Про дизайн

Только буква! Типографика в дизайне упаковки

Только буква! Типографика в дизайне упаковкиПри слове "типографика" многим дизайнерам срезу приходит на ум верстка книги, журнала или брошюры. Действительно, и прямой перевод английского "typography" звучит как "книгопечатание". Как и сам термин, так и его первичное значение относят нас к началу книгопечатания. Зародившись много ранее такой области приложения графического дизайна, как упаковка, типографика стала искусством выбора шрифта, форматов и пропорций, самого набора как средства коммуникации. Естественно, запечатываемые части объемной упаковки, представляемые двумерно, или этикетка, как листовая продукция, подчиняются тем же общим законам набора, что и верстаемая страница рекламного буклета.

Современная упаковка все больше впитывает приемы типографики, свойственные наборным изданиям. Теперь известные приемы верстки и дизайна, например обложки журнала, можно встретить на обычном пакете из-под обуви, а сочные формы отдельного шрифтового знака - на винной этикетке.


Пакет для обуви, дизайн Пеп Карио и Соня Санчес

Не удивительно, что типографика находится в основе упаковочного дизайна, потому что упаковка по существу заинтересована в распространении и даже продвижению информации. Продукты и изделия имеют собственные названия - брэнды с описанием содержимого и его потребительских характеристик. Существует необходимость в расположении на упаковке правил и инструкций пользования, компонентов продукта и их свойств, показаний и противопоказаний, предупреждения об опасности, предостерегающей клиента. Здесь же в обязательном порядке должна присутствовать информация о производителе. Все эти детали должны быть показаны на упаковке в четкой типографской манере, что позволит потребителям читать и, главное, понимать информацию, на которую они обратили внимание.


Вино Dehesa Gago, дизайн студии Grafica
Иногда, меньшее - это большее. Простое, но замечательное типографское завихрение. Обычная и одинокая "g" передает так много об испанском происхождении этого вина. Что является большим, чем его простота и это заставляет выделиться на переполненном рынке вина


Бальзам Vinagre de Modena, дизайн Энрико Агулеро
То же самое с буквой "m"

Современный дизайнер сталкивается с огромным множеством типографских выборов. Это касается и шрифтов, и манеры набора. Любой каталог библиотеки шрифтов предложит сотни вариантов. Некоторые из этих шрифтов почти столь же стары как появление книгопечатания. Можно вспомнить популярный до сих пор Baskerville, созданный Джоном Баскервиллем в XVIII столетии, или Bodoni от Джамбаттисты Бодони. Другие намного моложе - это изделия компьютерной технологии и нового программного обеспечения.

Первоначально задача дизайнера состоит в том, чтобы выбрать шрифт, который покажет информацию в формате легкого чтения. Такой выбор предопределен факторами подобно размеру упаковки или этикетки, степени информирования потребителя и технологии печати. Типоразмеры запечатываемых областей упаковки оказывают влияние на всю ее типографику, как формат многополосного издания диктует некоторые правила набора.
Типографский выбор важен при рассмотрении индивидуальности торговой марки. Шрифты, также как и люди, имеют характеры, которые могут эксплуатироваться дизайнерами. Этот характер может быть передан эффектом начертания шрифта - его смелостью или деликатностью - или собственными элементами знаков - типа лигатур, надстрочных элементов, засечек и петель - которые наполняют слова индивидуальностью.


Этикетка португальского вина Sogrape Vinhos, дизайн Льюиса Моберли
Строгий дизайн этикетки преднамеренно занят "историями" об изделии. Типографическое дополнение в виде типограммы определяет всю визуальную идентификацию продукта. Для каждого сорта вина предусмотрена уникальная типограмма


Этикетка испанского слабоалкогольного напитка Aigua de Valencia, дизайн студии Nacho Lavernia Asociados
Форма этикетки и смелая шрифтовая композиция нацелена на молодежную группу потребителей

Гротеск или антиква - этот вопрос в дизайне упаковки разрешается зачастую по простой методологии. Современная упаковка и молодежные брэнды тяготеют к шрифтам без засечек, рисованным или программно моделированным. Наоборот, изделия, которые хотят быть воспринятыми как классические или роскошные, или те, которые происходят от исторических или национальных традиций, могут использовать антикву или шрифты с орнаментальными украшениями.

Типографика может играть важную роль в связи с месторасположением торговой марки на упаковке. Используя те или иные приемы, дизайнер может сделать изделие для его восприятия потребителем классическим или современным, функциональным или ручной работы. Конечно, когда мы думаем о типографике в первом приближении, то вспоминаем набор шрифтов, установленных на компьютере, но этот термин также охватывает и процесс расположения надписи, сделанной вручную. Есть случаи, когда эта форма типографики, по мнению потребителя, может намного быстрее выделить товар из череды подобных.

Дизайнеры не ограничиваются выполнением классических правил набора. Шрифтовые комбинации и типограммы стали не столь редки в упаковке. Соблазн использовать форму набора для иллюстрации, созвучной продукту или его образу, заставляет использовать приемы текстового выделения или фигурного заключения информации в силуэт наряду с обычной традиционной типографикой.


Упаковка для нижнего белья Ocean, дизайн студии Ruiz + Company

Смелые решения характерны в первую очередь для рынка алкогольной продукции. В первую очередь это связано с жесткой конкурентной борьбой в этой области потребительского рынка. На этикетке вина разыгрываются баталии за кошелек покупателя. Часто визуальные средства применяются из разряда типографских приемов. Только шрифт видит посетитель винного отдела супермаркета на этикетках именитых производителей, а это значит, что типографика обрела мощного союзника-потребителя.

Сравнивая дизайн упаковки известных торговых марок и локальных брэндов, можно легко определить моду. Первыми выступают небольшие компании, стремясь выгодно выделится за счет дизайна. Полигоном для отработки воздействия дизайна упаковки на покупателя стали сети розничной торговли.


Упаковка обуви Audley, дизайн студии Lippa Pearce Design
Типограмма в виде отпечатков ботинок никого не введет в заблуждение - внутри действительно ботинки

Раньше собственная упаковка розничных продавцов по сравнению со своими современными коллегами выглядела несколько вторично. В ходу были подражания и версии известных торговых марок, пока законный натиск "больших" брэндов под угрозой юридического преследования не прекратил эту практику.

Сейчас вещи изменились до такой степени, что трудно в настоящее время сказать, являются ли это упаковка товаров известных марок или розничных продавцов, которые следуют впереди в упаковочном дизайне. Еще недавно в США, специальная упаковка для торговых сетей имела обыкновение быть только выхолощенной, розничные продавцы использовали только шаблоны в дизайне и строчили безликие ярлыки на изделия. За последние десять лет, частная упаковка стала бросать вызов непосредственно национальным маркам, соревнуясь с раскрученными брэндами в искушенности упаковочного дизайна и степени качества изделий. И здесь часто можно встретить скупой минимализм и швейцарскую типографику.


Косметические средства Marks&Web, дизайн студии GRAFIKA SARL
Японский дизайнер Тетсуо Хасегава применил минимализм в этикетке, пользуясь только средствами набора. Большой интерлиньяж придает воздушность и белизну - "моем, моем трубочиста, чисто, чисто…"

Впрочем, современное - порой хорошо забытое… Как крайность 1970-х еще недавно воспринималось применение минималистских правил так называемого международного (или швейцарского) стиля в оформлении упаковки. Если шрифт, то обязательно гротеск, если композиция, то несомненно асимметричная, если организация пространства, то по сетке и только по ней. И никаких виньеток! Мода на шрифтовой минимализм распространилась даже на такой консервативный пласт (из-за ярко выраженных потребительских качеств) графического дизайна как продовольственная упаковка.


Серия упаковки для торговой сети Selfridges Food Hall, дизайн студии R Design, Великобритания, начало 2000-х


Пиво "Баррель 112", дизайн Даффи Уолдвайд
Нарочитое подражание упаковке технических товаров, впрочем, название диктует

Так серия базовой упаковки ("Basic Pack") от системы универсамов Sainsbury в Великобритании в начале 1970-х подверглась таким революционным изменениям, что критика в адрес такого дизайна не замедлила появиться в консервативных изданиях туманного Альбиона. Изделия собственной марки Sainsbury были закодированы цветом с подавляющим использованием гротеска, как основного шрифта упаковки. Минимальные графические элементы и отказ от традиционного "викторианского" стиля в оформлении обыденных продуктов вызвал неоднозначную реакцию потребителя, несклонного видеть любимый пудинг в столь неброском виде. Напротив, модная графика в стиле "панк" оказывала кричащее давление на обывателя с другого направления. И от минимализма в упаковке пришлось отказаться. Но только на время… Десятилетия спустя упаковка в целом и торговых сетей в частности стала успешно эксплуатировать тему минимализма.


Базовая упаковка системы универсамов Sainsbury, Великобритания, начало 1970-х

Владимир Лаптев
журнал "ПРОсто дизайн"
Advertology.Ru

21.07.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.12.2024 - 12:58
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация