Щиты пойдут под молоток
Практика заключения долгосрочных контрактов с операторами рынка наружной рекламы Москвы была введена в 2000 году. Схема выглядит следующим образом: городские власти заключают с оператором контракт, согласно которому рекламная конструкция может стоять на выделенном месте пять лет. За гарантированное место оператор перечисляет в городской бюджет фиксированную сумму за факт заключения контракта помимо арендной платы. В 2000 году пятилетние договоры с городом заключили владельцы 70% конструкций - те, кто смог заплатить единовременно от $0,5 млн до $1 млн в зависимости от числа оплачиваемых мест.
В этом году срок заключенных в 2000-м контрактов истек, и участники рынка начали с чиновниками переговоры по условиям их перезаключения. За право аренды одного щита 3 x 6 в центре оператору было предложено заплатить 350–500 тыс. руб., а на окраине города - 75–100 тыс. руб. В результате, например, крупнейший оператор News Outdoor должен был выплатить около $10 млн, а операторы из первой пятерки - по $4–5 млн.
На новые условия согласились большинство операторов. 17 мая комитет по рекламе и информации Москвы направил проект нового долгосрочного договора и соглашения о праве его заключения в правительство Москвы, и ожидалось, что операторы подпишут контракты с мэрией до конца июня. Но, как рассказал "Бизнесу" председатель комитета по рекламе Владимир Макаров, документы пока не согласованы. Более того, не исключено, что сбудется худший кошмар операторов: правительство Москвы, как сказал Макаров, может выставить места на открытый конкурс.
Стоит обратитьвнимание, что долгосрочные контракты у большинства операторов заканчиваются уже в этом месяце.
"В результате если идея конкурса реализуется, мэрия сможет сразу серьезно сократить количество конструкций в городе, чего правительство Москвы давно и добивается,- говорит гендиректор исследовательской компании „ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин.- Кроме того, это дает возможность городу сразу получить значительные поступления в бюджет. Город формирует лоты, назначает стартовую сумму, а дальше уже кто даст больше денег, тот и получит места". По его сведениям, некоторое время назад комитет рекламы обратился к TNS Gallup Media с просьбой провести исследование для расчета коэффициента К2, применяемого при определении величины ЕНВД для владельцев рекламных конструкций. "Впрочем, возможно, это делается, чтобы иметь обоснования для назначения цен лотов на конкурсе",- не исключает Березкин.
Получить комментарии у TNS Gallup Media "Бизнесу" в выходные не удалось.
Эксперты говорят, что если конкурс состоится, это приведет к полному переделу рынка: достаточным количеством свободных средств для участия в торгах обладают только два оператора - News Outdoor и Gallery Group. Они получили крупные кредиты от ЕБРР (соответственно на $130 млн и $75 млн), а Gallery Group к тому же около месяца назад разместила евробонды на $175 млн.
Президент Gallery Анатолий Мостовой заявил "Бизнесу", что его компания будет участвовать в конкурсе. В News Outdoor от комментариев отказались "до тех пор, пока не будет принято решение о проведении конкурсов".
"Если будет принято решение о проведении конкурсов на все конструкции, средним и мелким операторам делать там будет нечего - их места достанутся крупным игрокам",- говорит Андрей Березкин. Заместитель гендиректора компании "Вершина" Владимир Пантюхин еще более пессимистичен: "Это не выгодно никому: всегда найдутся люди с большими деньгами, которые будут готовы перебить предложение даже крупнейших операторов. Есть российские компании, у которых имеются деньги и которые могут захотеть выйти на этот рынок, есть и крупные иностранные операторы, например Viacom". К тому же, по мнению Пантюхина, победители обязательно захотят "отбить" средства, потраченные наконкурсах и на установку новых конструкций, за счет резкого повышения цен на рекламу. "В итоге расценки вырастут так, что денег на рекламу хватит только у транснациональных компаний",- опасается он. Глава компании "Вера-Олимп" Дмитрий Дюмин в связи с этим напоминает, что выставить места на конкурс чиновники хотели еще несколько лет назад, но от этой идеи отказались: "Мировой опыт показывает, что такие аукционы просто вынимают деньги из бизнеса и отрасль прекращает свое развитие на много лет вперед".
"Бизнес"
14.06.2006
Комментарии
Написать комментарий