Новый закон о рекламе
Почему сейчас наружную рекламу лучше регистрировать?
Как учесть изменения в порядке оформления "наружки"?
Выгодно ли проходить согласования самостоятельно?
Размещать наружную рекламу без специального на то разрешения запрещено. Однако практика показывает, что многие это правило не соблюдают. По словам Валерия Сорокина, директора рекламного агентства "Айтаксдизайн", по Москве процент незарегистрированной "наружки" колеблется от 20 до 40 (зависит от удаленности от центра). Санкции за это небольшие. Для столичных предпринимателей, например, от 500 до 3000 рублей (ст. 17 Закона г. Москвы от 24 января 1996 г. № 1 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города"). И проверяют в общем-то нечасто. По словам одного предпринимателя, за три года к нему пришли один раз и оштрафовали всего на 800 рублей.
Но это было до 1 июля. С этой даты в силу вступил Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон). Требования к "наружке" ужесточились, и в разных регионах одна за другой посыпались проверки. Игнорировать требования законодателей стало труднее, а иногда даже невыгодно. Поясним на примере столицы. Конечно, в каждом субъекте РФ есть свои особенности размещения информации. Например, сделать это в Москве намного сложнее, чем в том же Орехово-Зуево. Но общий принцип везде одинаков, так как базируется на одной и той же норме – статье 19 нового Закона. По ней действующему до июля этого года порядку регистрации "наружки" появилась альтернатива, а у предпринимателей – право выбора.
Помимо Закона основными документами в столице, регулирующими процедуру регистрации рекламы, являются постановления правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП и от 28 декабря 2004 г. № 930-ПП. По идее, их надо было привести в соответствие с федеральным законодательством еще до 1 июля. Когда в конце сентября мы позвонили в Комитет рекламы, информации и оформления г. Москвы (далее – Комитет рекламы), нам сообщили, что изменения еще не согласованы. Поэтому данные документы действуют в части, не противоречащей Закону.
Как это было
Все необходимые бумаги подаются в службу "одного окна" – подразделение Комитета рекламы. Та, проверив наличие полного комплекта, передает его в другие структуры, где происходит оформление, а также согласование бумаг с Москомархитектурой, АТИ (административно-технической инспекцией), Управой района, ГИБДД и проч. Этот перечень зависит от того, что и как будет размещено. Например, если вы хотите, чтобы изображение включало в себя движущиеся элементы, без ГИБДД, скорее всего, не обойтись.
Валерий Сорокин:
– Надо понимать, что есть конструкции, которые имеют некий материальный вид (настенные щиты, световые короба, кронштейны и т. д.), а есть сама информация – то, что изображено на этих самых носителях. Исходя из последнего, то есть визуального изображения, а так-же места размещения и определяется, коммерческая ваша реклама или некоммерческая. Для наглядности возьмем, например, кронштейн. Как правило, это конструкция прямоугольной формы, размещаемая перпендикулярно стене здания. Так вот, если помимо фирменного наименования, информации о профиле и зарегистрированном товарном знаке на ней ничего не будет, и находится она в пределах 10 метров от входа в помещение, то это вывеска – некоммерческая реклама. Если добавите какой- нибудь слоган, номер телефона или перечень услуг, то кронштейн уже будет рассматриваться и регистрироваться как реклама коммерческая, что требует больше документов и времени.
За некоторые согласования приходилось платить (сейчас порядок несколько изменился, но об этом ниже). Тарифы указаны в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы № 930-ПП. Например, за регистрацию крышной установки в ГИБДД отдавалось 1500 рублей, а АТИ согласовывало бесплатно. В этом же документе указывается, какие именно бумаги нужны для оформления того или иного вида информации.
Еще до похода в службу "одного окна" многие эксперты советуют показать дизайн-проект специалистам в Москомархитектуре. Это один из документов, необходимый для регистрации любой "наружки". Поставить печать вам, к сожалению, не удастся (только подпись). Ее вы получите лишь после подачи всех документов в службу "одного окна", когда ваш дизайн-проект опять попадет в эту структуру. Получается некая задвоенная процедура, но приобретается уверенность, что здесь ваши документы уж точно примут. Ведь если при таком согласовании возникает проблема, бумаги возвращаются к рекламодателю не напрямую, а через службу "одного окна", на что уходит дополнительное время. Так если раньше официальный срок составления всех необходимых документов – не более 63 рабочих дней с момента регистрации заявки, на практике он мог быть значительно больше. Например, для кронштейна на опорах освещения – от полугода до 10 месяцев. Все зависело от количества согласующих организаций. Для отдельно стоящих конструкций рассчитывать меньше чем на 10 месяцев вообще не стоило.
Бухгалтерские документы выдаются по окончании процедуры регистрации. Поэтому принять к вычету НДС не всегда возможно
По словам практиков, возникает еще одна проблема. Согласующие организации ставят печать только после оплаты их услуг. При этом документы выдаются лишь по окончании процедуры регистрации. В результате предприниматели, применяющие общий режим налогообложения и отчитывающиеся по НДС ежеквартально, своевременно не получают ни счета-фактуры, ни акта об оказании услуг. Соответственно принять к вычету налог невозможно, а позже – сложнее. Инспекторы утверждают, что это делается только в том налоговом периоде, когда услуга была оплачена.
Альтернатива
Предприниматель может (не обязан!) согласовать документы со всеми структурами самостоятельно, на что, по словам регистраторов, ему будет отводиться 20 рабочих дней. Для этого в новом бланке заявления (уже не заявки) предусмотрена отдельная графа, где вы сообщаете о своем намерении.
Валерий Сорокин:
– Сейчас новый порядок еще не утрясен, поэтому я думаю, что 20-дневный срок увеличат. Как проходить согласования – самому или через службу "одного окна", пока непонятно. На мой взгляд, в первом случае процедура регистрации все равно не убыстряется. Ведь ход согласований, соответственно и затрачиваемое на них время, остаются теми же. Разве что появляется возможность контролировать процесс согласования и быстро реагировать на возникающие проблемы, например, донести требующийся, но отсутствующий документ.
Процедура самостоятельного согласования не так выгодна, как рассчитывали предприниматели
Вот как, по словам очевидцев, выглядит процедура самостоятельного согласования в Москомархитектуре. Вначале им демонстрируется дизайн-проект (печать проверяющие не ставят). Если все нормально, выписывается счет и договор. Для этого рекламодателю надо представить специальное письмо – ходатайство. Затем с полученными в Москомархитектуре документами идете в свое территориальное агентство – еще одно подразделение Комитета рекламы. В нем получаете бланк технического паспорта на объект рекламы. После оплаты счета и предоставления подписанного договора, а также дизайн-проекта, утвержденного рекламодателем и балансодержателем, в Москомархитектуре ставится печать согласования на техпаспорте и дизайн-проекте. Далее оформляются счет-фактура и акты. Прием осуществляется в понедельник (полдня) и четверг. Очередь занимается с 6.30 утра, иначе стоять придется в толпе из 50–75 человек с вероятным отрицательным исходом.
Соблюсти срок оформления бумаг службе "одного окна" все равно не удается. Ведь старые проблемы остались
Срок оформления документов уменьшился – два календарных месяца со дня приема заявления. В Законе добавлено, что при его нарушении в течение трех месяцев предприниматель вправе обратиться в суд. В эти же сроки можно обжаловать и отказ в регистрации. На наш взгляд, соблюсти срок оформления бумаг службе "одного окна" все равно не удастся. Ведь те проблемы, которые существовали раньше (сложный документооборот, длительность согласований и проч.), никуда не делись. Поэтому предпринимателю придется мириться, что разрешение вовремя он не получит, либо подавать заявление в перегруженные исками суды. Альтернатива не очень приятная.
Некоммерческая реклама
Если у вас некоммерческая реклама, ранее после всех согласований оформлялся паспорт рекламного места, который имел ограниченный период действия. Все зависело от того, какое отношение вы имеете к помещению. Собственнику – на три, а иногда даже и на пять лет, арендатору с незарегистрированным договором – не более чем на 11 месяцев. По истечении этих сроков паспорт приходилось получать заново.
Как сообщили нам в службе "одного окна" по Северо-Восточному округу, за оформление всей разрешительной документации платится 4500 рублей, плюс 1382,96 рубля за освидетельствование места. Это когда представители территориального агентства выезжают на предполагаемое место размещения рекламы и подтверждают, что на момент подачи бумаг в службу "одного окна" ее у вас действительно нет. Если есть, то взыскиваются санкции с момента, когда проверяющие ее обнаружили.
Новые правила
Документ, подтверждающий право на размещение рекламы, теперь не паспорт рекламного места, а разрешение. И выдается оно всегда на один и тот же срок – пять лет. Если вы арендатор, то по окончании срока аренды проходить процедуру регистрации заново не приходится, достаточно заключить новый договор аренды. Если снимать помещение вы больше не планируете, его собственник в течение месяца после истечения срока договора сообщит об этом в службу "одного окна", и тогда разрешение аннулируется. Данное новшество было бы явно во благо предпринимателям, если бы не требование ежегодной пролонгации технического паспорта на объект рекламы.
За оформление разрешения служба "одного окна" не вправе взимать дополнительную плату. Но чиновники нашли способ легализовать некоторые сборы
За подготовку, оформление и выдачу разрешения служба "одного окна" не вправе взимать дополнительную плату, например, за то же согласование в ГИБДД. Только госпошлину, размер которой 1500 рублей (подп. 80 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Это правило не относится к ГУПам (Москомархитектура, Гормост, Мосгортранс, Московский метрополитен и проч.), которые вправе заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому то, за что вы им заплатите, назовут не согласованием, а первоначальным сбором документов. Всегда есть возможность повышать тарифы. Так если раньше за вывеску Москомархитектуре платилось 1260 рублей, то вскоре придется отдать около 2800 рублей.
Еще в сентябре порядок регистрации "наружки" не понимали даже профессиональные регистраторы. Новые бланки документов уже применялись, а сама процедура оставалась старой.
Коммерческая реклама
Если размещаемая информация коммерческая, то после всех согласований между предпринимателем и Комитетом рекламы заключается договор аренды информационного пространства. Базовая ставка по нему – 14 080 рублей за 1 кв. м. в год. В зависимости от различных особенностей размещения рекламы – городской территории, площади информационного поля, срока, на который устанавливается реклама, типа подсвета (внутренний или наружный) и т. д., она повышается или понижается. По словам регистраторов, самый дешевый – штендер. Например, организация, находящаяся на улице Новослободской, за него платит 8500 рублей в год. Плюс ежемесячно около 350 рублей бюджету за аренду кусочка земли площадью 0,872 кв. м, на котором расположена эта конструкция.
Официально можно выбирать, как платить за размещение рекламы. На практике действует добровольно-принудительный порядок
Официально рекламодатель вправе выбирать, как ему рассчитываться по договору: ежемесячно, ежеквартально или сразу. Однако на практике действует добровольно-принудительный порядок, и вся сумма разбивается поквартально. Мелким предпринимателям это выгодно – не так чувствуются расходы. Некоторые наоборот предпочитают внести все сразу, и не ездить каждый квартал за счетом. Санкции за просрочку платежей устанавливаются договором. В службе "одного окна" по Северо-Восточному округу нам назвали 0,15 процента от неуплаты в день.
Современный предприниматель
13.11.2006
Комментарии
Написать комментарий