Статьи

Связанные Сетью 2.0

Бум социальных сетей в интернете - закономерное явление эпохи. Ученые говорят, что люди разучились чувствовать и думать поодиночке. На этой волне бизнес вливает в новый феномен миллиарды долларов.

Сплетая новые нервы из стекла и радиоволн, наш вид соединил в гигантскую сеть все регионы, все процессы, все факты и понятия. Из этой зачаточной нейросети вырос колоссальный коллаборативный интерфейс, объединяющий всю цивилизацию, механизм, способный к познанию и чувствованию, более могущественный, чем все предыдущие изобретения.

Кевин Келли. "Мы - это Сеть"

…Под мостом Crescent City Connection третий день стоят десять тысяч беженцев и обреченно ждут автобусов, которые, как им было обещано, вывезут их из проклятого богом города. У людей нет ни пищи, ни воды, ни медикаментов. Наконец с моста начинают сбрасывать продукты, но тех, кто рискует приблизиться к контейнерам, встречают дула винтовок. В городе разворачивается настоящий ад. На машинах с мигалками копы спешно вывозят свои семьи, пробираясь через забитые шоссе, уводящие из города. Оставшиеся полицейские грабят магазины, воюя с вооруженными бандитами за добычу. Стражи порядка с особой охотой грабят оружейные магазины, утверждая, что они делают это для того, чтобы оружие не досталось мародерам…

Что это? Картина совсем не походит на ту, что рисовали американцам традиционные СМИ во время нашествия урагана Катрина. Это обрывки интернет-сообщений орлеанца Майкла Барнетта, который на несколько суток стал одним из самых известных людей планеты, рассказав всю правду о трагедии на Восточном побережье США. Системный администратор компании DirectNIC держал круговую оборону своего дата-центра на десятом этаже одного из орлеанских небоскребов и рассказывал в интернете о том, что происходит в городе, - писал, публиковал фотографии и даже организовал прямую трансляцию с нескольких веб-камер.

Другой сюжет, но чуть ближе к России. Латвия. Страна готовится к реформе русских школ, некоторые политики ультранационального окраса призывают перейти в школьном обучении исключительно на латышский язык. Несколько активистов организуют массовые интернет-рассылки с просьбой отправить письмо о грядущей реформе в адрес телеканала Euronews и других европейских СМИ. И вот пораженные огромным потоком посланий в свой адрес европейские журналисты прилетают на вертолете снимать репортаж о том, что же действительно происходит в латвийских школах.

Третья зарисовка. Президент России Владимир Путин отвечает на интернет-пресс-конференции на вопросы посетителей "Яндекса". Благодаря цензуре направленных ему вопросов из списка пропадают наиболее популярные и одиозные - про пробуждение Ктулху, человекоподобных роботов и первом сексе Владимира Владимировича. Но в коридорах журналисты буквально атакуют президента, и тот вынужденно отвечает на нелепые вопросы российского интернет-комьюнити.

Что общего во всех этих трех случаях? На первый взгляд ответ прост: всюду свою роль сыграл интернет, доказав, что он являет собой реальную социальную силу. Но не только: интернет выступил площадкой, на которой люди, объединенные в тесные сети взаимодействия, смогли, пользуясь лишь виртуальными сервисами, изменить реальность. Иными словами, виртуальное наконец вышло за пределы сугубо компьютерной сети и стало реальным, обрело осязаемые черты, политическую мощь, способную управлять реальностью. Сегодня сам по себе этот феномен - неотъемлемая черта окружающей нас действительности. Люди потянулись в социальные интернет-сети: десятки миллионов пишут о том, что их волнует, делятся новостями и впечатлениями, общаются и спорят, находят бизнес-партнеров и сотрудников, обмениваются ссылками, фотографиями, песнями и видеороликами, знакомятся и вступают в браки. Отчего же вдруг началась эта лихорадка социальных сетей? Что заставляет людей тратить свое бесценное время на такую, казалось бы, ерунду, как публичные дневники, фотоархивы и обмен песенками? Наконец, зачем инвесторы и венчурные фонды вдруг бросились вкладывать бешеные деньги в компании, которые строят социальные сети?

