Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг
Рис. 1. Пользование омичами различными кредитами за последний год, % от числа омичей, пользовавшимися кредитами
Наиболее популярным видом кредита является потребительский кредит (кредит на любые цели) - им воспользовалось за последний год большинство (68,1%) потребителей кредитов (рис. 1). Причем только половина потребителей (48,1%) оформляли кредиты в офисе банка.
Кредитными картами пользовались 23,9% потребителей кредитов, а автокредитами - 11,5%. Значительно меньше потребителей пришлось на такие виды кредита, как ипотека (3,5%) и образовательный кредит (0,9%).
Рис. 2. Сколько раз омичи пользовались кредитами за последний год, % от числа опрошенных, пользовавшимися кредитами
Большинство потребителей кредитов (64,6%) пользовались ими только один раз за последний год. Дважды брал кредит примерно каждый пятый заемщик, а 3 раза и более - 12,4% от их числа.
Для определения расстановки сил на банковском рынке в ходе исследования изучалось известность компаний среди омичей. Для решения этой задачи использовалось три показателя: «Top-of-mind», спонтанная известность и известность по списку.
Рейтинг «Top-of-mind» составляется из названий марок, которые респондент называет интервьюеру в первую очередь. Именно с первой названной маркой респондент ассоциирует товарную категорию в целом. Так, для каждого третьего омича банк - это, прежде всего, «Сбербанк РФ» (35%).
На втором месте находится название уже несуществующего банка «Омскпромстройбанк», который в настоящее время называется «Филиал «Омскпромстройбанк» Инвестсбербанк (ОАО)» (табл. 1)[2]. Название же «Инвестсбербанк» в первую очередь вспомнили 6,3% опрошенных. По всей видимости, решение о сохранении в новом названии банка прежнего оказалось верным.
Также достаточно хорошие значения по этому показателю известности получили «Банк Русский Стандарт» (7,3%) и «Омск-Банк» (5,7%). Остальные банки были названы менее 5% опрошенных каждый.
Таблица 1. Характеристика известности названий и рекламы банков
Название организации | «Top-of-mind» | Спонтанная известность | Известность по списку | Известность рекламы |
Сбербанк РФ | 35,0% | 63,3% | 92,0% | 40,7% |
Банк Русский Стандарт | 7,3% | 30,7% | 84,7% | 37,0% |
Омскпромстройбанк | 13,7% | 34,3% | 82,7% | 22,3% |
Внешторгбанк 24 (ВТБ 24) | 3,7% | 17,7% | 81,3% | 34,7% |
Инвестсбербанк | 6,7% | 23,7% | 77,0% | 22,0% |
Газпромбанк | 2,0% | 10,3% | 76,7% | 31,0% |
Альфа-Банк | 4,0% | 15,7% | 78,7% | 19,0% |
УРСА Банк | 2,7% | 14,7% | 70,7% | 24,7% |
УРАЛСИБ | 3,0% | 13,7% | 72,3% | 18,3% |
Омск-Банк | 5,7% | 16,3% | 66,3% | 16,0% |
Банк Москвы | 2,0% | 10,0% | 73,0% | 19,0% |
КМБ-Банк | 3,3% | 8,7% | 63,7% | 17,0% |
АК БАРС Банк | 1,0% | 5,0% | 60,0% | 11,7% |
РОСБАНК | 2,0% | 7,3% | 49,7% | 10,3% |
ИТ Банк | 1,0% | 6,0% | 51,7% | 8,3% |
Сибирь (Банк Сибирь) | 1,0% | 6,7% | 44,7% | 10,0% |
Абсолют банк | 0,0% | 2,3% | 52,7% | 7,0% |
Импэксбанк | 0,0% | 2,7% | 47,7% | 10,3% |
Авангард | 0,0% | 1,0% | 51,3% | 6,0% |
КИТ Финанс | 0,0% | 2,0% | 44,0% | 12,0% |
Промсвязьбанк | 0,3% | 5,0% | 42,0% | 8,3% |
Сибакадембанк | 0,7% | 5,3% | 40,7% | 6,7% |
МДМ-Банк | 0,0% | 2,7% | 38,3% | 8,7% |
Хоум Кредит энд Финанс Банк | 0,0% | 5,0% | 31,0% | 12,0% |
Мираф-Банк | 0,0% | 2,7% | 36,7% | 7,7% |
Россельхозбанк | 0,0% | 1,3% | 38,7% | 6,3% |
Райффазенбанк | 0,0% | 3,3% | 33,3% | 6,3% |
ТрансКредитБанк | 0,0% | 1,3% | 29,3% | 7,0% |
Витас Банк | 0,0% | 1,7% | 29,7% | 5,7% |
Соотечественники | 0,0% | 1,3% | 28,7% | 7,0% |
Юниаструм Банк | 0,0% | 1,0% | 27,3% | 7,0% |
Сибирское кредитное агентство | 0,0% | 1,3% | 28,0% | 5,3% |
БИН-Банк | 0,0% | 0,3% | 28,3% | 4,0% |
Балтийский Банк | 0,3% | 1,0% | 27,0% | 3,3% |
Национальный банк ТРАСТ | 0,0% | 2,3% | 23,3% | 5,0% |
Финансбанк | 0,0% | 0,7% | 24,3% | 5,0% |
Банк Жилищного Финансирования | 0,0% | 0,3% | 25,3% | 3,3% |
МежБизнесБанк | 0,0% | 0,0% | 21,0% | 3,3% |
Сибкупбанк | 0,0% | 1,3% | 21,0% | 2,0% |
Стройкредит | 0,0% | 0,7% | 21,0% | 2,7% |
Сиббизнесбанк | 0,0% | 1,7% | 19,0% | 3,3% |
Собинбанк | 0,0% | 0,0% | 20,7% | 2,7% |
СИБЭС | 0,3% | 0,7% | 18,0% | 3,7% |
НОМОС-БАНК | 0,3% | 0,7% | 14,0% | 2,0% |
Столичный Экспресс банк | 0,0% | 0,0% | 14,0% | 1,3% |
Эталонбанк | 0,0% | 0,0% | 11,0% | 2,0% |
ЛОКО-банк | 0,0% | 0,3% | 9,0% | 0,3% |
Русьбанк | 0,0% | 0,3% | - | - |
Центробанк | 0,0% | 0,3% | - | - |
Затрудняюсь ответить | 4,0% | 4,0% | 0,0% | 18,3% |
Рейтинг спонтанной известности составляется из названий банков, которые опрошенные могут вспомнить самостоятельно и независимо от очередности. Скорее всего, при выборе банка респонденты будут выбирать именно из этих банков.
