Соц-арт: образ и срез
Цензурная чистка выставки "Соц-арт" перед отъездом в Париж подтвердила: Россия продолжает активно формировать свой имидж силовыми методами, художники не остаются в долгу, а их работы дорожают.
Просмотрев посвященные скандалу публикации в СМИ, мы сделали вывод о том, что ситуация сильно напоминает работу рекламного агентства.
Невнятные цели
На внутреннем уровне конфликт выглядит так: руководство Третьяковки утверждает, что директор отдела новых течений и куратор выставки Андрей Ерофеев совершил хулиганскую "проделку" - внес в список вывозимых произведений запрещенные к показу ученым советом и не экспонировавшиеся прежде работы молодых художников, да еще и в Париж укатил, когда шло подписание документов, хотя мог остаться и объяснить свой выбор картин.
В свою очередь, куратор утверждает обратное: никакого ученого совета не было, работы участвовали в мартовской выставке в ЦДХ и внесены в "парижские" списки за подписью замдиректора ГТГ Ирины Лебедевой. На них были выданы государственные гарантии, их ждали на французской таможне. А ему руководство не предоставило ни перечня запрещенных работ, ни объяснений.
По словам Ирины Лебедевой на пресс-конференции 12 октября, современное искусство – направление для Третьяковки спорное, и поэтому руководство чувствует себя здесь неуверенно. У того же Ерофеева две выставки прошли удачно – уже упомянутый мартовский "Соц-арт" и "Сообщники", а две – "Запрещенное искусство" в 2006 и парижский "Соц-арт" – вызвали нарекания. За "запрещенку" Ерофееву запретили выставочную деятельность в зданиях ГТГ в течение двух лет. Но – он в этом же 2006 привез нам в ЦДХ феерического Ссорена, и выступил-таки на2-й бьеннале с уже упомянутым "Соц-артом". Дирекция ГТГ насчитывает у Ерофеева 5 выговоров, сам он насчитывает 4, но что всего забавнее - человек все еще продолжает работать и, очевидно, гнуть свою линию в искусстве, а дирекция обещает с ним "разобраться".
Вмешательство в процесс
Третьяковка прибегает к высшим инстанциям. Или они прибегают к Третьяковке, не суть важно. Важно прямое, личное вмешательство в творческий процесс министра культуры Андрея Соколова, который назывет позором для России как отдельные работы (известно, что ему не полюбились "Целующиеся милиционеры" работы "Синих Носов"), так и выставку в целом. А это уже – камень в огород соц-арта как такового. Министра поддерживает Росохранкультура, а Михаил Швыдкой вместе с дирекцией составляет "черный список" невыездных работ.
Несовершенные законы
На финансовом уровне все выглядит двояко: выставка делалась на деньги фонда "Общество поощрения художеств", а таможенные пошлины, безопасность и трансферы во Францию уплатило и обеспечило государство.
В Общественной палате разгорелась дискуссия вокруг высказанной министром гипотезы, что, в отличие от частной, национальная галерея должна демонстрировать за рубежом не срез отечественного искусства, а образ великой державы. Вопрос о соотношении статуса и пафоса до сих пор не решен. За разделением соц-арта (читай, соцрекламы) на государственную и приватную вполне может последовать более уверенная политика в отношении фондов и кадров ( по-простому – чистка), и Россия предстанет в одиозном, зато логичном образе "России-1" и "России-2"
Жесткие переговоры
Если раньше в дирекцию галереи поступали жалобы от смотрительниц, как это было с "Троицей", в виде Христа, Пушкина и Путина, работы "Синих носов", против художников и кураторов возбуждались уголовные дела "о разжигании национальной розни", как это было с выставкой "Россия -2" в ЦДХ и выставкой "Запрещенное искусство" в Сахаровском центре, картины изымались с таможни, как это случилось с проектом "Маски-Шоу" тех же "Синих носов", по следам выставок и судов устраиваются обыски и погромы (как это случилось с Иваном Ушковым и Маратом Гельманом), то сегодня достаточно единодушных превентивных мер сверху - от директора до министра.
Тупой бриф
Обсуждая скандал в ЖЖ, народ никак не может взять в толк: почему одни работы запретили а другие оставили. То, что первоначально упоминалось в прессе, например, изображения целующихся милиционеров "Синих Носов", свастики и звезд в работе Марины Константиновой и Гитлера в автопортрете Владислава Мамышева-Монро, голые Ющенко и Тимошенко работы Андрея Будаева, "зарезаны" явно по внешним признакам: несовместимости голой попы, "вражеской" формы и неуставных поцелуев с представителями власти. Никто и не думал рассуждать о том, что хотел сказать Будаев, приклеивая головы украинских лидеров к пышным барочным богам; что означает серия переодеваний Мамышева-Монро, в которую входил злополучный Гитлер (и которая привела к феерическому клону Любови Орловой в триллере "Волга-Волга"); на что намекает сочетание звезды и свастики в орнаменте; и что за абсурд таит в себе буквально понятая заповедь "возлюби ближнего" в цикле "Синих Носов" "Эра Милосердия".
Стало быть, чиновники явно не хотят замечать в соц-арте концептуального, иронического начала. Думать не хотят, на то и чиновники. А арт-критики, наоборот, не трудятся отделить соц-арт от искусства – не только классического, но, подчас, и современного. Эстетический результат – философский посыл, работа с материалом, формой, композицией и т.п. – лишь побочный эффект соц-арта, озабоченного злободневностью. Это было очевидно еще на мартовской, российско-китайской выставке: пока китайцы демонстрировали чудеса выделки, наши упражнялись в остроумии. Возможно, арт от соц-арта отмежевать достаточно сложно (есть Комар с Меламидом с циклом визуальных зрительских предпочтений , но есть ведь и Бахчанян с циклом пародий на мировую живописную классику!), но, может быть, его стоит выделить в особое направление уже не арта вообще, а отечественного арта? И тогда позиция заказчика будет яснее и честнее?
А пока этически соц-арт "гнобит" цензура, а эстетически его с рынка вытесняют "антиквары". И то, и другое еще раз доказывает: многое у нас в России до сих пор продается как советский дефицит – без дифференциации, зато со "знаком качества" одобренным свыше.
Цена – не качество
Признанный в мировом сообществе и набравший обороты на рынке соц-арт является для иностранцев чуть ли не брендом современного искусства России. И это, конечно, неправильно. Соц-арт – социальная реклама, придуманная художником по негласному, парящему в воздухе, брифу. Приняв эту мысль, можно будет судить о том, насколько работа остроумна, оригинальна, и действенна. "Целующихся милиционеров", например, Шабуров и Мизин создали как дань уважения английскому уличному художнику Бэнкси, нарисовавшему двух целующихся констеблей. Вот бы сравнить констеблей и милиционеров или наоборот, попенять "Носам" за то, что увели идею. Но нам легче устроить "порнографический" скандал и увенчать и без того избалованных художников бесплатной и оглушительной рекламой.
Было бы странно сравнивать отъезд "Соц-арта" в Париж с посещением Манежа Хрущовым в 1962 году: тогда генсек счел порнографией "Обнаженную" Роберта Фалька, а нынче министр культуры забраковал ничем, кроме иронии, не примечательное фото. Тогда Хрущев выступал, как апологет арт-пропаганды против искусства. Теперь же арт-пропаганда, заручившись поддержкой ценителей искусства и пытаясь скрыть растерянность за пресловутой "нравственностью" (читай – моралью), выступила против своего отражения в зеркале
Не стоит сомневаться, что соц-арт ответит на скандал новым фонтаном грубых шуток, и засветит на лике "нашей Раши" очередной "фонарь". Любитель пейзажей досадливо плюнет, обыватель рассмеется, а богатый иностранец кинет доллар.
Advertology.Ru
22.10.2007
Комментарии
Написать комментарий