Статьи

Ключевые отличия бренда

Чем отличается металл от дерева? Как вы определите разницу между водой и растительным маслом? Что необходимо знать, чтобы сделать из куска железа меч? В каждом вопросе речь идет о свойствах. Чтобы отличить металл от дерева надо воспользоваться знанием свойств того и другого. Металл плотнее воды и тонет в ней, в отличие от дерева. Вода обладает большей текучестью, чем масло.

Ковать из железа меч надо при высокой температуре. Если вы хотите понять что из себя представляет бренд и уж тем более создавать его, в первую очередь необходимо вникнут в его свойства. В разных источниках под свойствами бренда что только не понимают – выгоды, функции и т.д. Между тем свойство говорит об определенном уровне признака или качества. Например, твердость, плотность, текучесть. Необходимо понять, что грамотный брендинг должен быть не только искусством, но и наукой, заключая в себе как интуитивно-чувственный, так и  аналитический подход. Не зная свойств бренда, вся совокупность действий по брендингу будет пробной как пальцем в небо, и потому за некоторыми исключениями ошибочной. Если вы не понимаете фармакологические свойства лекарства, вместо необходимой помощи вы легко отравите больного.

Итак, для создания бренда, сохранения и укрепления его здоровья необходимо разобраться в его свойствах, что мы сейчас и сделаем, рассматривая свойства одно за другим.

Известность

Во многих определениях бренда фигурирует такое понятие, как "известность". Так ли она важна или за этим стоит что-то ещё? Известность сама по себе не так нужна как её важное следствие – узнаваемость. Сейчас всё станет ясно. Дело в том, что для необходимой ответной реакции организма необходимо узнавание предмета восприятия. Вы можете знать кто такой Тони Блэр, но как он выглядит – нет. И когда вы его, к примеру, встретите, прогуливаясь по Лондону, даже если он спросит ваше имя; вы ответите ему не придав случившемуся особого значения. Для вас он известен, но не узнаваем, т.е. главный рычаг здесь – это узнавание. Итак,  известность обеспечивает узнаваемость, которая направляет выбор поведения.

.             Кому вы больше доверяете – прохожему или знакомому вам человеку? Мы склонны делать свой выбор в пользу известного нам, ведь мы предполагаем, что можно от этого ожидать. Суть узнаваемости в предполагаемых ожиданиях и предопределении выбора. А из соответствия получаемого и ожидаемого формируется доверие или, в нашем случае,  уверенность в качестве продукта. Но об этом чуть позже. 

Благодаря разнообразию применяемых фирмой информационных каналов для позиционирования бренда, известность обычно шире целевой аудитории. И в этом есть существенный плюс.

Во-первых,  бренд способен завоевывать массы, которые гораздо шире целевой аудитории, благодаря своему имиджу и притягательности. Например, бренд может сформировать во мне потребность приобрести освежающие дыхание леденцы Mentos, в то время, как я не употребляю леденцы. Но оригинальная реклама с чувством юмора формировала во мне приятные ассоциации, а, приобретая продукт, они во мне актуализировались, соответственно, вместе с приятным мне состоянием. Или другой вариант – мужчина, не пользующийся косметикой, желая сделать приятное своей возлюбленной, приобретает известную ему марку – MaX Factor.

Во-вторых, известность позволяет потребителю демонстрировать себя (имидж), свой вкус и причастность к определенному слою почти повсеместно (там, где её знают), интернационально вне целевой аудитории. В одежде от Gucci вы будете стильно и привлекательно выглядеть и в России, и в Чехии, и во Франции.  Это мировая марка, настоящий бренд!

И, в-третьих, перекрестный эффект известности. В этом случае за счет известности одного бренда формирует и поддерживает свою узнаваемость другой бренд.

Так, торговая марка   для своего продвижения может использовать имя известного киноактера или имя другой известной торговой марки.

В первом случае необходимо быть достаточно осторожным, т.к. одному человеку замарать свой имидж гораздо легче, чем целой торговой марке с множеством амортизирующих и стабилизирующих её состояние звеньев.

Стоит только вспомнить случай с Майклом Джексоном и Pepsi. Тогда в самый разгар рекламной кампании его обвинили в сексуальных домогательствах к подростку. Естественно, кампанию пришлось прекратить, иначе у потребителей сформировались бы негативные ассоциации с этой маркой и напитком.

Что касается использования имени известной марки, то здесь возможно два способа. В первом – при слиянии,  приобретении другой компании лучше, в зависимости от ситуации, конечно, оставить прежнее узнаваемое имя полностью или в составе со своим, как это сделала Sony-Ericson. Во втором – позиции собственной марки укрепляются за счет дружбы с другой не менее популярной как, например, давнее соглашение между  Coca-cola и  McDonald’s о единственном поставщике напитков в ресторан.  Или получение Calgon   "одобрения" ведущих производителей стиральных машин.

Позитивность имиджа / уверенность в качестве

Позитивность имиджа обеспечивается на основе грамотной пропаганды и формировании у потребителя хорошего мнения о продукте или самой компании. Хоть нас напрямую интересует положительное отношение именно целевой аудитории к марке, всё же не будем забывать и о мнении других аудиторий, не допуская развития негативных тенденций в отношении к марке среди широкой общественности, понимая, что это может оказаться губительно для марки. Эта область касается ошибок брендинга и частично была рассмотрена Мэт Хейгом в книге "Крупнейшие ошибки брендинга…".

По своей сути  позитивное отношение к марке располагает к выбору потребителем её товаров или услуг.   В терминах психофизиологии это обозначается "реакцией приближения", что говорит само за себя – бренд приближает потребителя к себе, как красивая и изящная женщина притягивает "нижнее полушарие мозга" у мачо и сердца просто настоящих мужчин. И если, подойдя к ней, он понимает, что не страдает астигматизмом и она не киборг пластических хирургов, т.е. убеждается в ожидаемой красоте внешней и внутренней – его уверенность в сделанном выборе растет.

Хоть в ситуации с маркой уровень взаимодействия немного другой, механизмы, лежащие в основе выбора те же.  Позитивный имидж должен себя подтвердить при контакте с его носителем.  Даже в предвыборной кампании при контакте с избирателями кандидату необходимо соответствовать своему имиджу во всем, и в предугадывании ожиданий от народа в том числе.

Важно отметить одну особенность. Разница в качестве в 10-15 % может быть незаметна при хорошем  отношении к марке (большинство людей чисто физиологически не могут определить разницу определённого параметра в 5-10%). Это как прощение друга за небольшую оплошность или недостаток, ведь в целом он вам нравится, но стоит незнакомому сделать то же самое, и вы уже недовольны и посылаете его в известные "курорты".

Тем не менее, для здоровья бренда важно подкреплять ожидания своих потребителей   качеством продукта, тем самым вы показываете своё отношение и преданность к ним и взамен вы получите доверие и признание, которые строят и укрепляют ваш позитивный имидж!

Интересные данные касательно отношения потребителей к мировым брендам получила Американская компания GMI Poll , исследовавшая отношение мировых потребителей к торговым маркам. Деловая газета "Бизнес" отмечает, что в хит-параде наиболее часто бойкотируемых брендов особо отличились Nike, Coca-Cola и McDonald’s. Россияне оказались не слишком оригинальны - им больше всего не нравится Coca-Cola.

Опрос, состоявший из двух частей, призван был выяснить, бойкотируют ли потребители товары известных брэндов, и в случае положительного ответа определить, какие именно. Абсолютными лидерами по бойкотированию стали китайцы - 57 % опрошенных. В списке бойкотируемых брэндов оказалось множество товаров местного производства, а также марка Sony. Германия стала лидером по бойкоту собственных национальных компаний. В черный список попали Adidas, Opel и Mercedes. В целом, около 36 % потребителей по всему миру, в основном мужчины, заявляют о своем неприятии некоторых брэндов. Особенно "немилы" потребителям оказались такие брэнды, как Nike, Coca-Cola, McDonald’s и Nestle.

Не смотря на возможные опасения, мнение потребителей о марке может и не оказывать прямого влияния на ее популярность. Несмотря на то, что 21 % французов и 36 % итальянцев заявляют о неприятии торговых марок Nike и Nestle соответственно, продажи товаров компаний в этих странах не снижаются. Как считает директор GMI France Мишель Пелегран, необходимо учесть, что ответы респондентов не всегда отражают их реальную манеру поведения, как это происходит, в частности, с ответами французов.

Высказанные мнения отражают давление социальной среды и исходят из этических соображений, что не отражает истинный выбор человека. Все знают, что курение вредит здоровью, даже сами курильщики отрицательно оценивают свои пристрастия, но продолжают курить. Психологические потребности и желания подсознательного сильнее мнения Эго. Запретный плод и тот сладок!

Отдельно стоит рассмотреть такое свойство как привлекательность, под которой мы будем понимать способность марки побуждать желание приобрести продукт.  Это очень важное свойство, которое в большей степени воздействует именно на подсознательный уровень психики – источник побуждающих мотивов и подводная часть айсберга всей психической энергии человека.

Привлекательность словно ореол вокруг марки, он излучает чарующий свет и наполняется особым магическим смыслом.

Для этой цели необходимо знать как можно побудить желания и какие методы и техники использовать, что будет рассмотрено подробней в будущей статье, касающейся создания образа бренда

Лояльность подразумевает под собой устойчивую приверженность потребителей к марке, продукту. То есть если перед потребителем встанет выбор между несколькими продуктами, то, опираясь на прошлый опыт контактов с маркой, удовлетворенностью её качества и совокупности связанных с ней ассоциаций, потребитель делает выбор в пользу зарекомендовавшего себя бренда. Здесь присутствует закон инерции, который есть и в мире психологическом. Когда у человека сформировались отношения с определенным продуктом, он частично сливается с его образом, продукт  связан со многими моментами его жизни, он как старый друг – лучше новых двух. Учитесь дружить с потребителем, сохраняйте целостность характера бренда, дарите ему приятные моменты изящной и эмоционально затрагивающей рекламой,   и тогда ваша марка станет неотъемлемой частью жизни потребителя.

Так как лояльность лежит в русле  отношений с потребителем, то здесь необходимо помнить о поддержании своего имиджа, сложившихся представлений о  марке на должном уровне. Доверие зарабатывается годами непосильным трудом, наличием внимания к потребителю, в основе которого обязательно должна лежать обратная связь как при непосредственным контакте с ним, так и через выявления и даже прогнозирования развивающихся тенденций. Только сохраняйте бренду его самость.

 Как можно изменяясь оставаться самим собой? Надо понять одну вещь. Человек с годами непрерывно изменяется, взрослеет, набирается опыта, многому учиться, но остается прежним, самим собой – привычки, манеры и походка остаются.  Смена образа бренда всё равно, что любимый вами друг резко изменил свой стиль жизни, стал пить, шататься по злачным заведениям или из доброго и обаятельного весельчака  превратился в черствого  и злого зануду.

Парадоксальности в сочетании изменения с сохранением целостности бренда нет. Изменения касаются товара или услуги, вариантов общения с потребителями, но не самого бренда. Так BMW идет в ногу со временем, изменяют дизайн автомобиля, увеличивают мощность двигателя, повышают безопасность и комфорт управления, но сам образ престижного высококлассного автомобиля сохраняется, взглянув ему в "лицо" вы ни за что не перепутаете его с Мерседесом или Ауди.

Мы доверяем тому, кого знаем, сохраняйте образ бренда, не забывая об изменениях в продукта, который вы производите. Polaroid не решился модернизировать свои фотоаппараты и остался в истории. Да, уметь оставлять следы в истории бренду необходимо, но еще важнее продолжать жить в настоящем и быть готовым к будущему.

Уникальность

Существуют еще несколько свойств, характерные уже для супербрендов – этакая троица: оригинальность, индивидуальность и уникальность. Они почти синонимичны и дополняют друг друга.

Оригинальность и индивидуальность, стоящие выше технического совершенства, даже комфорта или удобства, чаще всего востребованы в мире моды, являясь непременным свойством товаров выпускаемых в нише high fashion. В этом случае уникальность позволяет бренду передвигается с моделей одежды Gucci или Юдашкин,   в сторону парфюмерии и ювелирных изделий.    

В принципе требующие особого креатива и таланта свойства ведут к успеху и другие категории товаров. Тинькофф отличался уникальным позиционированием. Его образ ассоциировался с престижем, сексуальностью и успешностью. Бренд ассоциировался шикарным стилем жизни. В этом его уникальность.

Такой мировой бренд как IKEA почти со дня своего основания пронизан оригинальностью от создания товара до его продвижения. 

В середине 50-х основатель компании Ингвар Кампрад сделал два важных открытия. Во-первых, что продажа 600 стульев по доступной цене дает больше прибыли, чем продажа 60-ти, но с большой накруткой. А во-вторых, что мебель - больше, чем просто предметы.

Поняв, что нужно предлагать не вещи,  а решения для повседневной жизни, скандинавский предприниматель решил придать своему мебельному делу эмоциональную и духовную окраску. Это стало выражаться и в основном девизе IKEA – "Доступные решения для лучшей жизни".   

Уникальность бренда IKEA кроется и в умелом сочетании двух составляющих - доступности и стиля. Создатели бренда смогли объединить две тактики – невысокую цену и выгоду, получаемые покупателями и стильные  вещи, которые украшали их жизнь. 

Впрочем, талант компании на этом не исчерпывался, рекламные кампании IKEA всегда отличались нестандартностью, чувством юмора и некоторой провокацией, например, один из слоганов гласил, что каждый десятый европеец в мире зачат на кровати IKEA.   

Настоящая уникальность* продукта или способа его "подачи" способна в мгновение ока сотворить чудо и родить зрелый бренд. Появление такого продукта на рынке со скоростью света обеспечивает ему популярность и признание. Причем границы целевой аудитории могут быть размыты по любому определяющему критерию. Вспомните, как на рынок шагнул Тамагочи!

*Правда здесь необходимо сделать оговорку по поводу уникальности – она должна быть уместной. Предлагать навоз в качестве продукта питания достаточно уникально, но не уместно. 

В завершение нашего экскурса скажу ещё пару слов. Если вы решили "делать брэнд", то вся реклама должна быть посвящена именно "скреплению" слова и явления, а значит, она должна точно указывать на отличие вашего продукта от других (дифференциация), никакие "эмоциональные посылы" и привлекательные цвета не заменят этого и тут надо тщательно и жестко следить за поддержание исключительности образа вашего бренда и его свойств. 

Когда вы хотите достигнуть какой-либо цели, вам необходимо регулярно спрашивать себя: "Способствуют ли мои действия достижению намеченной цели?".  Поэтому, создавая и укрепляя бренд необходимо задаваться главным вопросом, характеризующим адекватность ваших действий в отношении вносимого вклада в развитие каждого из его свойств. И лучше, если ваша политика будет способствовать сочетанному развитию свойств бренда, действуя одновременно на нескольких флангах. Так, творческий подход с разумной оценкой  может обеспечить одновременный прорыв в известности, привлекательности и уникальности.

Ю.И. Корюкалов, М.В. Чуракова
Advrttology.Ru

22.09.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.04.2025 - 05:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация