Жестокие игры
Нас пока обходит стороной массовое безумие по поводу игровых консолей, которое уже охватило Японию, США и Европу, где покупатели выстраиваются в многокилометровые очереди за PlayStation 3. Бум только начинается. Крупнейшие мировые игроки вышли на российский рынок во всеоружии и готовы к схватке за досуг россиян.
В России всегда любили играть. В самолетах и поездах, в визжащих электричках народ "рубился" в тетрис и нажимал на кнопки "Электроники". Но рынок игровых приставок в нашей стране так и не вырос во что-либо значительное. А за годы, прошедшие после перестройки, и вовсе сошел на нет. Владимир Вайнер, генеральный директор агентства EnterMedia, специализирующегося на рекламе в компьютерных играх, рассказывает об исследованиях, итоги которых получены в начале года. Согласно его результатам, продажи приставок в 2006 году были микроскопическими. На рынке циркулировало около 40 000 "серых" PSP, остальные игроки и вовсе были незаметны. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Три главных мировых конкурента – Microsoft, Sony и Nintendo – начинают захват и дележ отечественного рынка игровых приставок.
Прощупать спрос
Владимир Верещагин, менеджер по связям с общественностью и маркетинговым коммуникациям департамента по продвижению программно-аппаратных развлекательных платформ компании Microsoft, рассказал, что официальный анонс консоли Xbox в России состоялся только 11 октября, поэтому о результатах продаж судить рано. Тем более что политика компании не позволяет говорить о каких-либо результатах по одному продукту в отдельном регионе, только о результатах всего бизнеса. Верещагин заявил, что с февраля текущего года компания начала тестовые продажи приставок для того, чтобы прощупать рынок. В магазинах появились консоли только премиум-класса и диски DVD второй зоны, то есть с европейскими версиями игр. Сейчас в России продаются русифицированные игры на DVD 5-й зоны и бюджетные модели консоли. По словам Верещагина, перед его департаментом поставлены две основные задачи: заполнить полки федеральных розничных сетей продукцией и наладить каналы коммуникации с покупателями. Главное, что хочет донести Верещагин до потребителей – приставка гораздо дешевле, чем игровой компьютер. По его словам, "у нас аудитория "писишная". Те, кто играет, привыкли делать это на настольном компьютере и куда реже – на ноутбуке. Потребителям нужно объяснить, что игровая консоль для этих целей подходит больше. Да она и проще: ставишь диск, нажимаешь на кнопку и играешь. Нет необходимости что-то инсталлировать и настраивать. Не нужно покупать отдельных джойстиков и манипуляторов – все продается в комплекте". Верещагин утверждает, что основное преимущество Xbox – в играх, которые выпускаются эксклюзивно под нее. Например, гонять по Санкт-Петербургу в автосимуляторе PGR4 вы сможете только на Xbox. Или почувствовать себя немножко Абрамовичем, владельцем футбольного клуба. Попытаться делать из местечковых футболистов команду мирового уровня, обыграть бразильцев и победить в мировом чемпионате FIFA'08 можно только с помощью Xbox. Из 300 игр, которые поддерживает Xbox, все мегатайтлы класса ААА (лидеры продаж) будут в ближайшем будущем переведены на русский язык. Также локализация грядет для семейных игр и тайтлов второго уровня популярности. Верещагин отмечает, что в локализованных версиях вряд ли появятся логотипы российских компаний. Политика Microsoft в этом плане жесткая – любой плейсмент в играх должен осуществляться через центральный американский офис, рекламироваться в играх могут только международные корпорации с мировым именем.
Microsoft давно и успешно сотрудничает с производителем игр Electronic Arts. Несколько лет эта компания присматривалась к российскому рынку, продавая игры исключительно через дистрибутора SoftClub. Американцев пугала постоянная шумиха вокруг засилья пиратства в России. Но этот игровой монстр наконец-то перестал обращать внимание на свои страхи, посмотрел на растущий рынок с интересом и открыл офис в Москве весной этого года.
Бои на ринге
Тем не менее Владимир Вайнер считает, что на данный момент у Sony с ее брендом PlayStation в России явные преимущества. У компании было два года, чтобы завоевать поклонников. Nintendo всего год на рынке, а Microsoft официально начала продажи Xbox только в октябре. У Sony сильный продукт PSP – карманная игровая консоль. Вначале компания продавала PSP лишь премиум-класса и собрала все сливки с обеспеченной части аудитории. Теперь же Sony регулирует цену, опускаясь на другие уровни и привлекая новых покупателей. "Это очень грамотный ход. Сейчас можно купить PSP за 5000 рублей, и это будет имиджевый премиумный престижный продукт, а Nintendo DS, конкурирующая с PSP, стоит 10 000 рублей, и не факт, что это премиумный девайс. Но у Nintendo есть серьезное преимущество перед конкурентами – уличный игровой формат. Вскоре, я в этом не сомневаюсь, в каждом торговом центре, кинотеатре и любом развлекательном комплексе появится возможность поиграть с Nintendo Wii. Эта приставка позволяет, например, сражаться вдвоем на ринге, а если использовать проектор для трансляции большой картинки, болельщиков соберется масса", – прогнозирует Вайнер. Агентство EnterMedia превратила свой стенд на выставке "Игромир 2007" в такой ринг. От желающих побоксировать отбоя не было. Получил главный приз – приставку Nintendo Wii – тринадцатилетний паренек, у которого дома нет даже компьютера, зато есть воля к победе. По словам Вайнера, родители с большей легкостью готовы давать своим отпрыскам деньги на Nintendo Wii, часто при этом недолюбливая компьютерные игры. Все дело в том, что Nintendo Wii обладает датчиком движения и заставляет игрока интенсивно двигаться, фактически превращая игру в некое подобие спорта. В комплекте с приставкой покупатели получают набор спортивных игр Wii Sports, которые нравятся и самим родителям. Взрослые не прочь иногда отобрать у детей пульт и помахать ракеткой на корте или погонять мячики по полю для гольфа, сжигая при этом насиженные в офисе калории. Популярность Wii растет космическими темпами и будет еще увеличиваться благодаря этому уличному способу продвижения.
Президент Nintendo Сатору Ивата прямо заявил, что снижение розничной цены игровой приставки Wii в ближайшее время не планируется, поскольку спрос на устройство во всем мире по-прежнему высок. В Соединенных Штатах приставка продается за $250, а в Европе и Японии – за 250 евро и 25 000 иен соответственно. Он подчеркнул, что на сегодняшний день Wii является самой доступной из трех приставок нового поколения. С момента начала продаж Wii в ноябре 2006 года было реализовано более 13 млн комплектов консоли по всему миру. До конца текущего финансового года, который завершается в марте 2009-го, Nintendo планирует довести этот показатель до 17,5 млн штук. Примечательно, что за последние шесть месяцев совокупный доход Nintendo удвоился по сравнению с прошлогодними показателями, составив $1,16 млрд. По прогнозам компании, ее доход в этом году должен вырасти до $2,4 млрд.
Ставка на карман
Вслед за Nintendo Wii постепенно выходит из тени и карманная версия приставки – Nintendo DS. На самом деле этот бренд знаком нам гораздо дольше, чем кажется. Наверняка все помнят игру "Ну, погоди!", в которой волк ловит яйца в корзину. Советский завод "Электроника" полностью скопировал устройство и даже саму игру у Nintendo. Этой же компании принадлежат ставшие легендами игрового мира имена Марио и покемоны. В Nintendo DS такой чувствительный сенсорный экран, что можно даже "выдувать" пузыри, которые будет ловить щенок за экраном. Граница между реальным и виртуальным становится почти невидимой. Вайнер уверен, что "Xbox закроет "хардкорных игроков", может быть, немного выйдет в casual, а Nintendo будет продаваться и массово, и в "хардкоре". Основной показатель того, что рынок появился и начал формироваться – наличие приставок в федеральных розничных сетях. "Крупные розничные продавцы просто так не поставят устройство на полки. Чтобы приставки появились на выкладке, должен быть хороший оборот, – объясняет Вайнер. – Сейчас приставки покупают даже те, кто ходит за покупками в "Детский мир", то есть аудитория ниже среднего класса. А если консоли появились даже в "Евросети", значит, что это уже массовый продукт". Показательно, что на рынок приставок обратила свое внимание и фирма Nival Interactive – один из ведущих разработчиков компьютерных игр в России. Сейчас, дают понять в компании, создается игра для одного из производителей игровых консолей. Но для кого именно, не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну.
При этом сетевые ритейлеры уже начали борьбу за аудиторию, предоставляя скидки на игры. Например, в течение недели в ноябре в сети "Союз" игры для Nintendo Wii можно купить за полцены, предъявив рекламный купон. Акции проводятся также в магазинах "Мир" и других. Для Nintendo DS Lite есть адресованные бизнес-пользователям интеллектуальные игры, которые улучшают память и "держат мозги в тонусе". При этом у Sony PSP имеется важное преимущество – возможность выхода в Интернет. Это функционал для взрослых. Но все участники рынка понимают, что двигать приставки в массы будут все-таки дети возраста 10-плюс. Поэтому спортивная составляющая Nintendo Wii – ее главное достоинство.
Бренд и продукты Nintendo в России продвигает издатель игр компания "Новый диск". "За год официального присутствия на российском рынке была налажена работа службы технической и информационной поддержки, – рассказывает Олег Хажинский, директор по развитию бизнеса Nintendo в России. – Теперь нормально работает гарантийная служба. Выполнена и другая важная задача – продукты Nintendo появились в большинстве федеральных розничных сетей". Всю весну и лето этого года менеджеры Nintendo проводили тренинги среди продавцов и обучали их правильно торговать приставками. Летом стартовала промо-кампания в регионах. Хажинский отмечает, что и карманная версия Nintendo DS стала лучше продаваться, подтягиваясь по показателям к Wii. В конце года планируется массовая рекламная акция с использованием телеканалов, кинотеатров, печатных СМИ. Хажинский с энтузиазмом предвкушает грядущую борьбу за рынок: "Это будет интересная схватка за потребителей". При этом он уверен в преимуществах Nintendo: "Наш продукт не конкурирует с другими приставками. У нас более широкая аудитория". Однако Хажинский (невольно или с умыслом) забывает о том, что PlayStation 3 – это фактически мультимедийный центр, умеющий и кино показывать, и музыку проигрывать. Да и PlayStation 2 еще не исчерпала свой ресурс. Вопреки всем прогнозам о "тихой смерти" приставки второго поколения, Sony намерена выпустить удешевленную модель этой консоли. Новая версия PlayStation 2 будет иметь встроенный блок питания, и ее цена, как говорят, составит около $100. За семь лет продаж во всем мире было реализовано более 120 млн PlayStation 2. Ведущие производители консольных игр, такие как Eidos, Ubisoft и Atari, уже прогнозируют увеличение доходов от реализации своих игр после снижения цен на PlayStation 2.
Компания
16.11.2007
Комментарии
Написать комментарий