,0%

Банк Жилищного Финансирования

0,0%

0,3%

25,3%

3,3%

МежБизнесБанк

0,0%

0,0%

21,0%

3,3%

Сибкупбанк

0,0%

1,3%

21,0%

2,0%

Стройкредит

0,0%

0,7%

21,0%

2,7%

Сиббизнесбанк

0,0%

1,7%

19,0%

3,3%

Собинбанк

0,0%

0,0%

20,7%

2,7%

СИБЭС

0,3%

0,7%

18,0%

3,7%

НОМОС-БАНК

0,3%

0,7%

14,0%

2,0%

Столичный Экспресс банк

0,0%

0,0%

14,0%

1,3%

Эталонбанк

0,0%

0,0%

11,0%

2,0%

ЛОКО-банк

0,0%

0,3%

9,0%

0,3%

Русьбанк

0,0%

0,3%

-

-

Центробанк

0,0%

0,3%

-

-

Затрудняюсь ответить

4,0%

4,0%

0,0%

18,3%

Рейтинг спонтанной известности составляется из названий банков, которые опрошенные могут вспомнить самостоятельно и независимо от очередности. Скорее всего, при выборе банка респонденты будут выбирать именно из этих банков.

Лидером и по этому рейтингу оказался «Сбербанк РФ», который вспомнили 63,3% всех опрошенных. Названия банков «Омскпромстройбанк» и «Банк Русский Стандарт» смогли вспомнить примерно по трети опрошенных (34,3% и 30,7% опрошенных, соответственно), название «Инвестсбербанк» - почти четверть опрошенных (23,7%). Также достаточно хорошие позиции в этом рейтинге у таких банков, как «ВТБ 24» (17,7%), «Омск-Банк» (16,3%) и «Альфа-Банк» (15,7%). Остальные же названия банков были названы менее чем 15% каждое.

Для определения известности банков по списку интервьюеры зачитывали названия банков, а респонденты указывали, какие из них знакомы хотя бы по названию. Едва ли респондент воспользуется услугами неизвестного ему банка.

Практически всем опрошенным известен «Сбербанк РФ» (92%), а подавляющему большинству - «Банк Русский Стандарт» (84,7%), «Омскпромстройбанк» (82,7%), «ВТБ 24» (81,3%), «Альфа-Банк» (78,7%), «Инвестсбербанк» (77%) и «Газпромбанк» (76,7%). Также хорошо известны среди омичей: «Банк Москвы» (73%), «Уралсиб» (72,3%), «УРСА Банк» (70,7%), «Омск-Банк» (66,3%), «КМБ-Банк» (63,7%), «Ак Барс Банк» (60%), «Абсолют Банк» (52,7%), «ИТ Банк» (51,7%) и «Авангард»  (51,3%). Остальные банки известны менее 50% опрошенных.

Конечно, лидирующее положение «Сбербанка РФ» по рейтингам известности отчасти обусловлено тем, что этот банк имеет богатую историю и давно знаком омичам. Но в то же время, этому банку принадлежит лучшее значение по показателю известности рекламы (40,7% опрошенных видели рекламу этого банка за последний год). Рекламу «Банка Русский Стандарт»  видели также почти 40% опрошенных (37%).

Примерно по трети респондентов за последний год видели рекламу банка «ВТБ 24» и «Газпромбанка» (34,7% и 31%, соответственно). Рекламу «УРСА Банка» видел каждый четвертый (24,7%) омич, а «Омскпромстройбанка», «Инвестсбербанка», «Альфа-Банка» и «Банка Москвы» - примерно каждый пятый.

Подводя итог, нельзя не отметить развитие банковской сферы в целом - рост конкуренции на этом рынке и высокую рекламную активность. Причем последняя отнюдь не гарантирует места в сердце потребителя. Чтобы удостовериться  в этом, достаточно лишь сравнить значения показателя «Top-of-mind» и показателя доли опрошенных, видевших за последний год рекламу банка. Так, если показатели известности рекламы «Сбербанка РФ» и «Банка Русский Стандарт» почти равны, то показатели «Top-of-mind» этих банков отличаются в несколько раз.

1) Исследование проводилось методом телефонного опроса. Размер выборки - 300 омичей в возрасте от 16 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре г. Омска.

2) В случаях, когда банк менял название (например, из-за поглощения или слияния), старое и новое название не объединялись (например, «Омскпромстройбанк» и «Инвестсбербанк», «Сибакадембанк» и «УРСА Банк», «Импэксбанк» и «Райффазенбанк»). По мнению автора, целесообразно рассматривать их отдельно, поскольку в восприятии потребителей они могут не ассоциироваться с одним банком. Так, более 40% респондентов из числа тех, которые видели рекламу «Омскпромстройбанка», не указали, что видели рекламу «Инвестсбербанка».

Александр Тарасов
«Делфи»
Advertology.Ru

19.02.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.11.2024 - 03:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация