Игорный бизнес оставили без названия
С 1 апреля залам игровых автоматов запрещено помещать на вывеске слова "игровые автоматы". Подписанный в понедельник президентом новый закон "О рекламе" закрепляет ужесточение требований к рекламе игорного бизнеса. В минувший вторник свое толкование буквы закона местным бизнесменам представили сотрудники Территориального управления Федеральной антимонопольной службы (ТУ ФАС). Предприниматели считают, что вместо ясных правил игры документ породит множество новых вопросов.
По замыслу законодателей и лоббистов, среди которых оказались ведущие московские операторы рынка наружной рекламы, новый закон "О рекламе" должен более четко регламентировать взаимоотношения бизнеса и власти. Одновременно закон ужесточает требования к рекламе целого ряда видов деятельности, одним из которых является игорный бизнес. Часть нововведений были оформлены поправками к действующему закону и вступили в силу в конце января. Во вторник на круглом столе в Торгово-промышленной палате Петербурга своим толкованием буквы нового закона с предпринимателями поделились представители ТУ ФАС. Ответ начальника отдела по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе ТУ ФАС по Петербургу и Ленобласти Натальи Плошкиной на абсолютное большинство из двух десятков составленных предпринимателями вопросов к мероприятию оказался один: нельзя.
Закон ставит рекламу игорного бизнеса в еще более жесткие рамки, чем рекламу пива. Казино и залы игровых автоматов полностью лишились права на наружную рекламу и рекламу в Интернете, на публикацию информации о розыгрышах призов, на размещение товарных знаков при спонсировании каких-либо мероприятий (см. вынос). Уже с 1 апреля залы игровых автоматов (всего в Петербурге более 500 таких заведений) не смогут помещать на вывеске слова "игровые автоматы". Взамен, по словам президента Общественного совета по рекламе Петербурга и Ленобласти Сергея Пилатова, предприниматели получили "полную свободу для замены наименований 'игорный зал' или 'зал игровых автоматов'".
Впрочем, предлагаемые пока эвфемизмы "центр досуга" или "зал развлечений" не вызывают энтузиазма ни у представителей бизнеса, ни у контролирующих органов. Госпожа Плошкина не сомневается, что новый закон вызовет "неоднозначные толкования", и обозначила позицию ФАС: антимонопольное ведомство будет руководствоваться понятиями, взятыми из Налогового кодекса и толкового словаря. Из последнего чиновница привела определения здания, строения и сооружения - на всех этих объектах предприятиям игорного бизнеса реклама запрещена. В этом пункте мнение чиновницы ФАС разошлось с подготовленным юристами Городского центра размещения рекламы (ГЦРР) и комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) информационным письмом, которое допускает возможность установки на казино логотипа заведения.
"Но я могу рекламировать развлекательный центр, не объявляя название расположенного внутри него казино?" - поинтересовался заместитель гендиректора "Конти-групп" Игорь Бедных. "Можете сколько угодно", - отреагировала представительница ФАС. Однако возможность размещения товарного знака "Конти-групп" на теннисном турнире St. Petersburg Open госпожа Плошкина отвергла, несмотря на утверждение господина Бедных о том, что группа является совладельцем турнира. По мнению господина Пилатова, не дожидаясь вступления закона в силу, уже в ближайшее время контролирующие органы "пойдут шерстить всех в Питере и Москве", приводя вывески заведений игорного бизнеса в соответствие со своим пониманием новых требований.
Игорный бизнес, в свою очередь, намерен изменять рекламу в соответствии с собственными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Так, сеть "Вулкан" уже подредактировала свои вывески, убрав с них упоминание об игровых автоматах. "Будем ждать судебной практики, - поделился с Ъ Игорь Бедных. - По большинству вопросов ответы ФАС невнятны и не несут никакой конкретики. Законодателей раздражало сверкание и сияние, но по каким критериям его оценивать? Одну лампочку можно, а двести - нельзя? Вместо определения четких правил игры в нашем бизнесе на ближайшие восемь-десять лет новый закон породил только множество новых вопросов". Антимонопольная служба готова к валу судебных разбирательств. "В наших питерских судах почему-то так сложилось, что первую инстанцию мы проигрываем, - отметила Наталья Плошкина, - но зато добиваемся своего в судах высших инстанций".
Отметим, впрочем, что все это вряд ли уменьшит количество игорной рекламы на улицах Петербурга. Уже в среду ГЦРР заявил об отсутствии разногласий с ФАС. "Мы будем совместно вырабатывать общие требования, применяемые к игорным заведениям в Петербурге, особенно в случаях размещения товарных знаков. Вопросы же оформления (яркости, размера и дизайна вывесок) будут переданы в ведение КГА", - пояснил Ъ заместитель директора ГЦРР Николай Подченков. Что и понятно: ежегодные поступления в петербургский бюджет от наружной рекламы игорного бизнеса составляют $1 млн, и город не намерен распрощаться с этими средствами.
Закон ставит рекламу игорного бизнеса в еще более жесткие рамки, чем рекламу пива. Казино и залы игровых автоматов полностью лишились права на наружную рекламу и рекламу в Интернете, на публикацию информации о розыгрышах призов, на размещение товарных знаков при спонсировании каких-либо мероприятий (см. вынос). Уже с 1 апреля залы игровых автоматов (всего в Петербурге более 500 таких заведений) не смогут помещать на вывеске слова "игровые автоматы". Взамен, по словам президента Общественного совета по рекламе Петербурга и Ленобласти Сергея Пилатова, предприниматели получили "полную свободу для замены наименований 'игорный зал' или 'зал игровых автоматов'".
Впрочем, предлагаемые пока эвфемизмы "центр досуга" или "зал развлечений" не вызывают энтузиазма ни у представителей бизнеса, ни у контролирующих органов. Госпожа Плошкина не сомневается, что новый закон вызовет "неоднозначные толкования", и обозначила позицию ФАС: антимонопольное ведомство будет руководствоваться понятиями, взятыми из Налогового кодекса и толкового словаря. Из последнего чиновница привела определения здания, строения и сооружения - на всех этих объектах предприятиям игорного бизнеса реклама запрещена. В этом пункте мнение чиновницы ФАС разошлось с подготовленным юристами Городского центра размещения рекламы (ГЦРР) и комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) информационным письмом, которое допускает возможность установки на казино логотипа заведения.
"Но я могу рекламировать развлекательный центр, не объявляя название расположенного внутри него казино?" - поинтересовался заместитель гендиректора "Конти-групп" Игорь Бедных. "Можете сколько угодно", - отреагировала представительница ФАС. Однако возможность размещения товарного знака "Конти-групп" на теннисном турнире St. Petersburg Open госпожа Плошкина отвергла, несмотря на утверждение господина Бедных о том, что группа является совладельцем турнира. По мнению господина Пилатова, не дожидаясь вступления закона в силу, уже в ближайшее время контролирующие органы "пойдут шерстить всех в Питере и Москве", приводя вывески заведений игорного бизнеса в соответствие со своим пониманием новых требований.
Игорный бизнес, в свою очередь, намерен изменять рекламу в соответствии с собственными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Так, сеть "Вулкан" уже подредактировала свои вывески, убрав с них упоминание об игровых автоматах. "Будем ждать судебной практики, - поделился с Ъ Игорь Бедных. - По большинству вопросов ответы ФАС невнятны и не несут никакой конкретики. Законодателей раздражало сверкание и сияние, но по каким критериям его оценивать? Одну лампочку можно, а двести - нельзя? Вместо определения четких правил игры в нашем бизнесе на ближайшие восемь-десять лет новый закон породил только множество новых вопросов". Антимонопольная служба готова к валу судебных разбирательств. "В наших питерских судах почему-то так сложилось, что первую инстанцию мы проигрываем, - отметила Наталья Плошкина, - но зато добиваемся своего в судах высших инстанций".
Отметим, впрочем, что все это вряд ли уменьшит количество игорной рекламы на улицах Петербурга. Уже в среду ГЦРР заявил об отсутствии разногласий с ФАС. "Мы будем совместно вырабатывать общие требования, применяемые к игорным заведениям в Петербурге, особенно в случаях размещения товарных знаков. Вопросы же оформления (яркости, размера и дизайна вывесок) будут переданы в ведение КГА", - пояснил Ъ заместитель директора ГЦРР Николай Подченков. Что и понятно: ежегодные поступления в петербургский бюджет от наружной рекламы игорного бизнеса составляют $1 млн, и город не намерен распрощаться с этими средствами.
Коммерсантъ Санкт-Петербург
17.03.2006
Комментарии
Написать комментарий