Статьи

Черный PR – это фантом или Называть вещи своими именами!

26 апреля на церемонии вручения премии "Серебряная калоша" в номинации "Пиар года или Приступ пиареи" победил депутат Госдумы Алексей Митрофанов и его фильм "Юлия". А ведь не так давно журнал "Сообщение", журнал о развитии общественных связей (РОС), не рискнул назвать "Юлию" РОС-проектом, ограничившись присуждением ему звания именно "пиар-акции". Настоящий ли "пиар" стоит в центре внимания?

Пиар, черный пиар, имидж PR-специалиста, ребрендинг PR, РОС – это волнует каждого профессионала в области развития общественных связей. По поводу происхождения и соотношения этих понятий можно было бы написать диссертацию, но – ограничимся "гневной" статьей.

Сапожник без сапог?

Не секрет, что слово "пиар" и такие его производные, как "пиариться", "отпиариться" (по полной программе), "пропиарить", "распиарить", "пиарщик" и другие стали словами общеупотребимыми. Примечательно, что все они носят как минимум пренебрежительный, а как максимум – негативный оттенок. Известный гуманитарный технолог Ефим Островский – специалист в области развития общественных связей и признанный РОС-мастер, – слово "пиарщик" давно считает ругательным. Согласны?

Пиар с таким душком – это сильный урон по имиджу профессии "PR-специалиста". В общем-то, это прямой вызов самим профессионалам. Не будет же, в самом деле, ходить сапожник без сапог, а pr-специалист без позитивного имиджа? Вот какие есть предложения:

  1. Переименовать профессию, затронув суть ( провести ребрендинг))
  2. Называть вещи своими именами
  3. Преподавать PR как науку

Коктейль Молотова: Откуда все пошло-поехало?

Для начала попробуем понять, откуда есть пошла ненависть к PR и людям, его делающим? Возможно, причина та же, что и у отношения к журналистам, как к "продажным сволочам". Во времена экономических кризисов они, как и многие другие люди, судорожно искали средства к существованию. Журналисты пробавлялись не только "джинсой", но и подрабатывали рекламными агентами. Я знал и такие экзотические случаи, когда редактор одной региональной газеты упрашивал своего верстальщика в обход рекламной службы газеты вставить текст с фотографией местной кафешки. А мешать журналистику с рекламой – это очень вредно. Сначала теряется доверие к журналистам, потом - к товару, а в конечном итоге страдает потребитель.

Но "инициативы" самих журналистов - это небольшие объемы. Большая игра и большие фолы начались тогда, когда к ним с крупными заказами от имени больших заказчиков-клиентов обращались PR-специалисты. И это они развратили журналистов "гонорарами" за хвалебные или иного рода тексты. По идее, профессия журналиста – искать информацию, а PR-специалиста – доставлять ее по месту требования. Когда в цепь функциональных обязанностей вписываются лишние деньги, происходит ломка сложившихся границ "можно-нельзя". Вот и поломали.

Ребрендинг

Кажется, что все беды негативного оттенка значения слова "пиар" отчасти лежат на плечах невежества. Если бы аббревиатуру PR смогли перевести на русский язык вовремя и правильно, кто знает, как бы сложилась судьба многострадального "пиарщика"?

С другой стороны, специалиста по HR-уважают больше. "Эйч-ар" - тоже не совсем русское слово. Но он ведь – не публичный человек, правильно? Значит, и ответственности меньше. И не будем себя тешить мыслью, что если собаки лают, то казак, то есть пиарщик – в седле. Например, другие публичные профессии заслуженно пользуются уважением: артисты, ученые, писатели и некоторые другие.

Итак, спохватившись, слово PR перевели как "связи с общественностью". Ну связи, да… С кем-кем? – С общественностью, так ее раз так – куда она не в свое дело лезет! Есть здесь элемент пренебрежения к общественности, не так ли? Если мы обратимся к истокам PR, на его родину в США, то увидим, что там уже давно нет Public Relations, а есть – Public Relations Development. В переводе это означает "развитие общественных связей" или сокращенно РОС. По-моему, очень осмысленным будет ответ на вопрос – в чем же суть PR-деятельности? – В развитии общественных связей.

