Интернет-мерчандайзинг: цели, задачи, принципы и советы
Но на сколько принципы и инструменты стандартного мерчандайзинга применимы в интернет-магазинах? В данной статье мы рассмотрим и сравним методы, цели и задачи мерчандайзинга, применяемые в реальных и виртуальных магазинах.
Области применения мерчандайзинга
Если рассматривать реальный магазин, то принципы мерчандайзинга целиком применяются для следующих товарных групп: продукты питания, напитки, канцтовары, сигареты и т. д. Для таких групп, как мебель, автомобили, одежда, обувь, техника, технологии мерчандайзинга применяются избирательно. А для промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники и пр. стандартные принципы мерчандайзинга неприменимы вообще. Равно как и в случае с очень дорогими и очень дешевыми товарами, которые редко покупаются и не нуждаются в мерчандайзинге.
Если рассматривать интернет и виртуальные магазины, то в данном сегменте ситуация особая: есть группы товаров, которые лучше продаются только через интернет, а есть такая продукция, которую в интернет-магазинах продавать невыгодно. Для примера приведем таблицы, в которых показаны объемы розничной торговли через интернет в России и Беларуси по различным товарным группам.
Объемы розничной интернет-торговли (Россия)
Компьютеры, комплектующие, оргтехника и канцелярские товары |
43,8% |
Бытовая техника |
26,7% |
Автомобили и запчасти к ним |
18,3% |
Книги, CD, DVD и MP3 |
4,2% |
Мобильные телефоны |
1,4% |
Объемы розничной интернет-торговли (Беларусь)
Телефония |
42% |
Электроника |
33% |
Бытовая техника |
29% |
Компьютеры |
27% |
Фото |
18% |
Мебель и предметы интерьера |
15% |
В виртуальном пространстве принципы мерчандайзинга будут практически аналогичными для всех групп товаров. Это обусловливается особым форматом подачи информации на сайте, особенностями восприятия информации интернет-посетителями и др. Данные характеристики определяют значительные отличия интернет-мерчандайзинга от стандартного определения данного понятия.
Во-первых, все, что видит покупатель в интернет-магазине, - это определенным образом представленная информация в виде иллюстрации и (или) текста.
Во-вторых, посетители интернет-магазинов не имеют возможности обратиться к реальному продавцу-консультанту, а это значит, что поведение и мотивация посетителей интернет-магазина и покупателей обычных магазинов значительно разнятся.
Цели мерчандайзинга
Все мероприятия мерчандайзинга направлены на повышение конкурентоспособности магазина (марки), формирование лояльности, управление процессом продажи товаров, экономию бюджета при их продвижении, эффективное размещение и демонстрацию и, как следствие, увеличение объемов реализации.
По своим целям интернет-мерчандайзинг не отличается от обычного. Но достигаются данные цели другими методами и способами из-за специфики интернет-магазинов: товар в сети нельзя потрогать, но можно его увидеть и прочитать характеристики.
В некотором роде создание действующего интернет-магазина или интернет-представительства может стать хорошей целью обычного оффлайнового торгового центра.
Задачи мерчандайзинга
Ориентация покупателя в товарах и облегчение процесса покупки
В интернет-магазине данная задача достигается продуманной структурой и правильной навигацией, то есть точно представленными разделами, подразделами, видами и подвидами товаров и товарных групп.
Посетитель должен с минимальным количеством щелчков мыши найти нужный ему товар, попасть в ожидаемый раздел и без труда перейти в другой.
Что касается облегчения расчета за покупку и организации электронной торговли, надо отметить несовершенство платежных систем в республике, что значительно утруждает покупателей и становится причиной недоверия к виртуальной торговле и покупкам через интернет.
Увеличение объема покупаемого товара
При продаже через интернет рост объемов продаж обеспечивается грамотностью подачи информации о товаре: качественные фотографии, полное описание с указанием:
- уникальных свойств, которых нет у конкурентов;- свойств, которыми продукция отличается или превосходит продукцию конкурентов;
- свойств, которые конкуренты не упоминают в своей рекламе;
- свойств, которые есть у конкурентов, но они важны для покупателя.
Качественная фотография товара и хорошая аннотация увеличивают продажи на 5-7%.
Посетителю легче сориентироваться в выборе продукции на сайте при наличии виртуального менеджера или консультанта, который поможет подобрать товар.
Например, на сайте компании "МАЗ-МАN" внедрен конфигуратор большегрузной техники. Потенциальный покупатель, задав определенную модель, тип двигателя и другие характеристики, может прямо на сайте сконструировать подходящий вариант автомашины, а затем распечатать результаты либо отправить их по электронной почте.
Увеличить объем продаж через интернет поможет выделение ходовых товаров (товар дня, недели, месяца), наиболее популярных товаров (лучшей десятки, двадцатки и т. д.), а также акцентирование внимания на новинках.
Улучшение имиджа компании (своей или производителя)
Улучшение имиджа компании в сети достигается грамотностью информации на сайте (отсутствием грамматических и фактических ошибок), правильно расставленными внешними и внутренними ссылками, полнотой сведений и качественными профессиональными фотографиями.
Увеличение степени удовлетворенности клиента от работы с торговой сетью
В интернет-магазине клиент будет удовлетворен покупкой при наличии комфортных условий на сайте, что подразумевает приятный дизайн, работающие ссылки, быструю загрузку страницы, а также выполнение обязательств по доставке, расчетам, соответствию фактической цены, объявленной на сайте, и т. д.
Задачи мерчандайзинга (как в реальности, так и в интернет-магазинах) достигаются использованием одних и тех же инструментов, а именно дизайном сайта, управлением поведением покупателей, рекламными материалами, позицией товара и комплексным воздействием на покупателя. Только используются данные инструменты с различной интенсивностью.
Принципы мерчандайзинга
Стандартные принципы мерчандайзинга - эффективное проектирование магазина и точки продажи, постоянная организация запаса, правильная выкладка товара, а также качественное представление продвигаемых товаров - в той или иной степени относятся и к интернет-мерчандайзингу.
Украинские специалисты выделяют специфические принципы интернет-мерчандайзинга.
- На решение покупателя приобрести товар влияют не интерьер магазина или реклама, а внутренние, социально-психологические установки самого покупателя. Интерьер или реклама могут повлиять на эти установки, а могут и не повлиять. Следствие из этого правила следующее: покупатель может вознамериться купить конкретный товар в конкретном магазине, даже если товара фактически в этом магазине нет.
- Интернет-магазин Internet shop
Mесто в интернете, где осуществляются прямые продажи товаров потребителю (юридическому или физическому лицу), включая доставку. При этом размещение потребительской информации, заказ товара и сделка осуществляются там же, внутри сети (на сайте интернет-магазина). должен быть организован таким образом, чтобы покупатель смог найти интересующий его товар или понять, что такого товара нет в наличии, затрачивая на поиск как можно меньше времени.
- В случае если интересуемых товаров нет в наличии, у покупателя должна быть простая возможность разрешить интернет-магазину известить себя о появлении в наличии интересующих его товаров.
Практические советы
Проанализировав и рассмотрев принципы, задачи и инструменты интернет-мерчандайзинга, можно выделить ряд рекомендаций, направленных на эффективную организацию работы интернет-магазина.
- Представлять товар в виртуальных магазинах необходимо с учетом управления вниманием посетителей на сайте (по правилу левого верхнего угла, куда чаще обращают внимание).
- Информацию лучше располагать методом "елочки": справа - товар, слева - описание. Следующая позиция: справа - описание, слева - товар. Это позволяет покупателю четче увидеть, что и где "лежит".
- Учитывая специфику восприятия экранного текста, на главной странице не должно быть много ссылок, графических значков или элементов, чтобы не "загружать" посетителя (оптимальное количество - не больше 20).
- Увеличит объемы продаж и привлечет внимание покупателей на сайте информация о распродаже товаров со ссылкой на соответствующий раздел (стандартно такая информация размещается внизу страницы). А также указание рядом с товаром сопутствующих товаров, то есть тех, которые покупают вместе с выбранным (желательно указывать не более трех наименований).
- Помочь сориентироваться покупателям при выборе товара помогут указания новинок, товаров дня, недели, месяца и т. д. По статистике, самые часто покупаемые товары - те, которые размещены на первых трех позициях в разделе (например, 70% продаж в любом книжном интернет-магазине - новинки).
- Для облегчения выбора товара желательно предоставить возможность покупателям оставить свой отзыв или написать некоторые рекомендации пользователям товара.
- Рядом с описанием и фотографией товара должна быть указана цена (10% покупателей, не видя цены возле интересующего его товара, сразу начинают искать данный товар в другом магазине). Кроме этого, на главной странице интернет-магазина желательно разместить прайс-лист на всю продукцию, который должен быть заметным. По словам владельцев книжных магазинов, если пользователь скачивает себе прайс-лист, он покупает еще как минимум 10 книг.
Несмотря на то что информацию о товаре в интернет-магазине можно получить только с сайта, значительная часть интернет-магазинов не озадачивается созданием хорошей и удобной системы подбора товаров (обычно подбор предлагается сделать по производителям, цене и паре значимых свойств). Кроме этого, владельцы интернет-магазинов часто не задумываются о навигации на сайте, правилах представления информации и т. д., то есть простейших принципах интернет-мерчандайзинга.
Для организации эффективной интернет-торговли нужно четко осознавать основную цель этого бизнес-процесса. А она заключается в том, чтобы выстроить в сознании обратившего внимание на данный магазин покупателя логичную, полную и удобную модель для мотивации покупки.
bybanner.com
29.11.2006
Комментарии
Написать комментарий