Статьи

Щас спою

Владельцы многих российских компаний, как главы маленьких государств, считают необходимым иметь свой гимн. Они рассматривают музыку как инструмент укрепления лояльности сотрудников. Стоит такой инструмент недорого – слова с музыкой и авторство продаются в среднем за $2000 – 3000. 

Ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности 4 сентября в центральном офисе ЛУКОЙЛа провели конкурс корпоративной песни. Лучшей была признана песня Сергея Осетрова из "ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукта". Конкурс проходил в два этапа. Сначала – в дочерних компаниях, а потом на уровне центрального офиса. В общей сложности комиссия оценивала более 40 произведений. В финал вышли пять песен, и победитель был определен путем голосования участников торжественного собрания в честь Дня нефтяника. "Конкурс – это замечательное мероприятие для сплочения коллектива, – говорит главный брендмейкер Центра аудиобрендинга Ксения Светличная. – Но я не уверена, что полученный в его результате продукт окажется качественным и будет пригоден как корпоративный гимн. Каждый должен заниматься своим делом".

Кто в доме хозяин

Одну из лучших коллекций корпоративных песен удалось собрать владельцам некоммерческого музыкального интернет-проекта "Шаурма рекордз". Сегодня она содержит более 200 песен. Правда, на сайте опубликованы далеко не все. "Люди часто делают ремейки известных композиций, – рассказывает сотрудник "Шаурмы рекордз", пожелавший сохранить анонимность. – Стиль песен полностью определяется вкусами сотрудников компаний – это может быть и бардовская песня, и шансон. Если музыку заказывают у профессионалов, то аранжировка обычно соответствует деятельности компании. Например, мобильные операторы предпочитают звонкие веселые звуки. Но в основном все корпоративные песни можно отнести к стилю "полуармейского пафоса".

Одним из ярких примеров пафосного стиля или, как любит говорить Ксения Светличная, "классической советской эстрады" можно назвать корпоративную песню объединения "Волгадизельаппарат". "Когда я впервые принесла ее аранжировщику, то он упал на клавиши и рыдал, – вспоминает Светличная, – потому что теоретически это вообще не поется. Есть такой город Маркс в Саратовской области, а в нем градообразующее машиностроительное предприятие "Волгадизельаппарат", которому уже 150 лет. Именно там выпускались первые тракторы в России". Понять знакомого аранжировщика Светличной несложно. Достаточно представить себе, как должна звучать песня со следующими словами: "Знают "Волгадизельаппарат" в каждом уголке большой России, наш завод талантами богат, наш завод традициями сильный. Как Волга начинается из ручейка, так утро в Марксе начинается с гудка. "Волгадизельаппарат", "Волгадизельаппарат", над родимым краем блеск твоих наград". Интересно, что директор завода Вячеслав Покровский сам оказался поющим персонажем. Ксения Светличная помогла ему записать два диска. Первый диск открывает корпоративная песня завода. А для второй пластинки Покровский исполнил гимн уже целого города Маркса в стиле шансон, продемонстрировав таким образом, "кто в доме хозяин".

Типичная история создания у гимна компании "КонсультантПлюс": "Не боги, не герои – обычные таланты – нас много по России, и скажем без прикрас: "Хотя мы и не ангелы, а просто консультанты, святой корпоративный дух объединяет нас!" В 2002 году в "КонсультантПлюс" провели конкурс на лучшую корпоративную песню, в котором победила сотрудница компании Наталья Мельникова. Музыку к ее стихам написал профессиональный композитор Александр Соколов. Впервые эта песня прозвучала в концертном зале "Россия" на праздновании десятилетия компании. Она понравилась всем и сразу. Теперь композиция звучит на всех внутренних мероприятиях "Консультанта". Обычно проигрывается только один куплет. "С точки зрения текста и музыки – это слезы. Будете плакать, – оценивает данную работу Ксения Светличная. – Песню записали сами сотрудники. Но они ее любят, и поэтому музыка работает".

Проводить конкурсы песни среди сотрудников любят многие российские компании. Поскольку написание музыки в отличие от сочинения слов требует специального образования, мелодию на текст победителя заказывают профессионалам. В принципе, композиторам не очень нравится, когда им приносят любительские стихи. С другой стороны, работа есть работа. Правда, сами композиторы стараются не афишировать свою корпоративную деятельность.

Трансформеры и сектанты

Отрывки из некоторых корпоративных песен используются в рекламе. В качестве примера можно вспомнить гимн "Техносилы", который заканчивается как раз словами, в свое время звучавшими в рекламном ролике компании: "Техника, обученная верно, рада вам служить. Техно, техно, "Техносила" каждый час! Техно, техно, "Техносила" любит вас!" "Это хороший образец песни-трансформера, – замечает Ксения Светличная. – Идеально, когда корпоративную песню можно разобрать на "запчасти" – мелодии, отдельные фразы, логотипчики. Единственное замечание – то, что фраза "Техносила" любит вас" звучит в миноре, а не в мажоре, а грустные интонации не очень привлекают клиентов".

Представительствам зарубежных компаний в России несколько сложнее изобретать что-то свое. Им корпоративный стиль диктуется сверху. Гимн компании Avon создан более десяти лет назад. С тех пор его текст был переведен на десятки языков, так как Avon работает более чем в 150 странах мира. "Мы старались адаптировать международный гимн компании под российский менталитет и сделать созвучным сердцам российских сотрудников, – рассказывает Оксана Молдованова, старший специалист по связям с общественностью российского подразделения Avon. – Мы пытаемся донести до них две простые идеи. Первая – это то, что Avon заботится о женщинах, меняет их жизнь в лучшую сторону. Вторая – идея сплоченности: "Мы – одна семья, здесь нас ждут друзья, радость встречи объединяет нас". Мы записали гимн в профессиональной студии, и он стал звучать на всех внутрикорпоративных и внешних мероприятиях".

Читать тексты такого рода гимнов зачастую бывает просто страшно. Это типичные стихи какой-нибудь секты. "В душу глубже проникая нам, сердце делая добрей, пусть тебе и мне светит он сильней – луч надежды, любви волшебный свет". Это слова первого куплета. Припев же и вовсе говорит о чем-то эзотерически сокровенном, что позволяет сотрудникам компании куда-то вести своих клиентов: "Направляя людей, станем мы сильней. Мы – компания для женщин, Avon. И пусть наш упорный труд нам проложит путь в мир надежды и любви друзей". "Самые неинтересные гимны – те, которые могут подойти любой компании, – убеждена Ксения Светличная. – Песни о счастье всего человечества неубедительны. Цель любой фирмы – заработать деньги, а не осчастливить весь мир. В противном случае это уже секта, а не коммерческая организация. Кстати, среди корпоративных песен очень много таких вот "гимнов сектантов" типа "святой корпоративный дух объединяет нас".

Дуб у проходной

И все же в хорошей корпоративной песне обязательно должно быть что-то сокровенное, что понимают только сотрудники компании. Нечто, что им близко. Профессионалы советуют использовать поменьше хвалебных слов в адрес себя любимых, потому что это воспринимается как неискренность. Вместо этого лучше находить маленькие профессиональные "фишки". Что-нибудь наподобие "дуба перед нашей проходной". То, что будет трогать только "своих". "Гимн не должен быть длинным, достаточно двух – двух с половиной минут, – говорит Ксения Светличная. – Два куплета – не больше. Лучше припев как следует отработать".

"А мы с тобою, друг, качаем газ, спасая энергетику России", – и в голове сразу возникают образы суровых мужиков, которые вместе с газом качают свои "бабки" и с удовольствием исполняют песню. Музыкальное произведение, из которого взята эта строчка, сочинил Владимир Тумаев, генеральный директор компании "Спецгазавтотранс". Заканчивается его песня словами "мы на посту, и газ дает "Газпром", и ни к чему подробности об этом". Тоже, конечно, не Пастернак, но уж лучше такая гротескная, мужицкая прямота, чем "святой корпоративный дух".