Называть вещи своими именами

Черный PR все чувствуют, видят и называют, когда распространяют негативную информацию. А PR видят там, где идут комментарии известных людей. Вообще-то, по всем правилам, PR должен быть незаметен и гармоничен. Тогда он работает. А все остальное к PR или как мы выяснили к РОС – отношения не имеет. В связи в этим предлагаю называть явления своими именами. Вот краткий словарик:

Черный пиар – компромат, ложь, клевета, искажение и подтасовка фактов,  и прочее – в зависимости от исполнения. Смешно иногда слышать такие комментарии "…Его действия эксперты тут же назвали черным PR..."

Пиариться – выпендриваться, высовываться, рисоваться.
Отпиарить – смыть позор газетными статьями, а не делами.
Отпиариться (-ся) – высказаться ради того, чтобы высказаться, сказать хоть что-то; засветиться.
Распиарить (-ся) – выставить (-ся), "засветиться" так, чтобы помнили только в момент этой самой засветки.

Этот словарь вы можете продолжить сами. А с Ефимом Островским после этого, пожалуй, можно будет согласиться…

Преподавать PR как науку

Растет новое поколение PR-специалистов. Неужели им тоже предстоит стать "пиарщиками", чтобы каждый день кого-то или что-то "пиарить"? Не за этим идут в профессию. Старшим товарищам, неотягощенным первородным грехом, надо объяснять, что такое классический PR. Напомним цитату известного PR-специалиста Фрейзера П.Сайтела: PR – это определенная функция управления, которая способствует установлению и поддержанию взаимодействия при общении, понимании, восприятии и сотрудничестве… 

Каждый на своем отдельно взятом месте должен доказывать высокие принципы профессии: Взяток журналистам не давать! Говорить только правду! Любить клиента! Быть открытым и внимательным к мнению собеседника! и так далее. И помним, что PR – это всего лишь часть общего продвижения наряду с маркетингом и рекламой. Всем будет лучше, если в этой тройке у каждой "головы" будет позитивный имидж.   

Роман Масленников
ПРОСТОР

10.05.2006

на печать


Комментарии

kotlenok
10.05.2006 9:47 | сообщение #1
 

Совершенно с вами не согласна! Прочитав вашу статью можнореально подумать, что все ПР специалисты лживые обманщики, коварные вредители и вообще гадкие люди, и вы утверждаете, что все именно так и думают!!! простите а Вы что исследование проводили??? и задавали вопрос людям кто такой Пиарщик??? и люди Вам так и отвечали, что это обманщик и мошенник???? не поверю (но если Ваши выводы основаны действительно на исследовании, то приношу свои извинения, значит я живу в другом мире). Насколько мне известно наше общество еще не совсем привыкло к терминам пиарить и пиарщик и точного значения этого слова мало кто скажет, а по поводу статей и подтасовкифактов так здесь сорее все палки летят в журналистов, а как раз пиарщик и остается в тени!!! Обычные люди которые не сталкиваются с пиаром и не занимаются им вообще не скажут вам кто такие пиарщики и чем они занимаются!!!!!!! А по поводу преподавания, так в институтах со специальностью реклама и ПР именно эта дисциплина и преподается!

Роман
10.05.2006 12:18 | сообщение #2
 

Одно из исследований. Впрочем и без этого отношение к "пиарщикам" прочувствовать можно.

http://www.rwr.ru/?rubr3=18308&c=24070&day=2147&r=rubr3

i am
10.05.2006 18:29 | сообщение #3
 

а, может, студентов и тянет профессия "пиарщик" как запретный плод...

Ксенёнок
10.05.2006 20:51 | сообщение #4
 

Человек, обладающий прекрасными познаниями в искусстве PR может многое: влиять на психическое состояние людей, "впаривать" то, что людям не нужно, при этом они будут думать: "как мы раньше могли без этого?" Настоящих пиарщиков можно по пальцам пересчитать. И среди этих талантов действительно много гнусных людей, но такова жизнь и таков PR!

Shermax1
11.05.2006 8:20 | сообщение #5
 

Мне так кажтся - PR-деятельность компании зависит от общего уровня ее маркетинговой культуры. Если организация относится к своим контрагентам, как к быдлу, а не как к деловым партнерам (касается как партнеров по бизнесу, так и потребителей) - то и PR будет соответствующий. Согласитесь, что огромная часть бизнеса существует не на правовой и научно-прикладной основе, а по принципам животного мира. Тогда о каком цивилизованном Пиаре можно говорить в период первоначвального накопления капитала и при отсутствии цивилизованного, ориентированного на потребителя рынка.

kotlenok
11.05.2006 10:44 | сообщение #6
 

Роман, нет подождите Вы мне прислали ссылочку с опросом PR специалистов, а где опрос населения????? Если Вы делаете выводы о том, что о наших PRщиках сложилось такое отрицательное мнение, значит этот вывод сделан на каком то основании. Мне правда очень интересно почему Вы так утверждаете??? Если это Ваше личное мнение, то тогда так и пишите.
Цитата: "..."пропиарить", "распиарить", "пиарщик" и другие стали словами общеупотребимыми. Примечательно, что все они носят как минимум пренебрежительный, а как максимум – негативный оттенок." - кто Вам такое сказал????? Откуда Вы это взяли????? Почему?????
Цитата: "...откуда есть пошла ненависть к PR и людям, его делающим?" - с чего Вы взяли, что есть ненависть????? Обычный человек незнает кто такой "пиарщик" и чем он занимается, откуда у него ненависть?????????

Shermax1
11.05.2006 14:50 | сообщение #7
 

Согласен с kotlenokом. Народ, в основной своей массе, просто теряется в заимствованных терминах! И если спросить обычного человека, не имеющего отношения(а очень часто и имеющего) к Пиару, рекламе, маркетингу - чаво изних чо - получим маловнятное фантастическое объяснение, далекое от истины. Если спрошу своих родителей (людей образованных и идущих в ногу со временем), как они относятся к пиарщикам, то кроме удивления в глазах, услышу просьбу не ругаться нецензурно в их присутствии, дабы в краску не вгонять.

Гость
12.05.2006 7:32 | сообщение #8
 

Роман, чем Вас так злобные и коварные пиярщики обидели. Можно подумать они только тем и занимаются, что сидят и думают какую-бы козню напиарить.

Oz_oes
12.05.2006 13:37 | сообщение #9
 

8) Однако... Действительно по прочтении статьи сложилось впечатление, что автора обидели, уж очень однобоко все освещено. И оч напоминает черный PR на PR :)) Интересно кто заказчик? :D

101
12.05.2006 13:53 | сообщение #10
 

Ксенёнок натолкнул еще на одну мысль. Не "впаривать", а "впиаривать". Занесите в список)

Роман Масленников
20.06.2006 0:36 | сообщение #11
 

Вот, единомышленники:

http://www.pr-club.com/BlackPR.shtml

PROPAN
20.06.2006 19:26 | сообщение #12
 

Согласен с автором статьи на 100%. С некоторых пор при знакомстве с новыми людьми, не из сферы маркетинга. стараюсь предсталяться или журналистом или рекламистом. Заметил, что люди легче воспринимают эти профессии, чем одиозное "Пиарщик". Да что говорить, в Британии профессию официально признали пару лет назад.

KORV
21.06.2006 10:05 | сообщение #13
 

Очень ёмко - ПИАРасты, жаль что не я придумал это слово, и нет необходимости использовать все вышеперечисленные эпитеты и тем более проводить какие либо исследования или опросы на эту тему.(ИМХО)

bililu
21.06.2006 23:44 | сообщение #14
 

Пока у людей, которые претендуют на то, что могут рассуждать о паблик рилейшнз как участница разговора,
которая написала, цитирую: "Совершенно с вами не согласна! Прочитав вашу статью можнореально подумать, что все ПР специалисты лживые обманщики, коварные вредители и вообще гадкие люди, и вы утверждаете, что все именно так и думают!!! простите а Вы что исследование проводили??? и задавали вопрос людям кто такой Пиарщик??? и люди Вам так и отвечали, что это обманщик и мошенник???? не поверю (но если Ваши выводы основаны действительно на исследовании, то приношу свои извинения, значит я живу в другом мире). Насколько мне известно наше общество еще не совсем привыкло к терминам пиарить и пиарщик и точного значения этого слова мало кто скажет, а по поводу статей и подтасовкифактов так здесь сорее все палки летят в журналистов, а как раз пиарщик и остается в тени!!! Обычные люди которые не сталкиваются с пиаром и не занимаются им вообще не скажут вам кто такие пиарщики и чем они занимаются!!!!!!! А по поводу преподавания, так в институтах со специальностью реклама и ПР именно эта дисциплина и преподается"
И пока на ту же тему будут рассуждать ПиарАсы, которые банальны в своих выдумках, цитирую:
"Очень ёмко - ПИАРасты, жаль что не я придумал это слово, и нет необходимости использовать все вышеперечисленные эпитеты и тем более проводить какие либо исследования или опросы на эту тему.(ИМХО)" -пиарщики так и останутся пиарщиками.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.01.2025 - 11:57
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация