Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услугДата публикации: 19.02.2008 Раздел: Статьи Рынок банковских услуг сегодня находится в центре внимания деловой прессы. С одной стороны, это связано с общемировыми событиями (в качестве примера можно привести нашумевший ипотечный кризис), а с другой - стремительно возросшей ролью банковской сферы в жизни общества (редкий россиянин не успел познакомиться с потребительскими кредитами). Действительно, согласно исследованию компании «Делфи»[1], проведенному в январе 2008 года, только за последний год кредитом воспользовались 37,7% омичей в возрасте от 16 до 60 лет. Рис. 1. Пользование омичами различными кредитами за последний год, % от числа омичей, пользовавшимися кредитами Наиболее популярным видом кредита является потребительский кредит (кредит на любые цели) - им воспользовалось за последний год большинство (68,1%) потребителей кредитов (рис. 1). Причем только половина потребителей (48,1%) оформляли кредиты в офисе банка. Кредитными картами пользовались 23,9% потребителей кредитов, а автокредитами - 11,5%. Значительно меньше потребителей пришлось на такие виды кредита, как ипотека (3,5%) и образовательный кредит (0,9%).
Рис. 2. Сколько раз омичи пользовались кредитами за последний год, % от числа опрошенных, пользовавшимися кредитами Большинство потребителей кредитов (64,6%) пользовались ими только один раз за последний год. Дважды брал кредит примерно каждый пятый заемщик, а 3 раза и более - 12,4% от их числа. Для определения расстановки сил на банковском рынке в ходе исследования изучалось известность компаний среди омичей. Для решения этой задачи использовалось три показателя: «Top-of-mind», спонтанная известность и известность по списку. Рейтинг «Top-of-mind» составляется из названий марок, которые респондент называет интервьюеру в первую очередь. Именно с первой названной маркой респондент ассоциирует товарную категорию в целом. Так, для каждого третьего омича банк - это, прежде всего, «Сбербанк РФ» (35%). На втором месте находится название уже несуществующего банка «Омскпромстройбанк», который в настоящее время называется «Филиал «Омскпромстройбанк» Инвестсбербанк (ОАО)» (табл. 1)[2]. Название же «Инвестсбербанк» в первую очередь вспомнили 6,3% опрошенных. По всей видимости, решение о сохранении в новом названии банка прежнего оказалось верным. Также достаточно хорошие значения по этому показателю известности получили «Банк Русский Стандарт» (7,3%) и «Омск-Банк» (5,7%). Остальные банки были названы менее 5% опрошенных каждый. Таблица 1. Характеристика известности названий и рекламы банков Название организации | «Top-of-mind» | Спонтанная известность | Известность по списку | Известность рекламы | Сбербанк РФ | 35,0% | 63,3% | 92,0% | 40,7% | Банк Русский Стандарт | 7,3% | 30,7% | 84,7% | 37,0% | Омскпромстройбанк | 13,7% | 34,3% | 82,7% | 22,3% | Внешторгбанк 24 (ВТБ 24) | 3,7% | 17,7% | 81,3% | 34,7% | Инвестсбербанк | 6,7% | 23,7% | 77,0% | 22,0% | Газпромбанк | 2,0% | 10,3% | 76,7% | 31,0% | Альфа-Банк | 4,0% | 15,7% | 78,7% | 19,0% | УРСА Банк | 2,7% | 14,7% | 70,7% | 24,7% | УРАЛСИБ | 3,0% | 13,7% | 72,3% | 18,3% | Омск-Банк | 5,7% | 16,3% | 66,3% | 16,0% | Банк Москвы | 2,0% | 10,0% | 73,0% | 19,0% | КМБ-Банк | 3,3% | 8,7% | 63,7% | 17,0% | АК БАРС Банк | 1,0% | 5,0% | 60,0% | 11,7% | РОСБАНК | 2,0% | 7,3% | 49,7% | 10,3% | ИТ Банк | 1,0% | 6,0% | 51,7% | 8,3% | Сибирь (Банк Сибирь) | 1,0% | 6,7% | 44,7% | 10,0% | Абсолют банк | 0,0% | 2,3% | 52,7% | 7,0% | Импэксбанк | 0,0% | 2,7% | 47,7% | 10,3% | Авангард | 0,0% | 1,0% | 51,3% | 6,0% | КИТ Финанс | 0,0% | 2,0% | 44,0% | 12,0% | Промсвязьбанк | 0,3% | 5,0% | 42,0% | 8,3% | Сибакадембанк | 0,7% | 5,3% | 40,7% | 6,7% | МДМ-Банк | 0,0% | 2,7% | 38,3% | 8,7% | Хоум Кредит энд Финанс Банк | 0,0% | 5,0% | 31,0% | 12,0% | Мираф-Банк | 0,0% | 2,7% | 36,7% | 7,7% | Россельхозбанк | 0,0% | 1,3% | 38,7% | 6,3% | Райффазенбанк | 0,0% | 3,3% | 33,3% | 6,3% | ТрансКредитБанк | 0,0% | 1,3% | 29,3% | 7,0% | Витас Банк | 0,0% | 1,7% | 29,7% | 5,7% | Соотечественники | 0,0% | 1,3% | 28,7% | 7,0% | Юниаструм Банк | 0,0% | 1,0% | 27,3% | 7,0% | Сибирское кредитное агентство | 0,0% | 1,3% | 28,0% | 5,3% | БИН-Банк | 0,0% | 0,3% | 28,3% | 4,0% | Балтийский Банк | 0,3% | 1,0% | 27,0% | 3,3% | Национальный банк ТРАСТ | 0,0% | 2,3% | 23,3% | 5,0% | Финансбанк | 0,0% | 0,7% | 24,3% | 5,0% | Банк Жилищного Финансирования | 0,0% | 0,3% | 25,3% | 3,3% | МежБизнесБанк | 0,0% | 0,0% | 21,0% | 3,3% | Сибкупбанк | 0,0% | 1,3% | 21,0% | 2,0% | Стройкредит | 0,0% | 0,7% | 21,0% | 2,7% | Сиббизнесбанк | 0,0% | 1,7% | 19,0% | 3,3% | Собинбанк | 0,0% | 0,0% | 20,7% | 2,7% | СИБЭС | 0,3% | 0,7% | 18,0% | 3,7% | НОМОС-БАНК | 0,3% | 0,7% | 14,0% | 2,0% | Столичный Экспресс банк | 0,0% | 0,0% | 14,0% | 1,3% | Эталонбанк | 0,0% | 0,0% | 11,0% | 2,0% | ЛОКО-банк | 0,0% | 0,3% | 9,0% | 0,3% | Русьбанк | 0,0% | 0,3% | - | - | Центробанк | 0,0% | 0,3% | - | - | Затрудняюсь ответить | 4,0% | 4,0% | 0,0% | 18,3% |
Рейтинг спонтанной известности составляется из названий банков, которые опрошенные могут вспомнить самостоятельно и независимо от очередности. Скорее всего, при выборе банка респонденты будут выбирать именно из этих банков. Лидером и по этому рейтингу оказался «Сбербанк РФ», который вспомнили 63,3% всех опрошенных. Названия банков «Омскпромстройбанк» и «Банк Русский Стандарт» смогли вспомнить примерно по трети опрошенных (34,3% и 30,7% опрошенных, соответственно), название «Инвестсбербанк» - почти четверть опрошенных (23,7%). Также достаточно хорошие позиции в этом рейтинге у таких банков, как «ВТБ 24» (17,7%), «Омск-Банк» (16,3%) и «Альфа-Банк» (15,7%). Остальные же названия банков были названы менее чем 15% каждое. Для определения известности банков по списку интервьюеры зачитывали названия банков, а респонденты указывали, какие из них знакомы хотя бы по названию. Едва ли респондент воспользуется услугами неизвестного ему банка. Практически всем опрошенным известен «Сбербанк РФ» (92%), а подавляющему большинству - «Банк Русский Стандарт» (84,7%), «Омскпромстройбанк» (82,7%), «ВТБ 24» (81,3%), «Альфа-Банк» (78,7%), «Инвестсбербанк» (77%) и «Газпромбанк» (76,7%). Также хорошо известны среди омичей: «Банк Москвы» (73%), «Уралсиб» (72,3%), «УРСА Банк» (70,7%), «Омск-Банк» (66,3%), «КМБ-Банк» (63,7%), «Ак Барс Банк» (60%), «Абсолют Банк» (52,7%), «ИТ Банк» (51,7%) и «Авангард» (51,3%). Остальные банки известны менее 50% опрошенных. Конечно, лидирующее положение «Сбербанка РФ» по рейтингам известности отчасти обусловлено тем, что этот банк имеет богатую историю и давно знаком омичам. Но в то же время, этому банку принадлежит лучшее значение по показателю известности рекламы (40,7% опрошенных видели рекламу этого банка за последний год). Рекламу «Банка Русский Стандарт» видели также почти 40% опрошенных (37%). Примерно по трети респондентов за последний год видели рекламу банка «ВТБ 24» и «Газпромбанка» (34,7% и 31%, соответственно). Рекламу «УРСА Банка» видел каждый четвертый (24,7%) омич, а «Омскпромстройбанка», «Инвестсбербанка», «Альфа-Банка» и «Банка Москвы» - примерно каждый пятый. Подводя итог, нельзя не отметить развитие банковской сферы в целом - рост конкуренции на этом рынке и высокую рекламную активность. Причем последняя отнюдь не гарантирует места в сердце потребителя. Чтобы удостовериться в этом, достаточно лишь сравнить значения показателя «Top-of-mind» и показателя доли опрошенных, видевших за последний год рекламу банка. Так, если показатели известности рекламы «Сбербанка РФ» и «Банка Русский Стандарт» почти равны, то показатели «Top-of-mind» этих банков отличаются в несколько раз. 1) Исследование проводилось методом телефонного опроса. Размер выборки - 300 омичей в возрасте от 16 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре г. Омска. 2) В случаях, когда банк менял название (например, из-за поглощения или слияния), старое и новое название не объединялись (например, «Омскпромстройбанк» и «Инвестсбербанк», «Сибакадембанк» и «УРСА Банк», «Импэксбанк» и «Райффазенбанк»). По мнению автора, целесообразно рассматривать их отдельно, поскольку в восприятии потребителей они могут не ассоциироваться с одним банком. Так, более 40% респондентов из числа тех, которые видели рекламу «Омскпромстройбанка», не указали, что видели рекламу «Инвестсбербанка». Александр Тарасов «Делфи» Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article58114.htm |