Про образование в рекламе. Опять и снова
В японском языке есть такой замечательный термин "итиго итиэ". Переводится он так: "войти в форму, выйти из формы". Смысл этого выражения наиболее полно отражает восточное отношение к овладению профессией. Для того чтобы стать мастером (если в этом есть потребность), сначала нужно "войти в форму". То есть овладеть существующим опытом в данной области в теории и подтвердить знания практикой. В нашем случае такой школой может быть пресловутое "верхнее образование". Но только его недостаточно. Учебные программы не успевают за реальной жизнью. Необходимым моментом является многогранность обучения. Если пойти на поводу даже у самого великого гуру, очень трудно будет превзойти его – нужен более широкий кругозор. Нужно узнать мнения второго и третьего специалиста. Этот этап может потребовать долгих лет обучения.
Следующий, не менее важный шаг – "выйти из формы". Смысловое значений – "освободиться". Освободиться от догматов и каких-либо стереотипов мышления. Позволить сосуществовать в себе противоречивым мнениям. Учитывать их, но не слепо руководствоваться. Освободить мышление из клетки. Дело в том, что, не сделав этого, мы сможем лишь повторять существующие решения. Но возникнет новая проблемная область, и потребуются новые географические карты ответов. Их может и не оказаться вовсе. Что же делать, блуждать наугад? Зачастую это обходится слишком дорого. Тогда нам нужен компас! Его роль как раз и сыграют полученные нами на предыдущем этапе знания. Они позволят нам гораздо быстрее и эффективнее отыскать оптимальное решение.
Подобная схема, несмотря на свою привлекательность и проверенную работоспособность, требует существенных затрат единственного невосполнимого ресурса – времени. Жизнь все ускоряется и подрастающее поколение редко готово к таким длительным инвестициям. Нужен более совершенный механизм обучения. Более быстрый и эффективный. Соответствующий требованиям времени. Возможно легче будет усовершенствовать существующий?
Единственной возможностью ускориться автор видит реформацию мышления учащихся. Переход от предметного мышления - к образному. Многие ситуационные решения похожи, и в основе своей имеют один и тот же механизм. Зачем же изучать сотни идентичных коммуникаций? Можно ведь изучить базовую модель и понять на ее основе множество вариантов реализации. Эти рассуждения порождены изучением различных религиозных писаний. В не зависимости от вероисповедания они, в массе своей, основаны на переплетении законов и притч. Религиозные писания оттачивались веками, что повышает их коэффициент надежности. Именно на законах и притчах основываются великие учения, привлекающие многомиллионные армии последователей.
Печальной действительностью является страстное желание многих рекламных гуру создать именно законы. Видимо отсюда и пошло выражение "законодатель моды / рекламы /…". Но законы – это убийство образного мышления. Рекламному образованию нужны еще и притчи, байки – пища для анализа. Глупо надеяться на свежие решения от человека в законодательной клетке. От человека "в форме". Нужно наделить его возможностью вырваться за рамки суждений и общественного мнения. Не убрать клетку, а открыть дверь. Такие идеи уже живут: небезызвестная книга "Маркетинг в стиле ФАНК" - еще одно тому подтверждение. Но этого мало, нужна настоящая революция. Революция мышления. Это большая ответственность. И возложить ее можно лишь на современных культовых личностей рекламного рынка. Именно от их действий сегодня зависит: будет ли бренд "Российский (Украинский) рынок рекламы" брендом завтра, или останется еще одним "интересным явлением"? Строительство бренда – длительная и кропотливая работа. Но ведь великий человек потому и великий, что решает великие задачи.
09.06.2006
Комментарии
Написать комментарий