Лидером и по этому рейтингу оказался «Сбербанк РФ», который вспомнили 63,3% всех опрошенных. Названия банков «Омскпромстройбанк» и «Банк Русский Стандарт» смогли вспомнить примерно по трети опрошенных (34,3% и 30,7% опрошенных, соответственно), название «Инвестсбербанк» - почти четверть опрошенных (23,7%). Также достаточно хорошие позиции в этом рейтинге у таких банков, как «ВТБ 24» (17,7%), «Омск-Банк» (16,3%) и «Альфа-Банк» (15,7%). Остальные же названия банков были названы менее чем 15% каждое.
Для определения известности банков по списку интервьюеры зачитывали названия банков, а респонденты указывали, какие из них знакомы хотя бы по названию. Едва ли респондент воспользуется услугами неизвестного ему банка.
Практически всем опрошенным известен «Сбербанк РФ» (92%), а подавляющему большинству - «Банк Русский Стандарт» (84,7%), «Омскпромстройбанк» (82,7%), «ВТБ 24» (81,3%), «Альфа-Банк» (78,7%), «Инвестсбербанк» (77%) и «Газпромбанк» (76,7%). Также хорошо известны среди омичей: «Банк Москвы» (73%), «Уралсиб» (72,3%), «УРСА Банк» (70,7%), «Омск-Банк» (66,3%), «КМБ-Банк» (63,7%), «Ак Барс Банк» (60%), «Абсолют Банк» (52,7%), «ИТ Банк» (51,7%) и «Авангард» (51,3%). Остальные банки известны менее 50% опрошенных.
Конечно, лидирующее положение «Сбербанка РФ» по рейтингам известности отчасти обусловлено тем, что этот банк имеет богатую историю и давно знаком омичам. Но в то же время, этому банку принадлежит лучшее значение по показателю известности рекламы (40,7% опрошенных видели рекламу этого банка за последний год). Рекламу «Банка Русский Стандарт» видели также почти 40% опрошенных (37%).
Примерно по трети респондентов за последний год видели рекламу банка «ВТБ 24» и «Газпромбанка» (34,7% и 31%, соответственно). Рекламу «УРСА Банка» видел каждый четвертый (24,7%) омич, а «Омскпромстройбанка», «Инвестсбербанка», «Альфа-Банка» и «Банка Москвы» - примерно каждый пятый.
Подводя итог, нельзя не отметить развитие банковской сферы в целом - рост конкуренции на этом рынке и высокую рекламную активность. Причем последняя отнюдь не гарантирует места в сердце потребителя. Чтобы удостовериться в этом, достаточно лишь сравнить значения показателя «Top-of-mind» и показателя доли опрошенных, видевших за последний год рекламу банка. Так, если показатели известности рекламы «Сбербанка РФ» и «Банка Русский Стандарт» почти равны, то показатели «Top-of-mind» этих банков отличаются в несколько раз.
1) Исследование проводилось методом телефонного опроса. Размер выборки - 300 омичей в возрасте от 16 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре г. Омска.
2) В случаях, когда банк менял название (например, из-за поглощения или слияния), старое и новое название не объединялись (например, «Омскпромстройбанк» и «Инвестсбербанк», «Сибакадембанк» и «УРСА Банк», «Импэксбанк» и «Райффазенбанк»). По мнению автора, целесообразно рассматривать их отдельно, поскольку в восприятии потребителей они могут не ассоциироваться с одним банком. Так, более 40% респондентов из числа тех, которые видели рекламу «Омскпромстройбанка», не указали, что видели рекламу «Инвестсбербанка».
«Делфи»
Advertology.Ru
19.02.2008
Комментарии
Написать комментарий