Узлы матрицы

Что такое социальная сеть в ее сегодняшнем виде, вряд ли объяснит даже самый толковый социолог. В этом понятии давно смешались и социологические, и технологические черты. От социологии оно взяло идею социальной координации в системе связей между людьми. Так, в социальной сети, во-первых, присутствуют прямые и косвенные связи между ее элементами, а во-вторых, в явном виде отсутствует иерархия. Ученые дружно отмечают, что участники социальной сети равнозначны и объединены не только предметом общего интереса, но и самими связями между собой. Так, аудитория сериала "Моя прекрасная няня" социальной сетью не является, ведь этих людей между собой ничего не связывает. Зато, как только возникает "площадка", которая предоставляет им возможности объединиться на основе интереса к сериалу, - появляется социальная сеть. Кроме того, социальная сеть по большей части ограничена коммуникацией внутри себя и в реальной жизни результата коллективного приложения сил практически не дает, в отличие от сообщества. Так что социальная сеть есть некий промежуточный вариант между аудиторией, внутри которой нет связей между участниками, и сообществом, которое способно на регулярную реальную коллективную деятельность.

С точки зрения интернет-технологий не всякий сервис может стать основой для социальной сети. Для этого в нем, во-первых, должна существовать возможность создания виртуальной личности участника сети и гибкого управления ею. Иными словами, образ в сети должен давать представление о цельной личности - с ее портретом, интересами, склонностями и привычками, а не состоять лишь из скупых анкетных данных - имя, возраст, адрес. Во-вторых, в социальной сети должны быть выстроены связи между участниками. К примеру, на привычном интернет-форуме между одним человеком и другим, даже если они друзья, нет никакой оформленной связи, они просто знают друг о друге, что они друзья, - но не более. В социальной сети существует возможность не только создать определенную связь с другим участником, но и придать ей необходимый характер: близкий друг, родственник, знакомый или кто-то еще. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги - круг друзей, круг коллег по цеху, круг фанатов Мадонны или круг исследователей Камасутры, а круги самым причудливым образом пересекаются между собой. Наконец, возможно, самой главной чертой современных социальных сетей в интернете следует признать крайнюю простоту их использования. Стать членом той или иной сети? Нет ничего проще! Два-три щелчка мыши - и вы в матрице.

Но ведь не только в простоте дело, механизм притяжения сетей куда глубже. Этим летом в крупнейшей социальной интернет-сети MySpace был зарегистрирован юбилейный - 100−миллионный - пользователь. Еще несколько десятков миллионов в сумме наберется в других социальных сетях. За день в них регистрируется свыше 200 тыс. новых пользователей. Ученые давно следят за этим явлением и имеют насчет него свое объяснение.

Летом 2005 года на конференции Supernova сотрудница компании Microsoft Research Линда Стоун собрала ключевые идеи современных психологов в короткий доклад. В 1997 году, как сообщила собравшимся г-жа Стоун, мировая наука выдвинула понятие "перманентное частичное внимание". Ученые назвали этим на первый взгляд бессмысленным термином образ жизни, при котором человек привыкает ни на чем подолгу не останавливаться, постоянно быть вовлеченным в десятки дел, "сканируя" при этом окружающую среду в поиске новых возможностей. Медленное привыкание к этому образу жизни продолжается уже более двадцати лет. "Постоянное частичное внимание было способом существования, выполнения своих обязанностей и поддержания отношений. Наш канал внимания расширился до крайних пределов", - резюмировала г-жа Стоун. Но это имело свои последствия - люди привыкли находиться в центре десятков информационных потоков. А необходимость постоянного сканирования среды и перманентного напряжения внимания привела к тому, что человек стал чувствовать себя живым, лишь будучи узлом некой сети. "Быть всегда занятым и находиться на связи - значит жить", - отметила сотрудница Microsoft.

О том же самом говорит в своей недавней статье в NewScientist Шерри Торкл, профессор Массачусетсского технологического института. Ребенок, которому родители подарили мобильный телефон, всегда на связи и потому чувствует себя в безопасности, но ведь с этой трубкой он так никогда и не останется один, а значит, у него не будет шанса почувствовать себя полностью автономной личностью, пишет г-жа Торкл. Но это не все. Вооруженный новыми технологиями, будучи всегда на связи, привыкший к незамедлительной реакции на любое событие или явление, ребенок никогда не найдет времени попереживать, пораздумывать, а значит, может и вовсе не познать сложные чувства. Все это приводит к тому дикому состоянию, когда, прежде чем пережить ту или иную эмоцию, человек должен сначала убедиться в самом ее существовании, передав ее еще кому-то и получив в ответ сигнал, что она вообще есть. Но ответ друг другу отсылается едва ли не автоматически, а потому автоматизм и механицизм сети всецело поглощают человека. Таким образом, чувства теряют свою истинность, а связанность с сетью как таковая становится важнее того, каков предмет и смысл этой связи.

Игры репутаций и душевный стриптиз

И все же внутри самих сетей эмоции очень даже кипят, а бесконечные дискуссии из сотен комментариев и мнений уже давно стали называть флеймом (от англ. flame - "пламя"). "Сетевой эксгибиционизм" - так именует то, что происходит ныне в социальных сетях, известный российский интернетчик Алекс Экслер. Возможно, что совсем не зря.

Одним из ключевых сервисов в социальных сетях является блог, или веблог. Под этим словом скрывается сервис, позволяющий вести личный дневник, записи в котором располагаются в обратной хронологической последовательности. И информация, которой делятся с другими членами сети авторы дневников, порой преступает все возможные рамки privacy.

В айтишной среде принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерсу-Ли, разработчику Всемирной паутины. Еще в туманном 1993 году он разместил на своем сайте info.cern.ch список ссылок на новые сайты и обновления программ. В 1999 году уже открылся первый портал portal.eatonweb.com, который объединил пионеров движения "блогинга", ведущих авторские дневники. В том же году программисты компании Pitas предложили всем желающим свою бесплатную службу ведения дневников, а в недрах компании Pyra был рожден движок для блогов под названием Blogger.com. Тогда же программист Брэд Фитцпатрик, студент-третьекурсник, закончил писать свою программу для ведения дневников - с целью поддерживать связь со своими одноклассниками. Программа называлась Livejournal и отличалась от других чрезвычайной примитивностью и простотой в использовании. Наконец, известный сетевой деятель и популярный блогер Петер Мерхольц переделал термин web log (запись в вебе) на we blog, в результате чего и появилось современное понятие "блог".

Но сегодня блоги - далеко уже не высоколобые размышления и не сборники полезных ссылок от нескольких гуру айти-индустрии. Средний возраст современного блогера едва ли переваливает за 25 лет (в США - за 18), а заметки юных блогеров скорее напоминают душевный стриптиз. Особенно это волнует американцев. Так, в сенат США уже направлено на рассмотрение постановление DOPA (Deleting Online Predators Act), в котором предлагается блокировать социальные сети и другие массовые социальные онлайн-ресурсы в школах и библиотеках. В Америке гремит война с педофилией в интернете: дети уж слишком много личной информации выдают о себе в сетях, а изворотливые извращенцы не прочь воспользоваться их наивностью. Излишняя общительность аукнулась недавно и студентке одного из вузов Санкт-Петербурга, которую исключили за нелестные высказывания в сети о своем факультете.

Социологи отмечают, что желание поделиться с сетью как можно большим объемом информации имеет под собой серьезные основания и давние корни. Известный деятель рунета Павел Протасов, ссылаясь на работу американского социолога Эрика Реймонда "Заселяя ноосферу", проводит параллель между племенами североамериканских индейцев и современными блогерами. Реймонд пишет в своем эссе о культе даров, процветавшем в примитивных племенах, не испытывающих дефицита в необходимых для выживания ресурсах. Если в обществах, где существовал острый недостаток в чем-либо, наибольшее уважение получал владелец наиболее дефицитного ресурса, то в культурах даров наивысшей репутацией обладал тот, кто мог больше раздать, а не накопить. Так, в ходе обряда потлача - раздачи вождями своего имущества окружающим - в американском племени квакиутль почет и уважение доставались тому человеку, который сумел больше раздать. То же самое, уверяет Протасов, происходит и в блогах, а если смотреть шире - в социальных сетях. "Большинство блогеров не получают никаких материальных выгод от ведения дневника, так зачем же все это? Очень просто: для укрепления репутации", - пишет он. Репутация в сети - понятие условное, а потому труднооцениваемое, но самый банальный способ ее измерить - оценить число тех участников сети, которые читают ваш дневник или имеют прямую связь с автором. А ведь есть еще и ссылки на дневник того или иного автора в чужих блогах, их число и частота - еще один индикатор репутации. Число прямых и косвенных связей дает автору еще одну важную ценность - возможность быть услышанным не одним человеком, а сразу сотнями и тысячами людей. "Любое слово в своем блоге идет в зачет, растит капитализацию, в чем бы она ни заключалась. Поэтому те, кто понял, что свой блог - это интеллектуальная собственность, имеющая постоянно растущую капитализацию, уходят в блоги", - соглашается Игорь Ашманов, руководитель компании "Ашманов и партнеры", один и ветеранов российского интернет-бизнеса.

Репутацию владельцы дневников наращивают двояко, сочетая в ней признаки и накопительских обществ, и культуры даров. "Отношение к блогу как к домашней страничке заставляет обустраивать и наполнять его, при этом накопление записей в блоге является еще и их раздачей, - пишет Протасов. - Если видимость накопления заставляет выкладывать больше информации в сеть, то видимость потлача вынуждает добиваться одобрения окружающих".

Паутина для всех

Репутация, виртуальный образ, социальный контент, крайняя простота - все это типичные черты социальных сетей. Но не только. Для многих сетевых деятелей это в первую очередь особенности новой сетевой идеологии, известной под названием "Веб 2.0". Она стала настоящим флагом десятков и сотен новых интернет-проектов, которые их создатели противопоставили Мировой паутине прошлого десятилетия. Так, типичный проект "старого" Веба - сайт, под завязку накачанный контентом, с неизменной структурой и, что самое главное, без обратной связи. Пользователь такого сайта мог лишь пассивно поглощать информацию - но никак не мог повлиять на ее изменение. "Веб 2.0", одним из ключевых идеологов которого выступил американец Тим О’Рейли, постулировал право пользователей самостоятельно производить контент, манипулировать им и управлять связями между своими и чужими материалами в сети. Так Мировая паутина воистину стала "народной", а сервисы "Веб 2.0", так или иначе имеющие некоторые черты социальных сетей, стали возникать как грибы после дождя. А потом в сети пришли крупные игроки интернет-индустрии и венчурные фонды.

Сейчас в арсенале американской корпорации Yahoo! - система хранения закладок del.icio.us, сервис для хранения цифровых фотографий Flickr.com, а также социальная сеть Yahoo 3600. Недавно в прессу просочились слухи, что компания ведет переговоры о покупке почти за миллиард долларов одной из первых социальных сетей - Facebook, объединяющей едва ли не всех американских студентов. Впрочем, эта астрономическая для интернет-сайта сумма особого шума не наделала - сервисы "Веб 2.0" оценивают себя и дороже. Так, в начале октября стало окончательно известно о покупке компанией Google Inc. сервиса для закачки и просмотра видеороликов YouTube, также созданного в рамках "народной" идеологии, более чем за 1,5 млрд долларов.

Вообще говоря, инвестиции в стартапы "Веб 2.0" и социальные сети за последние годы стали бить настоящие рекорды, причем все крупные игроки интернет-индустрии стараются застолбить место в "народной" сети. Не в последнюю очередь эта лихорадка началась из-за феноменального успеха социальной сети MySpace. Летом прошлого года свое внимание на MySpace обратил крупнейший из акционеров медийной империи News Corp Руперт Мердок, что быстро закончилось сделкой по приобретению интернет-компании Intermix Media, владеющей MySpace, за 580 млн долларов. Эта сумма во многом и задала планку оценки современных сервисов для социальных сетей. Впрочем, к чести Мердока надо признать, что старый лис не прогадал. Если, по статистике comScore, в период с ноября 2004−го по ноябрь 2005 года количество пользователей MySpace.com выросло с 4,9 млн до 26,7 млн человек, то в апреле 2006 года аудитория MySpace.com составила уже 40 млн человек, а сегодня число эккаунтов - более 100 млн. Ежемесячно сайт прирастает еще пятью миллионами новых пользователей. Недавно в прессе прозвучали оценки того, сколько будет стоить MySpace спустя несколько лет: речь шла о сумме свыше 15 млрд долларов.

Свои ставки в "народных" сетях сделал и Microsoft. У компании уже есть своя сеть MSN Spaces, но недавно в интернете открылась бета-версия новой социальной сети Wallop. Основным источником ее доходов предполагается продажа пользователям элементов оформления, то есть различных шаблонов, иконок и прочих графических фенечек по цене от одного до четырех долларов за штуку. Среди уникальных функций Wallop - так называемый радар френдов, который размещает всех друзей на экране на разном расстоянии от центра, в зависимости от активности коммуникаций.

Участвует в гонке и интернет-гигант Google Inc. Компания владеет одним из наиболее популярных движков для блогов Blogger.com, уже упоминавшимся социальным сервисом видеороликов YouTube, а также менее известными пользователям Orkut и Dodgeball.

Впрочем, не отстают от крупного капитала и венчурные компании. По-видимому, вдохновленные стоимостью лидеров рынка, они растят кандидатов на продажу. Так, согласно отчету ресурса Follow the Money о венчурных инвестициях во втором квартале этого года, число сервисов для социальных сетей, получивших финансирование за отчетный период, составило 25. Немалое число популярных ныне социальных сетей, профинансированных венчуристами, уже активно позируют перед потенциальными покупателями из крупных медийных компаний. Так, среди потенциальных кандидатов на продажу - сеть Friendster, получившая 13 млн от Benchmark Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers; LinkedIn, живущая на 15 млн от венчурных фирм Sequoia Capital и Greylock Partners; Tribe.net, получившая 6,3 млн от Washington Post Company и Knight Ridder. Кроме того, едва ли откажутся от сотен миллионов долларов владельцы сетей Bebo (ходят слухи, что эта британская сеть уже получила предложения о продаже от Viacom и British Telecom), Digg.com и Xanga.com. "На волне бума социальных сетей эти проекты могут заработать сотни миллионов на IPO", - говорит Владислав Кочетков, аналитик "Финама".

Есть и совсем экстравагантные новости. Недавно стало известно, что свою социальную сеть в интернете строит Ватикан. По словам сестры Юдифи Зобелейн, программного директора интернет-офиса папского престола, новый проект будет включать в себя персонализированные новости, программы дистанционного обучения, а также отдельные площадки для общения молодежи, семей и прихожан католических храмов.

Пробраться в коллективный разум

Возникает резонный вопрос: если инвесторы оценивают социальные сети в сотни миллионов долларов, как же они намерены зарабатывать и возвращать свои инвестиции? Пока что рынок знает лишь одну относительно отработанную бизнес-модель - рекламную. "Социальные сети наиболее интересны для включения их в холдинги как машины для зарабатывания рекламных денег на проектах с тяжелым трафиком", - говорит Владислав Кочетков. Пример, как обычно, подали лидеры рынка - Google и MySpace.com: Google выплатит как минимум 900 млн долларов за право разместить свой поисковый интерфейс на самом популярном сайте Америки, а прибыль от поисковой рекламы на нем партнеры разделят между собой. Такая сумма должна получиться, если сайты в сети Fox Interactive Media (помимо MySpace в договоре речь идет еще о десятке более мелких сайтов, которые входят в интернет-подразделение корпорации News Corp.) будут соблюдать минимальный трафик, в реальности же сумма платежей может оказаться даже больше. В целом в этому году на рекламу в социальных сетях будет потрачено около 260 млн долларов только в США и еще 70 млн в других странах, констатируют аналитики из eMarketer. В ближайшие четыре года рынок вырастет почти в семь раз. Если в настоящее время расходы на рекламу в социальных сетях достигают лишь 1,7% всего объема американской интернет-рекламы (весь сектор оценивается примерно в 16,7 млрд долларов), то к 2010 году доля социальных сетей может вырасти до 6,3%.

Однако едва ли даже миллиардов рекламных денег в интернете хватит на всех. К тому же эффективность рекламы в проектах "Веб 2.0" вызывает определенные сомнения. Психологи отмечают, что реклама в социальных сетях вызывает стойкое неприятие у большинства их участников. Они воспринимают сеть как свое интимное пространство, а потому отторгают все внешнее по отношению к ней как нечто враждебное, тем более если это внешнее имеет целью опять им что-нибудь "продать".

Зато популярность набирает идея маркетинга на базе социальных сетей. В своем недавнем прогнозе Emerging Technologies Hype Cycle авторитетная аналитическая компания Gartner перечислила те достижения в области интернета и программного обеспечения, которые окажут наибольшее влияние на развитие бизнеса в ближайшие десять лет. Среди них есть технология, напрямую связанная с социальными сетями: сложный анализ социальных сетей, предполагающий использование информации и знаний, собранных из персональных ресурсов людей, с целью изучения целевых рынков и вынесения инновационных бизнес-решений. "Многие из проектов "Веб 2.0" объединяет то, что они с большим энтузиазмом собирают информацию о своих пользователях - вкусы, привычки, предпочтения, а люди с радостью ее отдают. Если суметь ее собрать и грамотно проанализировать, эта информация будет просто бесценна", - говорит Наталья Аристова, ведущий аналитик Comnews Research.