Евгений Добров, директор медиацентра "Добров Sound", занимается корпоративными песнями около двух лет. Недавно ему довелось поработать над гимном для московской школы № 814. "Обычно люди обращаются к профессионалам уже после того, как сами попробовали что-то написать, – рассказывает Добров. – Почувствовав, что получается плохо, идут к нам. Как правило, клиенты не очень капризничают. Сам по себе жанр корпоративной песни весьма своеобразный. Это не песня для шоу-бизнеса. Это выражение эмоций, знаковых моментов в жизни предприятия. Не могу забыть совместную работу с Ксенией Светличной над песней для строительства дороги Чита – Хабаровск: "Дорога Чита – Хабаровск. Хаба – Чита. Хаба – Чита".

Эти слова звучали из динамиков автопробега "Владивосток – Москва – Владивосток", организованного движением "Молодая Россия". Московские студенты в августе 2005 года проехали по всей стране, чтобы презентовать свою идею "Молодой БАМ". Они хотели привлечь молодежь на строительство автодороги Чита – Хабаровск. Интересно, что авторство этой песни тогда приписали участникам автопробега. А когда песня прозвучала в сентябре на вечере студенческих отрядов в МГТУ им. Н.Э. Баумана, то ее авторство отдали некой девушке, успевшей побывать практически во всех экспедициях строительных отрядов этого института.

В принципе, авторы корпоративных песен не претендуют на сохранение своих имен в анналах истории. Заказавшая песню компания покупает и слова с музыкой, и авторство. Стоимость корпоративного "шедевра" у профессионалов начинается от $2000. В Москве – в среднем $3000. Причем половина стоимости уходит на студийные расходы.

Чем "Евросеть" не звонит об угол

Слухи о том, что сотрудники "Евросети" начинают свой рабочий день с гимна, не подтвердились. Зато выяснилось, что у компании есть целых две версии корпоративной песни. При этом если первая версия, сочиненная в 2002 году, каким-то чудесным образом обходилась без ненормативной лексики, то новый вариант позволяет себе "перчику". "Мы используем гимн в основном на корпоративных мероприятиях: Новый год, день рождения компании, акции, награждения продавцов, – рассказывает руководитель отдела по работе со СМИ Татьяна Гуляева. – Также его можно услышать в нашей справочной службе в режиме "ожидания".

"Не представляю, как мы жили друг без друга!
А по-другому нам не надо и нельзя!
И чтоб звонили мы не я….ми об угол,
А чтоб звонили мы любимым и друзьям!
И каждый миг о нас слагают небылицы
Немало сплетен о салонах "Евросеть"!
К нам ходят люди, люди видят наши лица
И повторяют: "Цены просто о…еть!"

Как это делается

По словам профессионалов, компаниям, решившимся на создание корпоративного гимна, лучше всего обращаться не к частному композитору, а в какое-нибудь рекламное или брендинговое агентство. Стоимость изготовления качественной корпоративной песни начинается от $2000.

Сроки изготовления зависят от желания и финансовых возможностей заказчика. В экстренных случаях песню можно написать и за один день. Если же особенного цейтнота нет, создание музыкального произведения проходит в два этапа. На первом заказчику демонстрируется несколько "полуфабрикатов" (обычно – первый куплет плюс припев), из которых он выбирает тот, который больше других соответствует его видению гимна компании. Автор доделывает песню в ключе, который приглянулся клиенту, и на втором этапе сдает ее окончательный вариант.

В договоре с исполнителем необходимо четко прописать все нюансы относительно прав на результат работы. Обычно авторы не настаивают на своих правах. Единственное, на что они могут обратить внимание, – чтобы без их ведома никто не менял в песне слова.

Елена Абрамова
Компания

12.05.2006

на печать


Комментарии

ГРУСТНАЯ
12.05.2006 15:13 | сообщение #1
 

а меня всягда умиляло взаимодействие трогательного и аболютно некритичного отношения боссов ко всякому корпоративному бреду и вымученно-патриотической преданности трудовых коллективов.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 08:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация