Брошь на теле империи
Что у нас выходит, когда низы не хотят, а верхи не могут, мы знаем: революция выходит. А вот когда и верхи могут, и низы хотят, получается империя. Или, на худой конец, мода на империю. В Музее aрхитектуры прошла- выставка Ольги Солдатовой.
Ну не проходит мода на империю, и все тут! С легкой руки Андрея Логвина мужики из Главпивторга нацепили значок ГТО, а у известного фэшн-дизайнера и рекламного арт-директора Ольги Солдатовой бомонд уж сколько лет гуляет в галифе, красных бюстгальтерах и фирменных брошках-самолетиках. Подробности червоно-черно-белого, войлочно-шелкового бренда Солдатовой можно отыскать на сайте художницы www.soldatova.ru Ольга и сама - ностальгия по высоким и широким советско-ампирным нормам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются и брежневскими, и некрасовскими, и античными, и вовсе архаичными.
Выставку монументальных панно, сделанных из камней и бисера по технологии равеннских византийских мозаик называют ответом Дэмиену Хирсту (для тех, кто не помнит - он инкрустировал бриллиантами платиновый череп), Пьеру и Жилю, петербургским неоакадемикам). От себя добавлю – ответ это и митькам, особенно супругам Флоренским, также поклонникам качества и особой, крепенькой и сбитой вещественной формы "совка". Солдатова не имитирует, не восхищается, но и не смеется. И по этой причине лучше всех продает. Ее работы весьма напоминают недавнюю грандиозную выставку "Дары вождям" в Новом Манеже ("как вышивали, как трепетали!" - помню я голосок старушки). С той разницей, что восхищение растворяется в легкомысленном стебе: то у нимфы вдруг обнаружатся очки пилота, то у матроны из фартука вдруг выпятится лыжник. Ольга каламбурит, как в одном из своих шоу под названием "Любовь, надежда, милосердие и одежда". Однако, до митьковского отвязного юродства, а паче, до сатиры или концепции какой тут тоже далеко. Солдатовские оптимистичные сюжеты осмеянию не поддаются (для сравнения привожу народные забавы с работой А.Логвина) .
Размышлять не над чем – овчинка, точнее, руно, стоит лишь выделки. Но не зловеще-брильянтовой, как у Хирста, а радостно-разноцветной и вполне доступной по цене средней руки олигарху. Размер тут, кстати, тоже имеет значение. Для архитектора по образованию это не проблема: работа начинается с масштаба под размах стены. Затем следует эскиз. И уж потом – бисер.
Что подвигло вас на реверанс нескольким империям сразу – византийской, римской, советской? Любовь? Материал? Мода?
Все. Здесь итог нескольких лет работы. Их никто не видел вместе, многое раскуплено. Я занимаюсь модой, и хорошо знаю, что она не только быстротечна – там есть крепкий элемент вечности. Мода закаляет.
Как пионерская звездочка на вашем колье?
Да. Кроме того, если "красная империя" выйдет из моды у нас, за рубежом ее примут "на ура".
А как-таки с заказами у нас?
Заказывают не сюжет или образ, а меня, так как знают мою работу. А сюжет я выбираю сама слишком много задумок, чтобы делать так называемые "заказы"…Но вот, например, панно "Шахтеры" висит в кабинете известного угольного магната...
Чудо совпадения! Что ж, пока будут магнаты, будет понятно, что им предлагать. И из чего.
Но "империя" действительно – игрушка недешевая. Я работаю с полудрагоценными камнями, янтарем. Хочу освоить муранское стекло, а также крашеный деревянный бисер…
Но это же совсем недорого!
Зато красиво.
А не боитесь упреков в потворстве нынешним имперским тенденциям?
Если всего бояться, нечего будет делать. В ЖЖ много критики в мой адрес, но она какая-то … неконструктивная… И потом: мода уходит, а человек остается. Со своими страстями и амбициями.
Известно, что вы – поклонница Дейнеки. Но в его время советская символика все-таки создавала новую традицию. А вы играете в старые куклы, тасуете Москву да Рим …
Да ничего нового в мире просто уже нет! А у того, что ты делаешь, должны быть корни.
Помнится, Ольга Розанова раздавала сельским мастерицам вышивать знамена портретами Ленина и всем, чем полагается. Хотела и промыслы сохранить, и людям дать возможность прокормиться в голодное время. А кто помогает вам?
Все те же, деревенские, только Розанова из Владимира, а мои корни в Твери. Не помню уже, сколько лет вышиваю бисером сама, и тамошних мастериц очень люблю. Лет 10 назад ситуация была вполне "авангардной": люди сидели без работы. Вы бы видели, с какой радостью они встречали мои заказы! У меня даже мужчина в артели появился! Но есть еще одна сторона у этой радости – профессиональная, народная что-ли…Я ведь пробовала сотрудничать с китайцами и очень быстро отказалась. Уж не знаю, где находится душа, но положи две одинаковые работы рядом и увидишь, что китайская скучная, а наша - веселая!
А что дальше?
Есть идея сделать панно по мотивам эротических помпейских фресок. Только тверским вышивальщицам я их делать не дам, они на дому работают, у них детишки. В Индию отправлю. Индийцы по этой части особые мастера.
Морально, значит, разлагать будете?
Да, и плоскость тоже хочу "разложить": попытаю счастья в рельефе.
Ваши панно и так имитируют рельеф. Техника равеннской мозаики?
Точно. И бисер, как ни странно, мне больше нравится, чем камень. Кладешь его в одну сторону - он блестит. В другую кладешь – не блестит!
P.S. На выщербленном кирпиче руины Аптекарского приказа, где первоначально разместили выставку, работы мерцали загадочно: прощай, империя! Но стоило перенести под белые своды – заблестели гламурно: привет, краля!
В ЖЖ у Ольги завелась частушка:
Хочу читать Довлатова
Сидеть в кафе "Ванилла",
И чтоб Ольга Солдатова
Мне брошку подарила...
Народ, он соврать не даст:)
Advertology.Ru
12.10.2007
Комментарии
Написать комментарий