Но это только в будущем, сейчас же маркетинг в социальных сетях банально сводится к скрытой рекламе и спаму. Так, сервис PayPerPost, получивший венчурное финансирование от авторитетных фондов Inflexion Partners, Villiage Ventures и Draper Fisher Jurvetson, выступает в роли торговой площадки, где рекламодатели могут банально подкупать блогеров, которым предлагается взамен оставлять у себя в дневниках позитивные отзывы о тех или иных продуктах. В одном из интервью основатель этого стартапа рассказывает о том, что у компании уже немало заказчиков, а блогеры охотно соглашаются с ними сотрудничать. Согласно данным исследования компании Umbria Communications, среди новых блогов рекламным спамом является от 10 до 20%. По некоторым запросам в блогерских поисковиках, количество спама в первой сотне поисковых результатов приближается к 80%, а средний показатель спама колеблется возле отметки 44%.

Чтобы избежать полной девальвации доверия к себе, стартапам "Веб 2.0", которые желают сохранить свою социальность, но при этом получать реальный доход, придется находить новые бизнес-модели, иначе пузырь компаний "народного" интернета неминуемо лопнет. О том, что пузырь стремительно надувается, говорят цифры компании VentureOne, исследовательского подразделения Dow Jones. Так, если в 2001 году венчуристами было профинансировано лишь семь компаний индустрии "Веб 2.0" на сумму 36,2 млн долларов, то в первой половине 2006 года речь идет уже о 49 компаниях и 262,28 млн долларов. Что же должно оправдать все эти деньги - бум интернет-рекламы? Эксперты из eMarketer не случайно предупреждают в своем отчете, что новые интернет-сервисы, включая социальные сети, еще не зарекомендовали себя как эффективные инструменты маркетинга. Этого может и вовсе не случиться - по указанным выше причинам.

Сегодня эксперты рынка видят только еще одну модель - платные сервисы. "Основным источником дохода должно быть само комьюнити, а не третьи лица, которым дают попользоваться сообществом. Деньги должны поступать от сервисов и услуг для самого комьюнити", - считает Йован Савович, основатель популярного коллективного блога dirty.ru. "Премиум-сервисы - эффективная модель. Идея предоставить девяносто процентов всех необходимых пользователям функций бесплатно, а остальные десять процентов продавать за хорошие деньги, работает", - уверен Игорь Ашманов.

Как бы то ни было, у новых интернет-компаний нет иного выбора, кроме как находить и осваивать альтернативные рекламной бизнес-модели, причем одной модели на всех явно не хватит. Деньги в интернет-индустрию не могут потечь из ниоткуда - только из реальной жизни, поэтому задача владельцев социальных сетей - находить каналы из виртуального пространства в реальное, превращая свои сети в сообщества и монетизируя их коллективную энергию. Так, архивы фотоснимков вполне могут продавать услуги фотопечати, тот же MySpace - услуги своей рекорд-студии, профессиональные сети - услуги рекрутинга и консалтинга. А мечты активных сетевых деятелей еще долгое время будут оставаться мечтами. Так, известный сетянин Роберт Янг советует сети MySpace монетизировать знания о своих пользователях, их предпочтениях и лидерах мнений, продавая эту информацию рекламодателям. Это очень просто, пишет Янг, никакого подкупа или спама: рекламный ролик новой тряпки или косметического средства должен быть точечно нацелен на определенные группы пользователей (каковых могут быть тысячи), а героем ролика должен быть не раскрашенный мачо вроде Дэвида Бекхема, а тот ваш друг или товарищ, с которым вы хорошо знакомы по сети и которому доверяете. Пусть он примерит, оценит и решит за вас, стоит предмет вашего внимания или нет. Вот когда MySpace.com научится выделывать такие штуки, безусловно, наступят новые времена для социальных сетей. Правда, будет ли наша жизнь тогда отличаться от Матрицы братьев Вачовски - большой вопрос.

Сергей Скрипников
Эксперт

30.10.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 10:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация