Контент-взрыв
Тем не менее, опыт других стран показывает, что после достижения рынком фазы зрелости ARPU можно не только удержать на определенном уровне, но и стимулировать его рост. Так считает Оксана Крюк, директор компании "Информационные коммуникации", организовавшая круглый стол на тему "Развитие рынка информационных контент-услуг в Украине". В мероприятии приняли участие представители как компаний, предоставляющих информационные услуги, так и операторов сотовой связи. В ходе круглого стола обсуждались вопросы развития рынка информационных контент-услуг на современном этапе, основные проблемы и тенденции, сопутствующие его становлению, и будущие перспективы.
Самым первым среди операторов контент-услуги начал развивать "Голден Телеком", запустивший сервис Infomania. Но активно рынок дополнительных мобильных услуг в Украине начал развиваться в 2003 году, когда основные операторы "Киевстар" и UMC начали сотрудничество с контент-провайдерами. В результате этого доходы от контент-услуг стали стремительно расти. Высокие темпы роста сегмента контент-услуг способствуют увеличению рынка дополнительных услуг, объем которого в 2005 году составил порядка 276 млн долларов. Хотя это немногим более 2% всех доходов от услуг сотовой связи.
Участники круглого стола уделили большое внимание вопросу сотрудничества компаний, предоставляющих информационные услуги, и операторов сотовой связи. По словам участников, их сотрудничество испытывает ряд проблем, связанных с требуемой операторами доли прибыли, пассивностью в продвижении и недостаточным финансированием новых сервисных проектов.
Андрей Онистрат, автор проекта "Мобильная справка Инфо 300", говорит об конкретном отношении разных операторов. По его словам, самые большие проблемы провайдеры испытывают, пытаясь внедрить свои услуги в UMC. В то же время другие операторы относятся к введению новых сервисов более лояльно. "Я рад, что у life:) сейчас появились правильные подходы, но еще год назад их условия были неприемлемы. В компании заявляли: 10% вам, 90% - нам, и платите 900 долларов за прямой номер", - рассказывает А.Онистрат. Нормальным же распределением доходов между оператором и провайдером считается соотношение 50:50. Хотя некоторые операторы предпочитают решать этот вопрос по-разному - в зависимости от конкретного провайдера и его услуги.
Елена Шнырова, менеджер по управлению продуктами компании "Украинские радиосистемы", заявила, что оператор Beeline заинтересован во внедрении всевозможных контент-услуг и открыт для сотрудничества на взаимовыгодных условиях со всеми провайдерами.
По статистике компании "Киевстар", на услуги информационно-справочных служб приходится 12% от всех голосовых контент-услуг оператора. Лариса Шуть, специалист развития М-коммерции "Киевстара", говорит, что за последний год резко возросло количество компаний, предоставляющих информационные сервисы - консультации по определенной тематике. Оператор переадресовывает много звонков на партнеров, предоставляющих информационные услуги.
Говоря о тенденциях, сопровождающих развитие украинского рынка контент-услуг, Алексей Паламарчук, управляющий партнер консалтинговой компании "Люди", отметил, что ввиду недостаточной информированности абонентов доходы украинских провайдеров значительно уступают доходам западноевропейских компаний, но при этом изменение ситуации в лучшую сторону является лишь вопросом времени. "Вот только решат ли эту проблему отечественные операторы или рынок будет захвачен иностранными компаниями?" - ставит риторический вопрос А.Паламарчук.
Как и в России, в Украине преобладают услуги кастомизации терминалов, то есть получение мелодий для звонков, картинок и т.п. Они составляют больше 55% от общих доходов. Однако в Украине информационно-развлекательные услуги более распространены, чем в России. Их доля превышает аналогичный российский показатель более чем в 2 раза. Такая популярность этого вида услуг привела к развитию IVR - интерактивной информационно-справочной системы, необходимой для автоматизации обработки запросов клиентов. На основе этой системы генерируется порядка 40% доходов от контент-услуг в Украине. Вместе с тем в Украине менее популярны услуги общения, а также мобильные игры (включая Java-игры).
Очень незначительными по сравнению с российским рынком остаются доли медиа-проектов. Также малая доля и мобильного маркетинга. Эти факты свидетельствуют об относительной неразвитости украинского контент-рынка.
Наибольшую сумму доходов от работы контент-провайдеров, по данным агентства iKS-Consulting, получает компания UMC - 56%. 41% приходится на долю "Киевстара". И лишь 2% - компании "Астелит", а 1% - всем остальным. А именно - "Голден Телекому" и "УРС".
Сложности работы на рынке информационных контент-услуг возникают вследствие высокой стоимости рекламы, низкого отклика потребителя на рекламу, консервативности населения при выборе источников информации, а также высокого уровня конкуренции. Такое множество факторов, по мнению аналитиков, может привести к уменьшению количества независимых игроков.
В то же время информационные контент-услуги имеют перспективы развития, если они будут популяризоваться среди абонентов мобильной связи. А также если появится уникальный и оригинальный контент, то проникновение сотовой связи будет увеличиваться, крупные локальные компании объединятся для реализации совместных проектов. Рынок также будет интенсивнее развиваться в случае входа на него иностранных контент-провайдеров. И в силу того, что в Украине доля информационных услуг в структуре доходов от контент-услуг превышает показатели Западной Европы (в 5,4 раза) и России (в 2,5 раза), эксперты считают, что при дальнейшей диверсификации рынка информационных услуг можно рассчитывать на продолжение позитивных тенденций в ближайшие годы.
Также со счетов не нужно сбрасывать развитие новых технологий и особенно запуск в ближайшее время мобильной связи третьего поколения. Так, "Укртелеком" уже начал тестировать платформу, поставленную шведским производителем телекоммуникационного оборудования Ericsson для создания участка тестовой сети мобильной связи 3G. По словам Игоря Сиротенко, заместителя председателя правления компании, "Укртелеком" планирует развернуть сеть мобильной связи третьего поколения в крупнейших городах Украины (Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Львов) до второго полугодия 2007 года. В дальнейшем планируется расшить сеть на областные центры и основные автомагистрали.
Высокоскоростная 3G-связь позволит запустить массу новых услуг, например, телевизионные трансляции всех каналов, как это уже функционирует в сетях операторов в развитых странах, а также предоставлять на качественно новом уровне уже существующие услуги. Вопрос также в том, смогут ли украинские провайдеры предложить принципиально новые услуги и продавать лицензию на них в другие страны, что также станет хорошим способом получения дохода и их развития.
ЭКСПЕРТИЗА
Алексей Данилин, аналитик агентства "iKS-Консалтинг":
В 2006 г. украинский рынок контент-услуг сохранит высокие темпы роста. Его объем, согласно оптимистическому сценарию, может увеличиться более чем на 70% и приблизиться к $90 млн. Однако следует помнить, что подобный рост достигается только "при прочих равных условиях". Сегодня на украинском рынке можно наблюдать тенденции, которые обусловили спад и стагнацию российского рынка мобильного контента в 2005 г. Среди потенциальных угроз необходимо выделить: пиратство и технологическую "продвинутость" ядра активных потребителей контента; накопление негативного опыта использования контент-услуг у абонентов, "перегрев" сегмента услуг кастомизации. Кроме того, как уже упоминалось, рост цен на ТВ-рекламу приведет к снижению рекламной активности контент-провайдеров, не аффилированных напрямую с медиа. При этом существенной компенсационной составляющей станет дальнейшее увеличение абонентской базы операторов, что неизбежно приведет к росту проникновения контент-услуг.
gazetaua.com
20.07.2006
Комментарии
Написать комментарий